Амур Гавайский : Я посмотрел Халк
09:01 24-06-2003
Разочаровавшись в Матрице я очень ждал Халк, ждал и боялся, что влипну в очередное голливудовское гавно, но не в этот раз я вам скажу. Последнее творение сравнительно молодого режиссера Энг Лии (Ang Lee http://entertainment.msn.com/celebs/celeb.aspx?c=276543 ) снявшего Crouching Tiger, Hidden Dragon и получившему за это дело Оскара, приятно освежило меня и я вновь верю в искусство.
После двух этих фильмов можно смело сказать, что этот самый Энг Лии пытается увязать коммерческие идеалы Голливуда с штурмом творческих высот!
Ну а теперь о зелёном гиганте Халк: прежде всего появился этот герой как Серый Халк, дело было в 1962 году, оригинальный его портрет можно увидеть здесь: http://www.incrediblehulk.com/greyhulk.html.
Авторы проекта некие Stan Lee (идиолог) и Jack Kirby (художник) задумали Халк для среднего американского любителя комиксов, по культурному своему развитию не превосходящие российских любителей зимней рыбалки. Суть Халка проста – это angry man, то бишь злой парень с мордой дегенерата, хотя я бы перевёл в данном случае angry как “яростный”. Ярый (яростный) бык покрывает тёлок, но это не суть важно.
Главное в том, что в отличие от первых звёзд комиксного небосклона Батмана и Супермена, блистающих благородной внешностью, рыцарским благородством и даже аристократичностью – в американском конечно варианте, в Халке есть нечто очень близкое простому маленькому, но очень злому человечку, каковы мы все: У Халка больной на голову отец, якобы учёный, исковерканное детство и плохое самообладание. Именно такой “супер герой” гармонично вливается в Американскую культуру. (В этом месте мне очень хочется послать на хуй тех, кто по своей уебанской серости полагает, что в Америке нет культуры)
Появившись на свет как герой комикса – этого Грааля, Шаолина американской культурно мифологической действительности Халк рос не по дням, а по часам и за сорок лет своего существования проявился во всех творческих жанрах: картины, театральные спектакли, мультфильмы, телевизионые сериалы, развлекательные павильоны в эпицентрах американской поп культуры Дисней Лэнд и Юниверсал Парк, ну и конечно в кино – как известно важнейшего из искусств!
Крупнокалиберных фильмов о Халке снято пять, первый в 1977 году (The Incredible Hulk (1977) сыграли там, ставшие знаменитыми Bill Bixby (Banner), и Lou Ferrigno (Hulk) (http://www.hulklibrary.com/hulk/multimedia/movie-show.asp?id=1) Они же снялись и в последующих трёх фильмах. Наиболее удачный был снят в 1990 году и назывался “Смерть Невьебенного Халка” The Death of the Incredible Hulk (1990).
И всё таки парадигм мифа о Халке – это конечно фильм вышедший на экраны в июне этого года и собравший за первый же уикэнд 63 миллиона зелёных как и он сам долларов!
Никаких старпёров в виде Бил Бахби и Лу Ферино тут нет и в помине, в роли Халка с человеческим лицом снялся Эрик Бана (смотри их фотки вот здесь: http://www.hulklibrary.com/hulk/multimedia/movie-show.asp?id=1) известный нам по отличному фильму про суровые будни американского спецназа Чёрный Коршун Падает в Жопу (Black Hawk Down ) А в роли Халка в полной своей красе снялись фантазии бойцов невидимого компьютерного фронта компании Industrial Light & Magic (фотки фтыкай здесь: http://www.thehulk.com/index_flash.html)
Главную женскую роль сыграла замечательная и очень милая Дженифер Конли Jennifer Connelly, не успевшая ещё замараться в бездарщине: фотка тут: http://entertainment.msn.com/celebs/celeb.aspx?c=316289) она поучаствовала в Оскаре за очень необычный для Голливуда фильм “Прекрасный Ум” (A Beautiful Mind) И воще в этом кино очень много оскариков включая голливудского ветерана Ника Нолти снявшегося в бесчисленных кино и даже с самой Барбарой Страйзанд – этой Леонардой Давинчей прошлого века, щас она вроде бы успокоилась.
Такая команда не могла провалится и вообще нужно отметить, что в редкой голливудской картине кто то летает на середину Днепра, а актёры играют плохо в отличие от совковского кино, где бездари всё таки давлеют.
Но главное в Халке не игра актёров, кого теперь этим удивишь, а в попытке одухотворить маргинальную американскую мифологию. Именно это и отметили рецензенты картины в Нью Йорк Таймс и журнале Нью Йорк, (я прочёл несколько рец, чего обычно не делаю по совковской упёртости.)
Китаец по происхождению и американец по стилю Энг Ли использует примитивную мифологему о Халке как некий бас профундо, изначальную материю, когда как само творение высокохудожественно и очень психологично:
- Тайна всего к чему стремится учёный находится внутри – провозглашает диссидент Дэвид Баннер, отец Халка.
Самопознание и овладение сущностью собственного существования – это манифест Халка
- When it happens (когда это происходит со мной) – исповедует свои метаморфозы Халк – I like it…(мне это нравится)
Философская часть картины снята почти как театральная сцена, при этом изумительно использована акустика: Халк и его отец в темноте секретного ангара, зрители из числа спецназа, готовые замочить их синрафазатроном гыгыгыгы, а они говорят о самом главном: любовь - ненависть отца к сыну, сына к отцу; страх; учёный в неученом обществе; жизнь и смерть, жизнь и смерть и свобода. По сути это главная сцена фильма, не считая очень точных и скромных любовных сцен. В них режиссёр осмелился отойти от наиболее ортодоксального голливудовского штампа: я имею в виду поцелуй героя и героини на трупах поверженных врагов. Ничего этого нет, женщина в Халке не является просто Оскар - призом за проявленный героизм в борьбе со злом; её роль в том, что бы понять мужчину, понять и успокоить. Нечто неуловимо китайское проявляется здесь, разъедающий душу американский феминизм незаметно исчезает. Вот она контрабанда целостности Инь и Янь…Я не говорю, что это нечто новое в искусстве, или в отношениях между полами, просто это очень хорошо показано, отчётливо, ясно, совершенно…
Сцены безумства Халка, за которыми народ и тянется в кино изумительны и не подетски круты: танки улетают в воздух, геликоптерам отрывают на ходу хвосты, но об этом писать смысла нету, это нужно видеть, вощем я рекомендую Халк.
В моей четырёхбальной системе оценки художественных произведений: 1 – хуёво, 2 нехуёво, 3 – пиздато, 4- охуительно, Халк проходит как 3 – то бишь Пиздато.