Илья Качалкин : Как мы режиссера пугали
10:46  19-01-2007
О пугаемом: в очках, с лысиной, ощущает свою гениальность, очень любит творчество Даниила Хармса, в свое время собирался уехать в страну, воюющую с палестинской автономией. Режиссер, одним словом. 
 О пугающих: Коля, с редкой фамилией Новиков - сквозной образ, знакомый читателю по предыдущим рассказам, Даша - по образованию историк, мятущаяся натура, не лишенная практичности, Поэт, плавно переходящий в писателя: любит рюкзаки и непастеризованное пиво. 
 На дворе был девяносто третий год. Мало того, был октябрь этого года. Это было время Москвы, время тяжелых алкогольных напитков, вроде водки и дешевых ликеров, время чердачно-подвальной эротики. 
 Времена бывают разные. В девяносто восьмом, например, я стеснялся прошлого и раздражался на этот период. Теперь я могу писать об этом. Разные времена бывают. Я переставляю слова, открываю форточку, закуриваю... Мне не хочется раздувать эпизоды, не хочется ностальгировать, я хочу рассказать историю... 
  
 Для начала мы, конечно, напились (мы - это я и Даша). Напились не истерично, нервно или похмельно. Мы выпили, чтобы прийти в "рабочее состояние". Обретя это состояние, мы отправились бродить по улице Рождественка. Побродили с часок, и я говорю: 
 - Не позвонить ли нам Коле с редкой фамилией Новиков? 
 На что Даша ответила мне: 
 - Ты, наверное, его любишь... - и потупилась. 
 Любить Колю Новикова я не собирался и сказал: 
 - Нам без Коли много будет! 
 На что Даша резонно возразила: 
 - Если Коля появится, то мы еще возьмем, и даже при его наличии валовое количество алкоголя превысит пределы разумной достаточности. 
 Я пропел на мотив "Варяга": 
 - Преде-елы 
  разумной 
  доста-а-аточ-ности! 
 И направился к телефонной будке. 
 Коля поинтересовался, что мы пьем, и есть ли у нас сигареты. Мы договорились встретится в саду "Эрмитаж". 
 Николай, вопреки своему обыкновению, почти не опоздал. Он пришел с двумя полиэтиленовыми мешками. В одном мешке находились почти новые кроссовки, которые Коля нашел на помойке - подарок для меня. В другом мешке лежали три тома Некрасова - всем хорошие, только без обложек: подарок Даше. Коля излучал удовлетворение - он чувствовал себя благодетелем. 
 - Хорошо бы горло промочить! - сказал даритель. 
 - Хорошо бы... - сказал я и вручил Коле бутылку. 
 Промочив горло, Коля решил оценить качество сигарет, которые мы прикупили утром. 
 - Может, к Вере зайти? - сказал он мечтательно, разглядывая ворон. - Кофе попьем, театр понюхаем... (Вера работала вахтером в театре, где заправлял Режиссер). 
 - Здравствуйте, Вера Петровна! Мы, вот, мимо шли... Дай, думаем, зайдем! 
 - Ну и хорошо сделали, садитесь, сейчас чайник поставим!.. 
 Вера на самом деле была нам рада. 
 - Не прошел фашизм-то! - продолжал разговор Колька. 
 - Да, не прошел! - облегченно вздохнула Вера, наливая ему в чашку кипятка и выставляя на стол сахар и растворимый кофе. 
 - А театр пустой, Вера Петровна? - спросил я. - Репетиций дневных нет? 
 - Какие дневные репетиции! Ты что?! Мог же фашизм пройти! 
 - Ах, да, - говорю. - Забылся... Ну так мы походим по театру, понюхаем портьеры, привидений погоняем. Ладно? 
 - Ну погоняйте, - говорит Вера. - Потом приходите еще кофе пить, у меня баранки есть. 
 И приемничек включает, чтобы еще раз в одиночестве послушать, как "фашизм не прошел". 
 Мы прошли полутемное фойе, пробрались в зал, где горел дежурный свет... Тут Колька залез на сцену, скорчил страшную физиономию и закричал: 
 - Я генерал Руцкой! Приказываю забрать в армию писателей и поэтов! Гражданина Новикова отправить на принудительные работы! Дашу Черняеву отдать на растерзание черносотенцам! За мной! 
 И побежал со сцены на второй этаж. Мы с Дашей припустились за ним, прыгая через две ступеньки. На втором этаже в маленькой каморке, где находился телефонный узел театра (от этой каморки у меня был ключ), мы в очередной раз промочили горло, и за перекуром, заменявшим нам закуску, выдумали такую штуку!.. 
 - Вылезем на крышу театра, возьмемся за руки и будем проходящих мимо граждан поздравлять с тем, что фашизм не прошел. 
 Сказано - сделано! Пробравшись через чердак, мы вылезли на крышу, встали над фасадом театра и давай орать: 
 - Фа-ашизм не прошел! 
 - Фа-ашизм не прошел! 
 Кольке надоело кричать лозунг, и он стал вопить: 
 - Би-итлз!!! Би-итлз!!! 
 Пока мы на крыше надрывались, по улице Петровка к театру приближался Режиссер. Он решил в такой переломный и судьбоносный момент быть со своим детищем. Подошел поближе и видит: на крыше Его театра люди скачут и кричат дурными голосами. 
 А мне к тому моменту тоже, как и Кольке, надоело про непроходимость фашизма кричать, и я стал голосить: 
 - Я Егоров и Кантария!!! 
 Режиссер заметался по пятачку перед театром, потом взял себя в руки, и бегом на вахту к Вере. Схватил телефон, номер набрал и начал причитать в трубку: 
 - Экстремисты! На крыше московского театра! Я подниму мировую общественность! - На "Петровку-38" звонил. 
 На "Петровке-38" думают: 
 - Чем черт не шутит, вышлем-ка отряд на всякий случай! - И выслали. 
 Мы же к тому времени устали глотки драть и уселись рядком на коньке театральной крыши. Горло промочили в очередной раз, и курим. Вдруг видим - на нас отряд надвигается... В касках, в бронежилетах и с автоматами. 
 - Может, пойдем? - говорю я Даше. 
 - Пожалуй, пойдем, - говорит Даша. - Что-то здесь дует... 
 - А где же Колька? - говорю я. - Нельзя же его бросать! 
 Посмотрели по сторонам - нету Кольки. 
 Раздумывать было некогда и мы предались поспешному улепетыванию. Проскочили чердак, подлетели к каморке телефонного узла, я ключ не найду, руки трясутся, страшно... В конце концов нашел, мы в каморку заскочили, заперлись и дышать перестали. 
  
 Через полтора часа, когда шум утих, мы с Дашей потихоньку вышли из телефонной каморки и пошли по театру, делая вид, что заблудились. Молча прошли мимо Веры, сидящей на вахте (конспирация!). И обрели свободу в виде осеннего сада "Эрмитаж". 
 - Не поесть ли нам сосисок? В качестве компенсации за всю эту беготню?.. - предложила Даша. 
 - Я не против, пошли на угол Петровки и бульвара, - ответил я. 
 В сосисочной мы обнаружили Колю с редкой фамилией Новиков, который пил кофе и рассказывал двум волосато-неформальным личностям о том, как несколько часов назад он был свидетелем попытки захвата театра экстремистами. 
 - Их повязали?! - спросил один волосатый неформал. 
 - Да!!! - я встрял в разговор. - Только двум организаторам удалось скрыться! 
 Был девяносто третий год. "Фашизм", к великой радости Режиссера, не прошел. 
 Люберцы 
 март 2000 г. 
 (переработка 2006 г.)