Khristoff : Mediaval II:Total War (обзор)

12:10  13-02-2007
Попала мне из-за океана эта замечательная игрушка.
Вот умеют капиталисты подать товар лицом. Не то, что у наших - вшивый царапанный эконом-бокс, жалкий отксеренный листочек и диск тоньше блокадной колбасы.

Тут все по-жирному – сочный картонный бокс, весь нарядный и разукрашенный с тисненным как в детских книгах суровым дядькой в доспехах и мечом. Поверх надпись в вольном переводе звучащая как: мол, не волнуйтесь граждане, битва тока начинается.
Внутри тоже все богато - огромный мануал, вложенная карта средневековой Европы, и аж три толстых вкусных диска.

Причем третий - это как бы босяцкий подгон, эксклюзивный саундтрек. "Как бы" - потому что игрушка в таком подарочном оформлении стоит 50 долларей. А вы как хотели?

Всласть погужевавшись над заморскими ништяками, я поспешил установить Средневековье на свой жесткий диск и вкусить прелести настоящей битвы. Тут меня ждал небольшой облом, в том смысле, что скоро не получилось. Игра устанавливалась не меньше полутора часов, подпрягая половину ресурсов ЦП. Это абсолютный рекорд по установке, впрочем, главное чтобы играла и не вылетала. Скажу сразу – играла и не вылетала, несмотря на версию 1.0 (то есть без патчей).

Итак, кнопка «пуск» - короткая заставка, настраивающая на нужный лад и вперед – покорять мир.
Как и у всех современных правильных игр, Средневековье по умолчанию задает оптимальные настройки под конкретную систему, поэтому колдовать в графе «options” необязательно. Разве что выставить самую высокую скорость прокрутки камеры, и, если очень хочется, чтобы все было совсем как по-настоящему, установить максимальное количественное значение отряда. Если параметры компьютера, конечно позволят. Мне вот как-то не очень позволили, хотя компьютер и неплохой.
Пришлось отключить тени с которыми пропали тормоза и пострадала реалистичность картинки. О картинке, то есть о графике скажу немного – она потрясающая. Если все выставить на максимальные параметры, создается впечатление, будто смотришь исторический фильм.

Красивое небо, высокую сгибаемую под ветром траву, превосходно вылепленные феодальные замки, правильные полеты стрел – все это мы уже видели и раньше. Но разработчики пошли дальше – они сделали индивидуальным каждого воина и теперь, допустим, отряд английских лучников выглядит именно как группа вооруженных людей, а не как склонированный сто раз дуболом из известной книжки. И это еще не все. Битвы теперь смотрятся совсем иначе, чем в том же: ROME: Total War. Там, если приблизить камеру, было видно, что храбрые гоплиты вовсе не сражаются друг с другом, а просто толкаются, машут мечом или пикой в пустоту и иногда падают, наверное, от сознания собственной никчемности.

В «Средневековье II» создателям удалось более правдоподобно сымитировать рубку: каждый вояка обладает собственным алгоритмом поведения. Он может уклоняться от ударов, сам атаковать, падать, вставать и наконец, очень драматично умереть – упав на колени, выронив из рук оружие, упасть лицом в траву (снег, песок – по желанию).

Звук под стать графике. Если поставить хорошие динамики (и конечно, саббуфер), то от грохота скачущей конницы, соседи вызовут милицию. Проверено лично.
И все-таки, ни графика, ни звук, как бы важны они не были, не являются главными компонентами в игре. Без интересного игрового процесса любая даже самая распрекрасная в визуальном восприятии игрушка, обречена оказаться в корзине удешевленных товаров.
И вот тут Средневековье II, продолжая славные традиции предыдущих войн (Рим, Средневековье I, Сегун), оказывается вновь на недосягаемой высоте. Именно гемплей обеспечил этой великолепной линейке миллионные продажи, а ее создателей заслуженно вознес в пантеон славы игроделателей, если таковой имеется.

О нем, о гемплее, и пойдет ниже речь.
Игра предлагает на выбор четыре способа удовлетворения полководческих замыслов:
1. Главная кампания – собственно сама игра. Прохождение за какую-либо страну с мрачного 1080 года, до не менее мрачного конца 16-го века.
2. Исторические сражения – псевдоисторические модели былых битв. За наших нет ни одной, что обидно, но к сожалению, неудивительно.
3. Произвольное сражение – здесь можно самому комплектовать армии сторон и устраивать локальные Ледовые побоища или Куликовские битвы.
4.Бысрое сражение – что попадется и как попадется.

Когда побеждать электронных супостатов станет лень, можно перейти к мультиплееру.
Пока же вернемся к режиму кампании.

Наций, за которых можно поиграть много – 17 играбельных и еще какое-то количество пассивных, за которые играть вроде как нельзя, но если покопаться в игровом редакторе, то можно.
Русские есть. И это хорошо. Немного игр в мире, где можно играть за наших. И уж совсем мало, в которых русские не выставляются мировыми клоунами с бугага-солдатами. Тут все по-настоящему. Дружина, боярские дети, дворовые (дворяне стало быть) и конечно казаки. Не беда, что в 11-веке никаких казаков еще не было, что Москва, если верить летописи основалась в 1147-и году, а Киев расположен не так близко к Крыму, как думается мэп-дизайнерам. Главное – наши есть!
Часа два я «тестировал» в бою различных воинов и пришел к выводу, что русские в Mediaval II не только не хуже прочих, но и вообще, одни из лучших вышли. Что не может не радовать. Вот только территории наши огромны и от города до города ехать несколько ходов-лет. Но тут уж ничего не поделаешь – историческая действительность.

Впрочем, поиграть за наших сразу не получится, ибо в начале выдается ограниченный список стран, за которые можно пройти кампанию: Англия, Франция, Священная Римская Империя (Германия если кто не в курсе), Испания и Венеция.
Конечно, остается возможность залезть в тот же редактор и мигом исправить недоразумение, но я решил, что для начала вполне хватит поиграть за одну из предложенных стран.

Виртуальное доминирование над средневековым миром, было решено осуществлять под английским флагом. Сказалась старая тяга к халяве, которая в условиях битвы за Альбион, выдавалась в виде огромного, никому ненужного острова.
Играть за англичан легко. Общая стратегия выглядит следующим образом – в начале игры заключаем кровные союзы с Шотландией, Францией и Данией – иными словами, со всеми соседями. И в первую пятилетку решительно и беспощадно захватываем собственный остров и соседнюю Ирландию. Здесь необходимо проявить прыть – ибо Шотландцы тоже претендуют на нее и если промешкать пару лет, то Дублин оденет юбки (кстати шотландские юбки - это миф выдуманный в 19-м веке), что в дальнейшем навредит нашему средневековому блицкригу.

На материке стоит расширить плацдарм по кромке западного побережья Франции. Мне удалось к существующему в начале замку, захватить еще два региона. Здесь необходимо рассказать о системе регионов и областей в игре.
Существует два типа областей. У одних центром является город, у других феодальный замок.
В городах осуществляются гражданские постройки, направленные прежде всего на развитие материального благосостояния государства. Войска они, в правильном понимании этого слова, города производить и вербовать не могут и готовы муштровать только ополчение, едва способное к крепостной службе.
Замок, напротив, обладает, точнее, будет обладать под мудрым руководством, всем необходимым для создания непобедимой армии. Зато в нем нельзя развить гражданскую инфраструктуру. На протяжении всей игры, нам придется решать вопрос, какая область будет поставщиком армии, а какая возьмется ее кормить. Хорошо хоть можно при наличии денег перестроить город в замок и наоборот.
С исторической точки зрения такая система – города-замки, была едва ли возможна. Как известно, вокруг замков, как правило, и формировались города. Те же многочисленные дворянские гнезда, разбросанные по всей Европе одинокими гордыми развалинами, не смогли бы содержать больших воинских соединений в виду их компактности.
С играбельной стороны это новшество тоже сомнительно. На мой взгляд, правильней было расширить функцию города, введя внутри него постройку и модификацию замка. Но, вернемся, к игре.

Итак, после того, как англичане под моим чутким руководством прочно закрепились на собственном острове, взяв под контроль Ирландию и захватив побережье материка, можно было подумать и о дальнейшей экспансии.
Выбор жертвы очевиден – заносчивые шотландцы, чье независимое соседство очень огорчало меня и делало уже почти приватизированный остров коммунальной квартирой с большой кухней на севере.
Проблема заключалась в том, что несколькими годами ранее, я выдал замужем дочь английского короля за шотландского принца и вообще - внешние отношения выглядели более чем дружественными.
А потому вот так вот взять и напасть было бы неправильно и опасно – тут же нарисуется посланник от папы и скажет, что мы потерявшие совесть негодяи, должны немедленно отстать от своих братьев по вере, иначе последует отлучение от католической церкви.

Быть отлученными от церкви мне не хотелось, ибо это сильно усложнило положение молодого английского государства. В Средневековье отлучение от церкви целого государства – это смуты внутри страны, восстания в городах, неминуемая агрессия соседних католических держав и как финальный аккорд – крестовый поход ревнивых поборников церкви.

Все это никак не входило в мои планы, а по сему, я торжественно приехал с дипломатической миссией в Эдинбург и предложил им отдать свой единственный замок, взамен обещая не хамить. В Шотландии мой юмор не оценили и разорвали братский договор, я в свою очередь разорвал на всякий случай и торговые отношения.
Уже на следующий год две большие армии под предводительством короля и его наследника вторглись на территорию гордой, но очень маленькой страны и тут же ее всю благополучно захватили. Король взял приступом Эдинбург, а наследник штурмовал замок на севере. Все произошло в один ход, посему, папа не смог приказать мне отвалить от маленьких шотландцев, потому что их к тому времени уже не было.

Следующий противник – Франция. Как бороться с ней и чем все закончится, не скажу, а то неинтересно будет играть. Главная опасность – это не ввязаться в одновременную борьбу с Даней и Венецианским союзом. Я, к слову сказать, ввязался и поимел немало тревожных моментов, будучи соажденным с трех сторон. Кабы не островное положение метрополии, неизвестно чем закончилась бы моя авантюра по экспансии в Европу.

Теперь хочется сказать несколько слов о тактике сражений за англичан. Как известно, английское средневековое войско – это, прежде всего, отменные вольные стрелки. Именно они обеспечили победу в битве при Азенкуре, где пал цвет французского рыцарства, и в конечном итоге, успехи первых лет Столетней войны, лежит на их плечах, точнее – луках.

Я решил, не экспериментировать в сражениях и придерживался, в основном, традиционной тактики. По фронту несколькими отрядами в шахматном порядке выставлялись стрелки, перед которыми врывались в землю заостренные колья – отличное средство против кавалерии. В промежутках между отрядами лучников, я ставил копейщиков или алебардщиков. На флангах располагалась конница.

Бой начинают лучники, осыпая противника горящими стрелами (обязательно горящими, так гораздо эффективней). Конница, в это время, быстро и незаметно для противника делает рокировку за спинами пехотинцев. Отборные отряды рыцарей встают против наиболее слабого фланга врага, а легкая кавалерия, занимает противоположное крыло. Ее задача – отвлекать противостоящий фланг противника, и главное, связывать вражеских рыцарей.

В тот момент, когда враг атакует наш фронт, а он его обязательно атакует, ибо вступать в перестрелку с английскими лучниками себе дороже, я выдвигаю против них стоявшую между стрелками пехоту, сковывая основные силы врага, а лучников отвожу назад и перевожу их огонь по флангам. В этот момент, мой наиболее сильный фланг с рыцарской конницей ударяет в тыл, а легкая кавалерия отвлекает неприятельских рыцарей, не позволяя им прийти на выручку своему центру.
Помните, что у конных рыцарей очень важен момент первого удара – он существенно прибавляет урон. То есть воевать рыцарями лучше так – наскочили-отошли. Вязнуть в плотных пеших массах не рекомендуется, особенно если среди них есть вооруженные копьями или пиками солдаты.
Вообще, тяжелая конница стала в игре безусловной лидирующей силой, что полностью соответствует историческим реалиям. В принципе, теперь любое сражение в поле можно выиграть использую только мобильные рыцарские отряды. Но стоить такие конармии будут недешево, а потери при штурме, вооруженных пиками ландскнехтов могут сильно испортить настроение, да и города брать конные витязи не умеют, поэтому лучше всегда иметь комбинированную армию: рыцарский костяк, пехоту, лучников, осадные орудия.
Конечно, есть исключения и различные варианты – например монгольская конница. Разные решения одной задачи – это и есть конек игр Total War.

В завершении – несколько советов к прохождению стратегической части игры. Они, в общем и целом, соответствуют здравой логике и делают лишь небольшой крен от реального мира, это еще один большой плюс к Total War – реализм происходящего, хотя и в известных рамках.
Не стоит воевать более чем с одной страной – история Германии отличный пример для демонстрации результатов такой стратегии.
Не стоит доверять союзу с соседями. Рано или поздно, скорее рано, они покусятся на ваши исконные земли, кои с маниакальным упорством будут считать своей вотчиной.

Широко используйте дипломатов и невест. Хорошая помолвка может принести много пользы. Дипломат способен успешно торговать картой, что существенно пополнит вашу казну, а также заключать союзы и натравливать друг на друга страны.
Впрочем, исключительно военное решение любых проблем здесь преобладает. Можно завоевать весь мир, даже ни с кем не познакомившись.

При игре за католическую державу, не пренебрегайте заданиями Папы. И по возможности, не доводите ситуацию до отлучения вас от церкви. Вообще, самое приятное развитие событий – это продвинуть в Папы своего кардинала, что решит массу проблем и откроет для вас замечательные горизонты. Можно объявить о крестовом походе, можно кого-нибудь предать анафеме – красота!

Если вы играете за нетехнологическую нацию, например, за датчан, не доводите дело до позднего средневековья – с развитием артиллерии перевес в бою будет на стороне тех, у кого много ружей и пушек.

Вот, собственно и все. Теперь позвольте мне ответить на главный вопрос – является эта игра шедевром? Могу ли я сказать, что при жизни прикоснулся к величайшему творению в мире компьютерных игр?
Ответ мой будет однозначным – нет. Ни новые краски, ни разные лица солдат, ни окровавленные мечи, ни драматичные падения убитых – ничто это не может скрыть от нас вторичности Средневековья и его отхода от исторической действительности в сравнении с
Rome: Total War и особенно от мода последнего: Extended Greek Mod.
Впрочем, это мое субъективное мнение, к тому же история древнего мира, особенно эллинизма, мне куда интересней чем средние века.

На этом позвольте закончить. Надеюсь, вам помогут мои скромные советы при покорении Европы и захвату Нового Света (есть там и такая возможность – покорить мирных индейцев), я же с вашего позволения, складываю в сторонке средневековые доспехи, забрасываю на балкон кулеверину и аркебузу, вытаскиваю из чулана сариссу и ржавый копис и спешу к македонянам, изнуренных неравной борьбой против огромного государства Селевкидов и союза Греческих городов.

Удачи!