Михаил Черкасов : Идеология

09:55  11-07-2007
В результате капитуляции в «холодной» войне идеология СССР (марксизм-ленинизм) была оплёвана и выброшена на свалку истории (в буквальном смысле: огромное количесво книг с трудами классиков были выброшены на свалки и сгнили под открытим небом). Практическим следствием капитуляции стал отказ от курса на построение социализма и коммунизма. Вместо этого началась бурная реформаторская деятельность, следствие которой стало разрушение достижений прежних лет. Другим практическим следствием реформирования всего и вся стало создание гибридной социальной организации, состоящей из остатков советизма, внешнего подражания западнизму, а кое-где был реаниммирован феодализм). Гибрид этот недееспособен. Недееспособен потому, что компоненты его несовместимы между собой и конфликтуют друг с другом, растрачивая при этом свои силы и мешая друг другу. Недееспособность его выражается в том, что он не может на должном уровне решить ни одну из стоящих перед государством задачь: обеспечение целостности государства, его суверинетета и независимости, обеспечение законности и правопорядка во внутренних делах. Такая гибридная социальная организация исключает возможность наличия единой государственной идеологии (разнородные компоненты в принципе не могут иметь единую идеологию). В настоящий момент на роль государственной идеологии претендует православие, носителем которого является «возрождённая» в 90-е годы Русская Православная Церковь. Замечу, что объективно православие «не тянет» на ту роль на какую тщится: перво-наперво оно является религией, а не светствой идеологией – то есть вольно или невольно оно должно конфликтовать (в лучшем случае – противостоять) с другими традиционными для России конфессиями (исламом, иудаизмом). Таким образом, объективно, православие не способствует делу сохранения единства Российской Федерации. Тот факт, что православие стало «первым среди равных» и захватило «ничейное» место государственной (именно государственной – то есть светской) идеологии – ещё не делает его способным эту роль выполнить. На практике же «приближение» РПЦ к «Кремлю» создаёт в стране благоприятныю почву для разжигания конфликтов на религиозной почве (а значит и на межнациональной: религия – явление всегда и прежде всего национальное – многонациональным государствам такое не подходит). Кстати говоря, провоцирование и разжигание межнациональных конфликтов на религиозной почве – основной инструмент неявного силового воздействия одних стран на другие и принуждения к исполнению их воли в ситуации, когда прямой вооружённый конфликт невозможен или нежелателен. Потому настоящее положение вещей удобно и выгодно в первую очередь тем, кто хочет манипулировать Россией и навязывать ей свою волю.
Итак, настоящее время характеризуется тем, что российское общество расколото на противостоящие друг другу группы и ни о каком национальном единении и речи нет – как ни печально, но это есть факт. Масла в этот огонь способно подлить всё возрастающее имущественно расслоение нынешнего российского общества. В такой ситуации идеология (точнее её подобие) спускаемая «сверху вниз» (из «Кремля») служит скорее не для активизации объдинительных процессов в обществе на основе его совместных потребностей (страну в настоящее время объединяют в значительной мере деловые, имущественные отношения), а для пассивирования сеператистских тенденций (они возникают как раз на месте не заполненном единой светской наднациональной идеологией, в рамках которой вопросы религии и национальности попросту снимались бы). Таким образом, в могонациональной стране общегосударственная идеология может быть только сверхнациональной (и само собой – нерелигиозной, светсткой). Что же касается нынешнего положения вещей, то это положение вынужденное и далеко не самое лучшее. Главный его недостаток в том, что оно пассивно по своей сути: вместо того, чтобы попытаться создать нечто новое в сфере идеологии не делается вообще ничего – а потом спецслужбам приходится регулярно отстреливать отдельных граждан спекулирующих на отсутсвии единой наднациональной государственной идеологии (см. Сепаратизм).
Зачем нужна идеология? Для организауии состоящей из людей она нужна также как для армии нужно знамя. То есть, если трезво взглянуть на вещи, то идеология – это некая теория, абстракция и умственная установка (определённый взгляд на некоторые вещи и явления существующие в действительности). Но при всей своей теоретичности и рафинированности, а порой и откровенной надуманности – она вдохновляет на поступки. На конкретные поступки в конкретных жизненных обстоятельчтвах. И это гораздо важнее споров на тему о её вымышленности и утопичности – она подвигает на поступки и это в ней главное. Идеология предлагает определённое видение мира. Идеология – это внутренне непротиворечивая система взглядов. Она – своего рода призма, через которую человек смотрит на мир, на явления и процессы протекающие в нём. Сама же по себе идеология представляет из себя набор целостных текстов, каждый из которых должен быть внутренне непротиворечивым, а все вместе они должны быть непротиворечивы друг другу.
Как уже говорилось, идеология – есть нечто сродни знамени, вокруг которого собираются те, кому близки идеи и установки образующие данную конкретную идеологию. Отсюда вытекает вторая фундаментальная функция идеологии – объединять людей на идейной основе. Первая её функция – мировозренческая, мироописательская. Вокруг идеологии строится организация из людей. Иднология – есть объединяющее и цементирующее начало любой организации из людей. Сначала возникает идеология, а уж затем под её знаменем формируется организация (хотя в действительности эти процессы идут паралельно).
Кстати говоря, факт наличия у государства чёткой, непротиворечивой и официально признанной общегосударственной идеологии указывает на то, что сфера власти является общественно-образующей и доминирует над всеми прочими сферами такого общества (например, экономической – как это было в СССР).
Идеология содержит в себе поведеньческие ориентиры, цели и направление приложения усилий.
Давно известно, что ни одна организация не может существовать, если она не скреплена изнутри дисциплиной и субординацией. Этого достаточно для существования, но недостаточно для развития и для подлинной дееспособности (то есть, для определения направления приложения усилий и продвижения в этом направлении) – необходима идеология.
Велика ли вероятность того, что нынешние российские власти смогит создать полноценную общегосударственную идеологию? Лично я сильно в этом сомневаюсь. В настоящее время налицо лишь вяленькие игры на виртуальном псевдоидеологическом поле. И главная причина здесь в том, что нынешней российской власти такая общегосударственная идеология просто не нужна – ей лишь нужно показать ВИДИМОСТЬ того, что она есть и не более того (и сделать это в целях самосохранения: выпускания накопившегося в обществе «пара» в «свисток»). Напомню, что идеология служит для достижения неких целей и определяет направление приложения усилий и движения. И вся эта деятельность так или иначе направлена на изменения существующего порядка вещей, в результате чего баланс сил изменится – а это не нужно ни одной из существующих на настоящий момент сил (каждая из этих сил заинтересована лишь сама в себе и не более того). Вот поэтому и не прилагаются усилия к созданию новой идеологии – создаётся лишь её убогая виртуальная имитация. Но всё же главная причина препятствующая созданию такой идеологии – расколотость российского общества на противостоящие друг другу группы.
Итак, где же может идеология и кто может стать её носителем?
Идеология ничего не значит сама по себе (напомню, что это лишь набор текстов), она лишь тогда начинает представлять силу, когда принимается в качестве руководства к действию для организации из людей. Поэтому, идеологии необходима организация – ровно как и организации необходима идеология. Идеология необходима организации заинтересованной в перевую очередь в самой себе: это нужно для самосохранения организации (воспроизводства её) и для её дальнейшего развития. То есть почвой для идеологии может послужить только организация. Возможен также вариант, когда привнесённая извне идеология может переориентировать УЖУ СУЩЕСТВУЮЩУЮ организацию и дать ей новое направление движения.
Каждая из ныне существующих в российском обществе групп (социальных объектов) имеет свою систему мировозренческих взглядов, которую можно назвать предидеологией (идеология тут пребывает в зачаточном состоянии и иногда представлена неявно). Эта система взглядов может быть представлена в различной форме (обращать внимание всегда следует на содержание, на сущность – а не на форму в какой она представлена). Часто идеология выражена в виде свода неписанных правил, понятий и норм поведения. Однако подобное явление едва ли можно назвать собственно идеологией – это скорее предпосылки для её создания и их вопролощение на практике. Привнесенине извне чёткой и стройной идеологии может способствовать делу пробуждения самосознания и самоидентификации таких групп. Только на основе идеологии и благодаря ей они могут эволюционоровать и развиться. Основной целью каждой из групп естественно является самосохранение в качестве особого социального объекта. Самосохранение подразумевает вынужденное развитие (то что не развивается – деградирует, и в конечном счёте – отмирает), а чтобы развиться необходимо знать направление этого развития. Это направление определяет и задаёт идеология.

Перспективы возникновения новой идеологии
В настоящий момент новая идеология может зародиться и сформироваться только на уровне отдельных групп людей. Ей придётся начать свой путь с самого низшего уровня поскольку никаких иных возможностей для зарождения и развития у неё нет.
Как уже говорилось, в высших социальных слоях для неё нет почвы: такая идеология является нежелательной и ей будут всячески препятствовать и мешать ей «выйти в люди». Новая идеалология может пробиться к жизни и стать общественно-значимой только вместе с растущей и становящейся общественно-значимой группой её носителей. Таким образом, задача создания и распространения новой идеологии сводится к задаче выращивания её носителей, строительства организации из носителей и на основе этой идеологии. Только таким образом она может пробиться к жизни и стать общественно-значимым явлением. То есть, основным направление работы такой организации и основным содержанием её деятельности должна стать организационная работа, направленная на привлечение новых сторонников и участников в её ряды, их обучение.
Иные способы не представляются мне осуществимыми на практике.
Лишь в идеологическом и организационном противоборстве возможно рождение новой идеологии.

Mihalich
13-03-2007, 04-07-2007
15:25(3+1)