Калябяська : Гибрид (сказка)

02:32  14-08-2007
...Есть люди физики, технари, иными словами. Те, кто верит в превосходство формул, теорем и арифметических вычислений. Да, на досуге они могут прочесть стихи, послушать Моцарта или Шопена, но в детстве на их столе возлежал затертый до дыр журнал "Юный техник", да и сейчас свой досуг они предпочитают разбавлять японскими сканвордами, где получившийся рисунок напрямую зависит от правильности расставленных циферок.
Есть люди лирики. Люди, которые ночами могут сидеть на крыше и размышлять о смысле жизни, сетовать на несовершенство мироздания, писать в блокнот стихи чернильной ручкой, а потом часами смотреть, как капельки слез причудливо впитываются в рыхлую бумагу, искажая не совсем подсохшие чернильные линии. Конечно, не обязательно писать стихи, рисовать углем по холсту,расписывать пивные бутылки странным орнаментом. Можно быть лириком просто по складу, по отношению к жизни, по общению с самим собой...
Илья был гибридом. Точнее, он никак не мог определиться. Каждый день менял свое мнение и относил себя то к физикам, то к лирикам, в зависимости от ситуации. В своем так называемом "несовершенстве" с точки зрения социального типа, Илья винил нелепый союз своих абсолютно разных родителей. Его отец являлся кандидатом наук, деканом факультета высшей математики одного из самых прославленных столичных ВУЗов. Мать в свое время была блестящей пианисткой, многократным лауреатом всевозможных конкурсов, теперь же преподавала и слыла одним из самых лучших педагогов во всем бывшем Союзе.
"Ну что вы нашли друг в друге?" - пытался докопаться до истины Илья.
"Как известно, противоположные полюса..." - сдвинув брови давал подробный ответ отец.
"Он был таким милым, я просто не могла не влюбиться!" - мечтательно щурилась мать.
Илья был на пороге защиты диссертации, преподаватели называли его "программистом от Бога", да, в наше время религия и наука могут спокойно сосуществовать бок о бок, и за это больше не сжигают на кострах. Хотя, костры все же были, но иного рода, и полыхали они в извилистом мозгу Ильи и в его сердце, хотя он никогда бы не воспользовался столь поэтической метафорой. Илья разрабатывал сенсацию, переворот, открытие: Илья готовил к выходу в свет программу, с помощью которой любой, даже совершенно далекий от музыки человек, мог спокойно создать шедевр, затмив при этом самих Шуберта, Бетховена, Баха. Ни о чем другом Илья не мог думать уже несколько лет, он был настолько поглощен рождением своего детища, что не замечал смену времен года, что уже говорить о сутках, времени в которых катастрофически мало.
"Зачем изобретать велосипед?" - сокрушалась мать - "Есть одаренные люди, их удел творить и рождать музыку. Никакая машина никогда не заменит в этом деле человека! Музыка - это душа..."
Но у Ильи была своя теория на этот счет.
"Что такое музыка? Музыка - это по-сути, ритмичное чередование одних и тех же звуков в определенной последовательности - объяснял за ужином Илья, под одобрительные кивки отца и отчаянные протестующие жесты матери - У музыки должен быть алгоритм, формула, скелет, иными словами. Вот я и ищу эту самую идеальную формулу, то самое чередование, которое не оставляет слушателя равнодушным, все объяснимо!"
И Илья искал. Искал днями, ночами, сутками напролет. Программа была практически готова, но все, что создавал компьютер, было красиво, но имело какое-то бутафорское звучание. Илья, не являвшийся меломаном.,сам это понимал, и злился, нервничал, пытался докопаться до сути. Он действительно искал идеальную формулу, пробовал тысячи вариантов, фанатично вслушивался в записи произведений Моцарта, Чайковского, Глинки, пытаясь уловить то самое чередование, которое, по всей видимости, каким-то образом влияло на подсознание человека. Но все попытки, все эксперименты были тщетны. От отчаяния Илья не мог спать, есть, думать... Отец подбадривал сына, как мог: "Если есть явление, есть и формула, терпение, сын, и ты обязательно ее найдешь". Мать, хоть и радовалась в глубине души, что машина не смогла заменить любимых ею композиторов, как могла сочувствовала сыну: "Илюша, ну я же говорю тебе, тут душа нужна, понимаешь, душа? Ну какая у твоих машин душа?"
Отчаявшись и наслушавшись две разные точки зрения, Илья уходил гулять в парк, опасаясь, что останься он дома, его мозг попросту взорвется. Он шатался в сумерках по тенистым аллеям, прикуривал одну сигарету от другой и всем своим всклокоченным видом напоминал сумасшедшего ученого, чем не раз пугал влюбленные парочки, которые в сумерках густо обитали в парке, как грибы после дождя.
Однажды, когда Илья по своему обыкновению восседал на скамье и в пол голоса бормотал формулы вперемешку с нотами, около него неожиданно присела девушка. Илья плохо видел, не смотря на то, что на переносице покоилась оправа с толстыми стеклами, к тому же уже стемнело, но от девушки веяло такой свежестью и какой-то легкостью, так что Илья сразу понял, что девушка красива. Ее красота была какой-то осязаемой, хотя Илья никогда бы не воспользовался такой формулировкой.
"Здравствуй - сказала девушка - Все сидишь?"
"Откуда она меня знает? - подумал Илья, знакомых девушек у него было мало, да и те были с факультета, и никакой свежестью и легкостью от них никогда не веяло. - Наверное, обозналась..."
"Вы, вероятно, обознались" - ответил Илья, и зачем-то поправил очки.
"Вот уж нет! - засмеялась девушка - Ты Илья Белобородов, я не мола обознаться."
"Да... - чуть ошалело ответил Илья - А откуда Вы..."
"Можно на "ты" - перебила девушка и энергично протянула руку - Муза."
"Какое у вас ...у тебя...необычное имя," - осторожно пожимая протянутую руку пробормотал Илья.
"Ну...Это уже не совсем имя. Я и вправду Муза. - глядя на ошарашенного Илью, девушка пояснила - Ну я из тех, которые к поэтам, писателям приходят...Ку музыкантам тоже." - тут девушка выразительно посмотрела на Илью, хотя на улице было темно, Илья взгляд почувствовал.
"Ну вот, доигрался - стал бормотать Илья, медленно отодвигаясь от девушки на другой край скамейки - Говорили мне : "Отдыхай!" Вот и доработался, вот и получился из меня программист, вот и Муза ко мне прилетела..."
Девушка заливисто расхохоталась.
"Ну зачем сразу "прилетела?" Я пришла. К тебе пришла Муза. Что-то ты не очень-то рад, обычно ко мне с большим трепетом относятся."
"Да куда уж трепетнее - уныло отозвался Илья - Для меня ты Муза, а для алкашей - белая горячка. Каждый сходит с ума по своему..."
"Прекрати говорить ерунду - серьезно сказала девушка - Пойдем лучше пройдемся. Вон уже и луна показалась" - девушка легко прихватила Илью под руку и ему ничего не оставалось, как последовать за ней.
"Люблю луну, - как ни в чем не бывало повествовала Муза, бодрым шагом меряя пустынные аллеи парка - Да и на вас, людей, луна обычно плодотворно влияет."
"Это не я, это она сумасшедшая! - догадался вдруг Илья - Имя мое просто где-то услышала. Ну Муза, так Муза, лишь бы не кусалась и не царапалась."
"Вот ты, Илья, изобретаешь машину для писания музыки...Ты сам-то как думаешь, полезная эта вещь?"
Илья пообещал себе больше ничему не удивляться, мало ли, вдруг это чей-то глупый розыгрыш, Илья даже осторожно повертел головой в поисках скрытой камеры.
"От чего же не полезная? Любой сможет шедевр создать, музыку сочинить" - ответил он.
"Если сможет любой, какой же это тогда шедевр? Ширпотреб какой-то получается" - все с той же легкостью сказала Муза.
"Ну да, - нехотя согласился Илья - Но ведь музыка - это совокупность ритмических повторений.."
"Музыка - это страсть, это грусть, это любовь, это ненависть в конце-концов! - перебила Муза - Никакая это не совокупность!"
"Все равно, должна быть формула, все, что подчиняется человеческому разуму, должно быть расшифровано, расчленено на молекулы, чтобы стать подвластным человеку!" - Илья начинал входить в раж.
Муза резко остановилась и встала перед Ильей, близко близко, Илья даже уловил запах каких-то трав, исходивший от ее волос.
"Да неужели ты не понимаешь! В том-то и смысл, что музыка - неподвластна! Только изредка ее удается обуздать, да и то - избранным! Если каждый начнет создавать шедевры, музыка навсегда утратит свое волшебство, свою силу!"
"Ну, это уже сентименты!" - решительно ответил Илья и попытался обойти Музу.
"Нет, это правда, и ты сам это знаешь - тихо сказала Муза и подошла еще ближе - Ты хочешь переместить музыку сюда - и она коснулась лба Ильи, - А она - здесь..." - и она коснулась его груди с левой стороны.
И тут Илья понял. Можно сказать, его осенило. Он вдруг отчетливо и спокойно осознал, что формулы нет. И не было. И никогда не будет. Он понял, что все творения человечества, которые стали шедеврами, да и не только шедевры, вообще все, когда либо созданное человеком не для пользы, а для красоты, было создано именно потому, что рецепта создания нет. Что, возможно, человек рисует на стекле, торопливо пишет стихи на салфетке, видит в бесформенном куске камня гибкую женскую фигуру не оттого, что так задумано системой мироздания, а оттого, что в системе иногда бывают сбои. Именно эти сбои и рождают не подвластную разуму красоту.
"Понял, все таки..." - улыбнулась Муза, хотя и было темно, Илья почувствовал, что Муза улыбнулась.
"Понял..." - улыбнулся в ответ Илья.
С минуту они стояли молча, лицом к лицу, над их головами ветками уже желтеющих лип играл проказник-ветер, луна показалась из-за туч и волшебным светом пролилась на, казалось, лакированные дорожки парка.
"Ну, мне пора - встрепенулась Муза, - У меня еще пять писателей мучаются, спать не ложатся, все меня ждут. А тебе совет - изобрети лучше машину для телепортации. И ты прославишься, и я работы не лишусь. Ну все - удачи!" - и, не успел Илья что-то сказать в ответ, как Муза юркнула куда-то в кусты и вскоре послышался легкий топот ее удалявшихся шагов.
Домой Илья влетел, как ошалелый. "Я все понял!" - крикнул он удивленно уставившемуся на него отцу. "Муза что ли до тебя снизошла?" - улыбаясь спросила мать. "Именно! - Илья счастливо рассмеялся - Не буду я больше возиться с этой программой, это бесполезно. Музыка действительно не подвластна науке! - и, в ответ на удрученный взгляд отца, добавил - Я теперь машину для телепортации делать буду. В хозяйстве, думаю, пригодится, да и человечеству полезней!"
Поздно вечером, при свете ночника, Илья улыбаясь удалял из компьютера все годами создаваемые файлы со своей программой. "Мало ли, - думал он, качая головой - А вдруг и вправду - Муза?" - и сам смеялся нелепости собственных мыслей.
"Весь в меня. Не получилось - не опустил руки, сразу переключился на новый проект!" - удовлетворенно думал отец, укладываясь поудобнее и натягивая одеяло на подбородок.
"Мой сын! - засыпая, с улыбкой думала мать - Машины-алгоритмы...Главное - душа..."