флюг : Гонщик

22:58  28-03-2007
Хенри (Хенкка) Тойвонен. Гонщик. Великий. Точнее, он стал бы великим, но сплетение обстоятельств, в коих кто-то узреет промысел Господень,
а кто-то просто случайность - лишили его этого звездного статуса. Посвящаю ему этот скромный очерк.
Ралли дисциплины WRC. Тур де Корс (ралли Корсики). Второе мая 1986 года. Седьмой километр спецучастка №18 . В кабине Лянчи С4, лидирующей на данном этапе, два человека – Серджио Кресто, штурман - усердно читает легенду на английском языке. За рулем – Хенри Тойвонен, пилот, внимая указанием штурмана, пытается обуздать дикую машину и направить её в очередной поворот . Ясная, солнечная погода. Под колесами - щебень с песком. Вполне удобная и податливая смесь для уверенного прохождения очередного виража. Двигатель визжит и шипит, достигая максимальных оборотов – четко работает клапан сброса давления в турбине. «Пологий левый», - диктует штурман. Далее – удар и непереводимая череда ругательств на итальянском языке. Помехи в эфире…
Что случилось дальше??? Никто не знает точно до сего времени. Восстанавливаем картину происшедшего по следам, оставленным мятущимся автомобилем на склоне злополучного участка SS18: следуя немыслимой траектории, Лянча, не снижая скорости вылетела влево. Учитывая скорость машины, можно предположить, что автомобиль взлетел над деревьями и приземлился днищем прямо на их кроны, падение было ужасающим – сучья деревьев пропороли алюминиевые топливные баки, после чего Лянча перевернулась на крышу, свалилась вниз и взорвалась. Системы пожаротушения были однозначно повреждены, ибо не сработали. Хенри Тойвонен и Серджио Кресто жили еще около минуты, находясь в настоящем Инферно. Им никто не смог помочь и сами они не могли выбраться их этого Ада. Всё.
Через несколько десятков минут выяснилось, что экипаж Тойвонена не прибыл на контрольную точку, хоть и шел первым, ещё через пару минут пришло сообщение от оператора итальянского телевидения – он видел столб огня и пламени в лесу, восточнее трассы. Когда спасательные бригады и весь состав команды «Мартини рэйсинг» прибыл на указанное место, они застали жуткую картину: только трубчатый каркас Лянчи, выполненный из титана, разнообразил пейзаж – даже тормозные диски, сплавились и напоминали растаявшее крем-брюле. Двигатель оплыл и стал похож на прошлогоднюю кучу снега, от пилотов не осталось практически ничего… Окрестный лес, как ни странно, не загорелся, хотя огнем опалило около 70 квадратных метров – мертвые деревья со скрюченными листьями лишь жалобно пялились на прибывших спасателей, спасать уже давно было некого…
Хенри Тойвонен! – одаренный, подающий огромные надежды гонщик, что же с тобой случилось? Накануне он простудился, говорят – у него была температура, и главный менеджер команды дал ему некие таблетки. Может причина трагедии в падении концентрации из-за них? Или скорость трассы не позволила ему быстро усваивать информацию от штурмана на чужом языке? Или адская Лянча С4, которая годом ранее унесла жизнь ещё одного пилота – Айелло Бегетты, не позволила ему обрести полную власть над собой. Ведь сам Хенри не раз говорил, что даже он не способен совладать в полной мере с норовом этой машины. Мы никогда этого не узнаем. Кстати, на смерти Хенри закончилась целая эпоха - участие в ралли автомобилей класса «Б» было запрещено FIA (Ауди Кваттро, Пежо 205Т16), слишком много жизней было пожертвовано этой зрелищной, но кровавой дисциплине. Аминь.

P. S. Все мы иногда смотрим «Гонки Чемпионов». Они, как правило, проходят в Америке после окончания сезонов во всех дисциплинах. Там можно встретить и Михаэля Шумахера и Себастьяна Лёба, и даже Валентино Росси. Но мало кто знает, что первая «Гонка Чемпионов» прошла в 1988 году в память о выдающемся пилоте Хенри Тойвонене.
Когда он разбился, ему было 29 лет. На этой земле остались лишь жена – Эрья, дочь Арла и сын Маркус.
Пусть земля ему будет пухом.