АЛУ ЗЕФ : Человек Дождя

23:05  29-03-2007
У него не было друзей. И другого интереса в жизни, кроме гонок и скорости. Он слишком быстро старел душой, потому что безостановочная гонка за призрачным идеалом опустошает. Его непредсказуемый характер и дикая тяга к постоянному самосовершенствованию сделали его одиноким...

Вместо предисловия.

21 марта 1960 года, в обеспеченной семье Милтона де Сильвы, преуспевающего торговца автомобилями и итальянской эмигрантки Нейды Сенна из Неаполя родился первый сын Айртон Сенна да Силва.

В семье он был первым мальчиком, что естественным образом объясняет постоянное участие отца в воспитании сына. Уже в четыре года Аэртон имел собственный карт, мощностью 1 л/с, с которого он начинал познавать азы автоспорта, собственный картодром и собственного гоночного менеджера. Отец оказался удивительно прозорлив, как будто зная, что сын рожден стать великим...великим гонщиком, легендой F1.

Карьера его началась в 1975 году в Интерлагосе, где он и одержал свою первую победу. В 1977 году Сенна – чемпион Южной Америки в категории «100 куб.см.». В 1979, достигнув максимального для карта возраста, Сенна, по настоянию отца, возвращается в Бразилию – получать образование. Вскоре отец осознает свою ошибку. Для Аэртона нет иных увлечений, кроме автоспорта и в 1981 году повзрослевший и жаждущий новых побед Сенна возвращается в Европу, в составе команды "Van Deiman", «Формулы Форд 1600», где и выигрывает свою первую гонку – на мокрой трассе Brands Hatch.

Босс "Van Deiman" Деннис Рушен предлагает молодому бразильцу контракт аж в 2000 фунтов на участие в гонках «Формула Форд 2000» и в 1981 году Аэртон выигрывает еще гонки RAC и Townsend Thoresen. Именно Деннис Рушен дал Аэртону Сенна прозвище "человек дождя", оставшееся с гонщиком до самого конца карьеры.

Так проходит несколько лет...Айртон женится на Лилиан Васконселос, с которой был знаком с детства (их родители были дружны, и в юности будущий пилот "больших призов" лихо гонялся вместе с ней на карте). Роман был стремителен, и уже через два месяца после его начала Айртон ведет возлюбленную к алтарю. Новобрачная не совсем осознавала за кого выходит. Их брак продлился всего 14 месяцев и закончился разводом в 1982 году, когда 22 летний Сенна творил чудеса в «Формула Форд 2000».Лилиан, жаждавшая миллионов, не выдержала постоянных отлучек мужа и не дождавшись бешеных прибылей, просто-напросто ушла от него, мотивировав это тем, что Айртона автогонки и карьера интересуют гораздо больше чем жена. Сенна не особо расстроился - видимо, этот разрыв и правда расставил точки на "и" в жизненных приоритетах молодого гонщика.

В конце сезона 1983 года Айртон подписывает свой первый контракт "Формулы-1" с командой Toleman на 1984 год. В списке пилотов появился хоть и известный, но в то же время неизвестный гонщик.

Нельзя сказать, что дебют Айртона в «Формуле 1» был звездным. В Бразилии он сошел, в Кьялами и Зольдере финишировал шестым. Но фанатичное упорство Сенны не могло не быть вознаграждено.

...Шестой этап чемпионата мира-84, проходивший на улицах Монте-Карло, надолго запомнится всем. Невероятный ливень обрушился на разноцветную вереницу гоночных болидов. Из за большого скопления воды с трассы вылетели опытные Уорик, Лауда, Тамбэ, Мэнселл, Патрезе. Впереди осторожно, словно кошка, ощупывая в темноте незнакомую дорогу, буквально крался Прост. И тут журналисты в пресс-центре дружно бросились к экранам мониторов: в облаке водяной пыли от "Макларена" лидера показался бело-синий Тоулмен. Кто это? Номер девятнадцать, шлем традиционных бразильских цветов - это же Айртон Сенна! С неба продолжали низвергаться водопады дождя, а бразилец с каждым кругом все ближе подбирался к Просту. Он мчался будто посуху, совершенно не обращая внимания на буйство воды вокруг. И тем не менее не делал ошибок! Вот Сенна приблизился к "Макларену" и, после недолгой борьбы обойдя его, вышел в лидеры!

Нет, он не стал тогда победителем, главный судья состязаний дал указание вывесить красные флаги, сочтя невозможным продолжать гонку в таких условиях. Сенну лишили заслуженной победы (или возможности свернуть себе шею на одном из следующих поворотов), но именно тогда...именно тогда все увидели будущего чемпиона мира – «человека дождя» Айртона Сенну.

В дальнейшем сезон сложился не особо удачно, за исключением выигранной «Гонки звезд» и восьмого места в "1000 км Нюрбургринга" на "Порше 956", и еще до его окончания Сенна подписывает контракт с Лотусом. Именно в этой команде он окончательно сложился как лидер и Макларен в 1988 году знал, что подписывает контракт с будущим чемпионом.

Взаимоотношения с коллегой по команде – Аланом Простом – это тема отдельного креатива. Они дополняли друг друга. Они были и друзьями и, одновременно, злейшими врагами. Сказывалась фанатичная тяга Сенны к победе. Каждая гонка была противостоянием Айртона и Алана.

Момент истины наступил 30 октября 1988 года. McLaren стоявший на "поуле" Сенны заглох. Каким-то усилием воли Айртон сдвинул с места груду красно-белого металла и, воспользовавшись тем, что стартовая прямая в Японии идет немного под уклон, заставил свой "движок" ожить. Со старта он ушел лишь 14-м, но еще до исхода 1-го круга был уже 8-м, на 2-м, стал 6-м. На 16-м после схода Капелли - Сенна стал вторым! И почти тут же пошел дождь. Небеса явно давали знать, что им небезразличны усилия "человека дождя" Айртона Сенны. В начале 28-го круга, на выходе с главной прямой Сенна прошел Проста и вышел в лидеры! Справедливости ради стоит отметить, что как раз в этот момент у Проста выпала передача. Но ведь это тоже можно отнести к капризу судьбы... Еще через пять кругов Сенна начал подавать сигналы маршалам Гран При Японии, требуя остановить гонку - дождь усиливался, и ехать становилось все опаснее. Но увещеваниям бразильца не вняли. Сенне понадобилось вытерпеть все это до конца, чтобы осознать, что главное дело своей жизни - стать чемпионом мира, победив Проста - он уже сделал.

Как вспоминал потом ведущий фотограф "Формулы-1" Кейт Саттон: «Спал ажиотаж, рассосалась толпа, закончились пресс-конференции. На пит-лейн уже не было никого, кроме меня и еще одного фотографа, французского. Айртон, сидя на стене, давал интервью бразильскому телевидению и одновременно поглядывал на громадный экран, где в повторе транслировалась только что закончившаяся гонка. Гальвао Буэно, бразильский телекомментатор, очень близкий Сенне человек, спросил: "Теперь ты - чемпион мира. Цель достигнута. Ты шел к ней, как таран, отказываясь в этой жизни от многих радостей, теряя старых друзей. Теперь что-то изменится?" Айртон ничего не ответил. Он... заплакал".

Шли годы, Айртон ушел из Макларена, в котором прошли лучшие годы его карьеры, поменял "конюшню", став пилотом Williams Renault, сменив там, ушедшего из спорта, своего давнего соперника Алана Проста.
С самого начала сезона Сенна оказался под чудовищным прессингом со стороны Михаэля Шумахера и, возможно, начал сезон чересчур напряженно, пытаясь сразу же начать побеждать на машине, которой явно не хватало надежности. Да и ездили теперь пилоты на более узких покрышках. За рулем FW16 Сенна завоевал "поулы" на Интерлагосе и в Аиде, на «Гран-при Пацифик», но оба раза сошел. А потом была Имола...

Никто не знает, что творилось в тот день в душе Айртона Сенны. По мнению очевидцев у него были предчувствия. После аварии Рубенса Барикеллы и гибели Роланда Ратценбергера Сенна был явно подавлен, даже в звонке своей подруге оговорился, что отказался бы от гонки, если бы мог. Близкие понимали, что ничто не держит Айртона на трассе так...как это делает он сам. Однажды в интервью Айртон сказал: «Я думаю, вы можете представить себе, о чем идет речь - об опасности, опасности получить тяжелую травму, погибнуть. Вы знаете, что можете столкнутся с такой ситуацией, но это часть вашей жизни. Когда это происходит, становится мысль все бросить, уйти, но вы продолжаете гоняться. Мне нравятся гонки, как их бросить. Гонки, состязания - это моя кровь, часть меня. Я занимаюсь этим всю свою жизнь»

В этом он был весь, он не мог не учавствовать.

Перед стартом Гран-при Сенна пожал руку Просту, который сказал: «Мы были соперниками, и даже больше чем соперниками. Мы не были друзьями, но может быть мы сможем стать ими в будущем». На седьмом круге,при входе в поворот "Тамбурелло" Williams Renault под №2, пройдя вершину поворота, внезапно сорвался с него и перелетев восемьдесят метров вспаханной зоны безопасности ударился в бетон. Айртон должен быть видеть бетонную стену, но, по причинам, которых мы, боюсь, не узнаем никогда, не предпринял попыток избежать столкновения. Путь от трека до стены занял менее секунды, по данным телеметрии скорость в момент удара составляла 220 километров в час,а затем он встретился с Богом, которого он чувствовал, которого он знал так давно... А в физическом мире после удара - машину отбросило от стены и швырнуло обратно на трек, но Айртон Сенна об этом уже не узнал...

Удар был жесткий. Колеса пролетели над головой Шумахера. Операторы показывали Сенну, который сидел в кокпите и качал головой. Приехала бригада врачей. Гонку остановили и в течении 40 минут врачи пытались стабилизировать его состояние.

По результатам компьютерного моделирования аварии болида Айртона Сенны и результатам медицинского заключения, физической причиной смерти гонщика послужил рычаг подвески, вонзившийся в стык шлема. По заключению технической комиссии, возглавляемой деканом инженерного факультета Болонского университета профессором Лоренцини, которому следствием было поручено разобраться в аварии Сенны, причиной явилась неисправность рулевого управления. Рулевая колонка "Вильямса" была повреждена до столкновения с бетонным ограждением. Через четыре часа после аварии, в госпитале «Маджиоре», не приходя в сознание Айртон Сенна скончался.

Версий выдвигалось масса. И то, что столкновение стало результатом ошибки пилота, при этом газеты вовсю цитировали технического директора «Вильямса» Патрика Хеда : «Айртон Сенна сделал ошибку. Мы проверили телеметрическую информацию. Он слегка поднял ногу, как раз на уклоне, в месте, где гудронированное шоссе изменяется. Это вызвало потерю силы давления на заднее крыло, поэтому машина продолжала двигаться прямо».

Но к этому моменту Айртон наездил на болиде сотни километров и довольно хорошо его знал. Как раз в 1994 году FIA запретила использование на автомобилях Формулы - 1 активной подвески. А именно электроника помогала сохранить неизменным дорожный просвет под днищем, создавая тем самым необходимую аэродинамическую силу, прижимающую "формулу" к дороге в повороте. В случае, если эта сила исчезла хотя бы на мгновение, автомобиль могло сорвать с дороги - он становился неуправляемым.

Получалась удобная схема – Айртон, желая согнать с хвоста назойливого Шумахера совершил ошибку...Но тут возникли вопросы по поводу пленки. Как известно в распространенных официальных кадрах съемка обрывается за доли секунды до столкновения. Но в СМИ просачивалась информация, что последние кадры просто-напросто стерты, стерты как раз в тот момент, когда на пленке явно было видно, как руки пилота крутят руль, но колеса не слушаются.

Была и другая версия. Покрытие в Имоле было недавно заменено и многие команды жаловались на недостаточную сцепку с дорогой. Добиваясь большего пятна контакта с дорогой давление в шинах приспускали, уменьшая тем самым клиренс. Но к моменту аварии пилоты уже разогрели резину на шестом круге, так что эта версия тоже сомнительна.

Рассматривался и вариант, что резина была повреждена осколками от предыдущей аварии, но был опровергнут. Предполагалось, что пилот потерял сознание, что неудивительно при перегрузках более 4 g..., но основной версией стала неисправность рулевого управления. Камера, установленная на "Бенеттоне" следовавшего за лидером Шумахера, ясно показала, что машина Сенны в какой-то момент внезапно сошла с траектории поворота и пошла прямо. Такое могло произойти, если сломалась рулевая колонка.

Как бы то ни было...окончательная причина гибели неизвестна до сих пор...

Айртон Сенна был гонщиком от бога, отлично владел концентрацией воли и всего себя отдавал скорости, но понимал, отлично понимал, что он сапер, на этом зеркально гладком минном поле, на котором ждет так много всего неожиданного. Он знал, что первая ошибка приведет к трагедии, так как всю жизнь ездил на грани фола, он предчувствовал трагедию, но не отказался от гонки, не предал самого себя. Он ушел так же как и жил, загадочный и неукротимый, величайший гонщик в истории автоспорта, «человек дождя»Айртон Сенна, живший, чтобы побеждать и побеждавший, чтобы жить.

"Я вспоминаю свою первую гонку на картинге в дождь. Это была полная катастрофа. У меня ничего не получалось. Меня обгоняли все! В тот день я убедился, что не умею управлять машиной в дождь, и начал тренироваться на мокрой трассе. Я всегда был там, где шел дождь, я шел к нему, чтобы приручить".
Айртон Сенна «человек дождя»