Муф : Ник Лухминский «Мемуар двадцатилетнего»

22:12  08-02-2007
Ник Лухминский «Мемуар двадцатилетнего» Очередная порция так называемой «прозы двадцатилетних», количество которой после нашумевшей книги И. Денежкиной «Дай мне!» на прилавках книжных магазов неуклонно растет. Очень жаль, что рост этот далеко не прямопропорционален качеству. Впрочем, «мемуар» Лухминского (первая и одноименная повесть из которого в 2003-м была опубликована в сборнике с громким названием «Антология прозы двадцатилетних», составленном той же Денежкиной) совсем неплох на мой вкус, хотя и не без «залётов».

«Мемуар двадцатилетнего» - повесть, постоянно вызывающая двоякие ощущения. Буквально с первых страниц в виду своей гомофобии я собирался было бросить чтение, так как автор не нашел лучшей «точки отсчета» для воспоминаний, кроме как собственное лишение девственности. А было их там трое: он, девочка и… мальчик. Слава б-гу и человеческое спасибо автору, что избавил от интимных подробностей такого первого раза. Да и вообще в книге отсутствуют описания сцен секса как такового, в отличие от остальных «звезд» Денежкиной и К°. Соответственно, через какое-то время я практически забыл о педерастии автора, ибо был сбит с толку трогательным описанием его платонической любви к девушке, незамутнённой гетеросексуальною канвою проходящим через всю повесть. Встретилось, конечно, и еще пара-тройка ахтунговых эпизодов, вызвавших лично у меня негатив, но вспомним того же Лимонова времён его аполитичности и нью-йоркского ПМЖ, с которым, кстати, многие сравнивают Лухминского. Очень схожее с «Эдичкой» самолюбование и жалость к самому себе, такому ахуенному, никем непонятому и в окружении быдла.

Помимо любви по ходу повествования автор «подрабатывает» вором-карманником, наркокурьером, тусит с неформалами, автостОпит по всей России, пытаецца поступить в ВУЗ, наркоманит, пробует себя в роли шлюхи в столичном гей-клубе, кОсит и съёбывает от армии, снова стОпит и прочее-прочее… Так что какой-никакой динамизм, несмотря на вроде как и автобиографичность, в повести присутствует.

Одна из особенностей книги – это заметный даже, образно выражаясь, невооружённым глазом, растущий от страницы к страницы писательский опыт Лухминского. Действительно начало повести суховато, простовато, попытки каких-то невнятных полушуток, но, постепенно Лухминский разгоняецца и периодически выдаёт просто шикарные обороты («Тогда мы садились, отгораживались от мира набором отравляющих веществ и беседовали о жизни и смерти»).

Вторая повесть «Откуси немного истории» так же автобиографична, но в каком-то смысле с «детективным» (естесно, в кавычках) уклоном. Автор воспитывался в детдоме, и однажды, уже будучи студентом и параллельно пытаясь выжить в окружении все того же «провинциального быдла», решил узнать всё о своих родителях. Семейная история оказываецца весьма грязной, но уже слишком поздно.

Плюс шесть жизнеутверждающих коротеньких рассказиков.

Всё.
Вердикт: ХОРОШО.