о. Неграмотный : Калибр 0.45

04:56  24-05-2007
Калибр 0.45

На первый взгляд может показаться что этот фильм – добротная стандартная голливудская картинка о любви двух мелких криминалов – торговца оружием и его музы - дрянной девчонки с фигурой подростка и большим красным ртом.
Однако все гораздо сложнее.

Порочного пубертатного ангела с ярким сургучным ртом играет Мила Йовович. Ее дружка и подельника играет менее известный тип, его имя можно не приводить, поскольку, несмотря на частое мелькание в кадре он выступает больше декорацией, этакий бог переулка с узеньким лбом – оловянные глаза, золотая цепь, культовая кожаная куртка – все в наличии (эта куртка, кстати, сыграет немаловажную роль в развитии сюжета).

Итак, асфальтовая пастораль и идиллия, любовь на фоне небоскребов, пожарных лестниц и полицейских сирен. Он ворует и барыжит, она подельничает и вдохновляет его на героические деяния. Криминальные подвиги перемежаются сценами походов в бар, где собирается местная «конкретная» аристократия, сценами в культовую игру «пулл», ну и конечно «домашними» сценами и диалогами построенными вокруг постели, прежде всего, что бы обозначить силу электрического тока связывающего этих двух архетипических персонажей – «грубую силу» и «коварную красоту».

Несмотря на искушенность в делах постельных и уголовно наказуемых деяниях, Мила (ее персонаж, естественно) предстает довольно наивным существом – она верит в то, что всегда сможет манипулировать своим другом, поскольку верит, что он ее любит. Проще говоря, Мила верит в любовь. Ах, Мила, Мила – любовь это трамвайный билетик в Ад.
Сюжет динамичен (от слова динамит). Простенький шекспировский треугольник из быковатого Отелло, наивной Дездемонны-Милы и гипотетического третьего (друга семьи, конечно же) стремительно превращается в четырех, пяти и даже шести угольник, где участвуют уже не только мужчины, но и женщины разных цветов кожи и темпераментов. Все хотят заполучить немножко ангела.

Мощная сцена бытового насилия, когда мачо в потной майке сначала сокрушает ребра Миле Йовович, портит ее дорогостоящее лицо, а потом начинает последовательно уничтожать ее гардероб – священные и неприкосновенные предметы каждой уважающей себя женщины. Трусики, лифчики, кофточки. Конечно же, самое любимое платье. Мила, как все «дрянные» девчонки, любит дорогие, откровенные, едко красивые вещи.
Бедная Мила в слезах, крови и соплях валяется на полу среди своих разрезанных тряпочек, лоскутков, лепестков, крылышек - она полностью раздавлена.

Картинка нравов эпохи каменного века бодрит. По своему эмоциональному воздействию это сцена гораздо сильнее обычной постельной сцены долженствующей показать зрителю накал страстей между персонажами. Древняя, изначальная формула секса предполагает насилие между самцом и самкой, а если не насилие, то агрессию – причинение некоторой боли объекту вожделения. Животные заменяют поцелуй укусом в затылок или горло.
Напуганная Мила сначала хочет уйти. Она хочет покинуть своего влюбленного Минотавра, который перебил ей нос. Но не тут то было.

- Ты останешься со мной, если хочешь жить. Я убью тебя, если ты попробуешь уйти.
А что вы хотите от небритого типа в потной майке – он не куртуазный маньерист, он человек действия. Мачо в потной майке действительно любит Милу Йовович, только каналы его любви такие вот дикие, марсианские. Кровью наполненные.

Отношения персонажей обитающих на криминальном дне обнажены до предела, в сущности, - они первобытные люди одержимые простыми и сильными эмоциями.

«Я принес тебе свежего мяса» – говорит первобытный мужчина, я кормлю тебя и защищаю….ты должна любить камни моих кулаков»

«Я тоже кормлю тебя живой плотью» – отвечает первобытная женщина – «плотью из своих самых нежных и уязвимых мест… и учти – я опасная добыча». Умная женщина естественно скажет свою реплику еле слышным шепотом, а претворит ее в действие позже, когда мужчина расслабленно отвернется, отставив в сторону свой каменный топор.

На самом деле этот фильм вовсе не про любовь, - это фильм про одиночество.

Отношения между мужчиной и женщиной всегда омрачены какими то материальными обстоятельствами, вещественен, солиден и мясист ангел этой любви - он изваян из чугуна и бетона. Деньги, статус, элементарное стремление получить защиту - вот критерии по которым женщина ищет себе пару в современном жестоком мире (а когда он не был жесток?). «Иди к нам» - кричат окружающие Милу женщины, мы не такие, мы хорошие. Мы знаем, что такое чувства, мы будем любить тебя просто так. Но Мила уже не наивный пубертатный Ангел, позволяющий щупать свои лебяжье перышки за обещание искренних чувств. Она - Ангел Mk2, глаза прохладные, нервы холодные, под нежной и красивой оболочкой - стальной каркас хищного археоптерикса.

Мужчины - это агрессивные отвратительные животные, женщины - это тоже отвратительные животные, компенсирующие недостаток физической силы хитростью и коварством.

Ангел Мила отворачивается и от мужчин и от женщин. «Я позабочусь о себе сама» – говорит ее персонаж. Истинная религия – одиночество. Истинная любовь – любовь к самому себе. Причем тут калибр 0.45? А торгует Ангел Мила оружием этого калибра. Приторговывает.
Трудно измерять в калибрах одиночество, но если уж проводить подобные аналогии, то легендарный смертоносный 0.45, думается, будет в самый раз.