Воронина Ирина : Эстетика отдыхает

00:53  03-08-2007
Кусочки, и лоскуточки, и какие-то кривые, изогнутые, а называется все это убожество и буйство – формула весны! Есть еще формула Николая II! Рабочий в кепке, что-то скверное про буржуев, но и Ленин, как ясно видно, осуждается: среди сплошных труб и галюциногенно переплетающихся жилищ, больше напоминающих производственно-фабричные постройки, коряво водружена красная фигурка вождя пролетариата, да с такими неуклюжими ручонками, как-то странно согбенная со своим протягивающимся к народу указывающим пальчиком…А потом лысые синие головы, страшные и облезлые, как череп Маяковского, что среди всей этой, источающей зловоние разложений морга, и жестокостей концлагеря мазни, напрашивается творчество эпохи декадентства, в частности, заупокойный и мерзлый «Реквием» Ахматовой или гнетущая «Фабрика» Блока…

ФАБРИКА

В соседнем доме окна желты.
По вечерам - по вечерам
Скрипят задумчивые болты,
Подходят люди к воротам.

И глухо заперты ворота,
А на стене - а на стене
Недвижный кто-то, черный кто-то
Людей считает в тишине.

Я слышу всё с моей вершины:
Он медным голосом зовет
Согнуть измученные спины
Внизу собравшийся народ.

Они войдут и разбредутся,
Навалят на спины кули.
И в желтых окнах засмеются,
Что этих нищих провели.

Его картины...И это творчество?!
Тьфу! Павел Филонов! Хватит филонить!
Испуганные прямотой и грубостью абстракций этого кусочного постпримитивиста, люди, пока еще не совсем сошли с ума, бегут припасть ниц перед Репиным и Кустодиевым…
Да, я все понимаю, художник хотел внедрить новый метод, донести до нас мысль, глубокую и трепетную…Но, видимо, эта мысль спрятана где-то так глубоко, ну очень глубоко, что я себя чувствую полным придурком разглядывая это уродство…Мое чувство эстетики пребывает в шоке…
Да, я понимаю, что художник хотел выказать естество предметов, биохимические процессы, протекающие в них и являющиеся корнем не только внешнего облика описываемых предметов и организмов, но и сущностью всего косного и биокосного, живой и неживой природы, барионной и небарионной материи и вселенной как нашего непосредственного и древнейшего предка…Но! Я не хочу смотреть ни на что под микроскопом, - для этого есть класс ботаники, курсы антропологии, научные лаборатории, в конце концов! Я хочу видеть реальность, ну или хотя бы фантастику, а не нуклоидное строение ядра рибосомы клетки соединительной ткани келоидного рубца на щеке испуганной нимфы!
Да, я понимаю, что все это под влиянием пролетарского ига и творчества петровых-водкиных-супрематистов, узко понимающих мир, и глупо, по-нигилистически отрицающих немаловажную его часть, платформу многогранности – эстетику.
Я хочу наслаждаться красотой, плавностью форм, совершенством изгибов! Ну или хотя бы хочу прочувствовать настроение художника, если он импрессионист; пусть он навеет на меня свои чувства…Ну или хотя бы ощущать осязаемость объектов, их реальность, пусть и грубоватую, как это мне предлагает поп-арт…Или я хочу увидеть мысль, сущность, - что, собственно говоря, хочет художник мне сказать по-существу, подобно Малевичу с его пошлым квадратом…
Должна быть мысль, идея, как утверждает ИКЕА))
И правильно утверждает)