алкей швеллер : Гибель богов.
00:31 10-09-2003
30 судебных процессов. 2 года в психиатрической клинике. Запрет на широкий прокат картин. Негласное преклонение таких мэтров, как создатель «Звездных войн» Джордж Лукас и фотограф Гельмут Ньютон. Почетное место в «золотой десятке» мирового кинематографа, навеки закрепленное за ее картиной «Олимпия». Все это – об одном человеке. Имя ей – Лени Рифеншталь. Для одних – ярая пособница нацизма. Для других – едва ли не главный создатель эстетики современного кино, рекламы и видеоклипа. Ровесница насыщенного отнюдь не киношным драматизмом ушедшего века: совсем недавно ей исполнился 101 год. И как никто другой – активная участница глобальных потрясений.
Уже в глубокой старости госпожа Рифеншталь говорила: «Я никогда не занималась политикой. Я всю свою жизнь принадлежала искусству. Во всем, что я делала, в том числе и в своих фильмах, я стремилась найти интересный поворот, создать незабываемый художественный образ». Биографы все же подозревают скандального режиссера в лукавстве. По их мнению, Фройляйн Рифеншталь – как и многие немцы – была очарована Гитлером. По крайней мере в 34-м году, когда снимала фильм «Триумф воли», посвященный съезду нацистов в Нюрнберге. Иначе постановка о любви между фюрером и нацией не вышла бы столь эпической и вдохновенной. Вне всякого сомнения, при другом стечении обстоятельств ее бы носили на руках. Известно, что в начале тридцатых заманчивые предложения в адрес Лени Рифеншталь поступали из Ватикана. По некоторым данным, в числе своих союзников ее хотел видеть и Сталин. Как бы то ни было, талант сыграл с режиссером злую шутку. Многие убежденные нацисты спокойно дожили до глубокой старости – просто потому, что история умолчала об их именах. Рифеншталь же благодаря одиозной славе так и не удалось откреститься от симпатий к третьему рейху.
Следующая картина, «Олимпия», была посвящена берлинской Олимпиаде 36-го года. Вновь вдохновенная режиссура, неожиданные ракурсы, вошедшие в классические каноны киномастерства, утонченная операторская работа и изнурительный многомесячный монтаж. Лента должна была воспеть красоту и величие арийской нации. Должна – но натура художника-документалиста взяла верх над политикой. Нордические красавцы, застывшие в античных позах, знамена со свастиками, явление фюрера народу – и вдруг вопиюще неполиткорректный момент: победа чернокожего атлета Джесси Оуэнса.
После войны – отчаянные попытки отмыться от клейма "личный режиссер Гитлера". Однако в семидесятых годах, когда Рифеншталь после поездки в Судан опубликовала свои фотографии о нубийских племенах Масаки и Као, ее вновь обвинили в пропаганде нацизма. Черный цвет кожи, дескать, напоминает цвет эсэсовской формы. И позже, когда в 72 года Лени Рифеншталь научилась нырять с аквалангом, циники задавали ей вопросы: «Могут ли коралловые рифы иметь фашистский характер?» И уж совсем мало кто вспоминал, как в 32-м году, снимая свой режиссерский дебют под названием «Голубой свет», молодая Лени Рифеншталь едва не погибла от взрыва пиротехники, но продолжала вертеть ручку кинокамеры, не замечая боли от ожогов. А ведь сама она не раз давала понять, что хотела бы войти в историю именно как самоотверженный служитель «девятой музы». И ни в каком другом качестве.
Herr Alkey Schweller