Амур Гавайский : АВРААМ (философское эссе)
05:44 21-09-2003
Четыре тысячи лет назад он стал родоначальником двух могущественных народов, затем духовным отцом трёх мировых религий, он стал первым евреем и первым и антисемитом и всё это не выходя за пределы обыкновенной человеческой жизни…
Как же такое возможно?
Слово “еврей”, обозначает “перешедший реку”. Авраам, будучи одним из олигархов в шумерской империи семитских народов и живший в городе Ур (современный Ирак) оказался в какой то момент политическим иммигрантом и перешёл реку, то бишь границу как в географическом смысле так и в смысле идеологическом. Авраам порвал с “культурными ценностями” Шумера, с его странной религией, в которой одним из самых важных ритуалов было человеческое жертвоприношение. Бог явился к Аврааму и сказал уйди, оставь родителей своих, родственников и уйди. Интересно, что бог просто явился Аврааму, стал явным. Тора не сообщает нам, как в случае с Моисеем, о горящем кусте, или неком облаке ведущим народ в пустыне.
Явиться, стать явным – не значит ли это просто “понять, осознать” Авраам довольно спокойно переживает встречу с богом, нет страха и “заикания”как у Моисея, нет апокалиптической экзальтации Иоанна, нет даже просто удивления как у Магомета . Может в случае с Авраамом мы имеем дело не с галлюцинациями больного человека, а с мировоззрением, нуждающимся в понятной для современников мифологемой?
Нечто подобное переживал, по моему мнению, другой гений человечества – Сократ. В его случае вместо бога был просто Demon, некий внутренний голос, помогавший Сократу разобраться в стратегических вопросах бытия, именно там, где его блестящая логика не имела смысла.
И в дальнейшем бог Авраама продолжал являлся ему самым непосредственным образом, как приходят мысли к обыкновенным людям и именно тогда, когда самому Аврааму требовалось сделать жизненно важные решения.
Уйдя из благоустроенного Шумера в пустынный Ханаан, где его и услышать то было некому Авраам провозгласил новую религию, суть которой по мимо всего прочего, вполне шумерского и примитивного заключалась в полном запрещении человеческих жертвоприношений.
Тора следующим образом описывает эти события: Бог явился Аврааму и приказал ему принести в жертву сына его – Исаака, Авраам отправился в трёх дневное путешествие, вошёл на гору неся с собой нож и огниво для жертвоприношения. Его испуганный сын стал спрашивать: где же жертва? Исаак не мог не знать, что отец его человек особенный, общающийся с самим богом и всё же не был согласен с ролью жертвы и тогда Авраам привязал своего сына к алтарю и занёс над ним нож.
Трёх дневное путешествие, долгие приготовления, постройка алтаря, всё это указывало Исааку на то, что отец не просто в гневе на него, но настроен пересмотреть свои взгляды на человеческое убийство и поэтому, видимо, Исаак сопротивлялся и поэтому Авраам вынужден был его связать.
Ангел, не бог остановил Авраама в самый последний момент, причём Исаак, лежавший лицом вверх не видел ангела, да и возможно ли такое. Ангела видел только Авраам.
Приказ убить сына отдал сам бог, а отменил только ангел; еврейские, мусульманские как и христианские комментаторы Торы не придают этому значения, но не является ли эпизод с жертвоприношением в горах скорее подтверждением протеста Авраама против бога, нежели эпизодом рабской покорности.
Наследник Авраама Исаак, которому был 37 лет в тот момент, но который не проявил себя ещё никак в религиозном смысле оказался более важным и ценным существом для Авраама чем бог и его приказы, так им и не отменённые. Такой урок невозможно забыть, не забыл его ни Исаак, ни его дети и внуки и заодно, всё человечество.
По сути Авраам избрав самые драматические средства провозгласил нечто невиданное в мире, а именно абсолютную ценность человеческой жизни: Никакая религия, никакой бог не может оправдать человекоубийство. Не означает ли это, что в новой “еврейской” религии Человек выше Бога, важнее его.
Авраам лично положил “краеугольный камень” на месте будущего храма, который в последствии станет храмом молитвы, а не жертвоприношения, и современный гуманизм, где на одной чаше весов лежит божественное совершенство мира, а на другой слеза невинного существа родился именно там, на горе пустынного Ханаана.
Мир очень изменился с тех пор, и всё таки во многом остаётся тем же Шумером, где идеология, причём любая, оправдывает убийство. В большинстве стран, включая Россию, человеческая жизнь ценится очень мало. Боги всех стран и народов отдают приказы убивать своих и чужих детей, благословляют “праведную” войну через своих пророков при малейших затруднениях исторического развития.
Но Авраам был другой человек и с ним говорил другой бог но это не может объяснить нам, современным людям почему именно его идеалы легли в основу современной цивилизации, а события на пустынной горе, свидетелями которых были лишь он сам, его сын и запутавшийся в кустах ягнёнок до сего дня вписаны в священные книги аж трёх враждующих между собой мировых религий.
Объяснения этого факта лежит не в сфере мистических открытий Авраама, а скорее в сфере его общественной деятельности. Другими словами его новаторство было не в том, что он провозгласил новые гуманистические ценности, это всегда слишком мало, а в том, что он сумел превратить их в жизненные реалии указав своим потомкам на простые, эффективные средства их достижения.
Быть изгоем, диссидентом, перешедшим реку в те времена означало единственное – смерть. В те времена (а многое ли изменилось?) чужестранец, пришедший к любому народу не охранялся законом и убить его, взять его собственность не являлось преступлением, но Авраам выжил и удивительно, всего через несколько лет после того как он стал “евреем” был уже в состоянии отбить своего племянника Лота от захвативших его аборигенов, с ним уже было 400 мужчин – воинов. Целая армия по тем временам.
Авраам не был богатым человеком, не обладал он и силой Геркулеса, не был он и магом. Люди присоединившиеся к нему принадлежали в этническим отношении разным племенам и народам и встали под его знамёна не за деньги, а вдохновлённые его идеями, идеями запрещающими бессмысленное человекоубийство и при этом гарантирующие выживание.
Когда Авраам разговаривает со своим богом они общаются как партнёры, как равные.
- Авраам – говорит бог
- Вот я – говорит Авраам
В одном эпизоде Авраам даже смеются в лицо самому богу, после предсказания, что его потомство наследует землю и у него будет больше наследников чем “звёзд на небе”.
Будь совершенен – говорит Аврааму его бог, не требуя от него рабства и унижения
Призыв к самоусовершенствованию в данном смысле уникален, не унижение, не раболепство, но поиск новых возможностей как внутри себя, так и во внешнем мире – вот принципы, гарантирующие Аврааму и его потомков всемирное признание.
Для Авраама общение с богом есть акт творческого сотрудничества, бог не требует молитв, жертв, песнопений и проклятий неверных, а просто сотрудничества в результате которого к Аврааму придёт процветание, богатство.
В этом суть их ДОГОВОРА, подтверждённое обрядом обрезания крайней плоти.
Изгой Авраам, осуждённый самой судьбой на жалкое прозябание вдруг становится богатым человеком, именно это факт производит наибольший эффект на его оппонентов - царьков Ханаана, учеников, служащих в его доме и конечно же потомков. Именно это обеспечило его богу популярность в веках, а не забвение (удел большинства богов)
Тут нужно отдать должное язычеству, которое при всей примитивности своих верований и обрядов всегда и по всюду было ЗДРОВОМЫСЛЕЩИМ.
В глазах язычника, если кто либо поклоняется богу, не важно какому и это приносит позитивные результаты, прежде всего размножение – то такого бога и религию стоит уважать. От сюда желание язычников поклонятся множеству “удачных” богов. Если религия не помогает племени или индивидууму выжить, то такое племя и индивидуум достоин только рабства и смерти, его боги и храмы должны быть уничтожены. Именно это и случилось с Карфагеном и именно по этому Римская языческая империя была вполне лояльна к любым богам любых племён. Правота религии не в её догмах, а богатстве и могуществе её адептов.
Бог даровал Аврааму богатство, прежде всего скот, причём его бараны и коровы не падали с неба, а появились вполне земным путём через рациональное использование ресурсов, торговлю, в меньшей степени в результате войны.
Авраам уйдя из земледельческого в большинстве случаев Шумера занялся скотоводством, делом очень опасным но прибыльным так как в те времена обыкновенное пребывание на чужой земле сопряжено с риском быть убитым и захваченным в плен, что и случилось с его племянником Лотом, в итоге разорившимся.
Большие стада требуют огромной территории для выживания. Авраам не мог воевать, у него не было достаточно для этого сил и единственным способом обеспечить доступ к пастбищам стали для него интриги и переговоры.
Тора уделяет огромное внимание бесконечным переговорам Авраама с ханаанскими князьями, иногда это выглядит очень наивно (эпизоды с Сарой и её ухажёрами), иногда вполне убедительно (эпизод с покупкой пещеры для устройства семейного склепа) но главное заключается в том, что Авраам предложил Ханаану и миру обсолютно “Новую Экономическую Политику”. Суть этой новой экономической модели заключалось в том, что строилась она не на войне, а на деньгах; не на родовом принципе, а на взаимовыгодном интернационализме. Мы видим Авраама, приглашающего ВСЕХ в свой шатёр что бы стать “евреем”. Нечто подобное скажет потом его последователь: Придите все страждущие…Грядёт царство, где не будет ни эллина ни иудея…
Соратниками Авраама становятся “грешники”, приговорённые своими одноплеменниками к жертвоприношению. Авраам их спасает от смерти и именно по этому они ему преданны. Тора использует термин “рабы” для его соратников, но тут же бог завещает ему обрезать как своих родственников и сыновей так и “купленных за деньги”. Другими словами отношение ко всем должно быть равным. Представление о скованных цепями людях в тёмных подземельях тут не подходит. Авраам жил в шатрах из которых всякий может убежать в любое время, а железные цепи были слишком дорогим удовольствием 4000 лет назад.
В Торе нет ни одного упоминания о наказании Авраамом кого либо. Наиболее жестокий эпизод – это изгнание его сына Ишмаила – прародителя арабов и её мать Агарь. В какой то степени общество, не племя, которое создал Авраам можно назвать Братством Вольных Скотопасов.
Переговоры Авраама практически всегда приводили к успеху, Авраам отлично разбирался в людях и всегда готов был пойти на уступки уважая интересы и потребности других. Авраам ценил не родственную близость, но деловые качества; так его ближайший сподвижник и управляющий Элиазар, отнюдь не являлся его родственником и даже не шумером (халдеем) как сам Авраам. И наоборот, родственник и соотечественник Лот был изгнан из “евреев” за странные пристрастия и несостоятельность. Деловые партнёры Авраама, ханаанские князьки были поражены составом команды Авраама, собранной из разных племён и говоривших на разных языках, это было настолько ново и необычно, что Тора неоднократно упоминает удивление хананиан а так же уважение к религии и успехам Авраама.
Шумерские жрецы, как впрочем мексиканские, гавайские и все прочие не были жестоки скидывая со своих зиккуратов тысячи людей, по сути они просто обслуживали интересы всего общества, страдавшего от перенаселения.
В мексиканском варианте это выгладило так: Цивилизация Майа, на полуострове Юкатан освоила удивительные вещи не смотря на свою изолированность: пирамиды, обсерватории, градостроение, но не в состоянии была создать интенсивное сельское хозяйство и страдала от многочисленных засух. Вместо того, что бы найти всё же способ прокормить своё население, Майа предпочли массовые ритуальные убийства. Неподалёку от Канкуна, Мексика отлично сохранились места массовых убийств: С высокого обрыва в небольшое озеро сбрасывали девушек, по возрасту готовых выйти замуж. Их нерождённых детей общество не имело возможности прокормить и именно по этому, девушек приносили в жертву богам, я был там и лично видел эти замечательные памятники “культуры”…
Мексиканцы не исключение, а скорее правило, именно так устроено человечество. Убийство остаётся одним из самых универсальных способов решения человеческих проблем, а боги лучшим опровданием.
Сталин не мог обеспечить повышение жизненного уровня советского населения согласно требованиям социалистического фантомаса и поэтому миллионы шли в лагеря и на смерть.
Авраам был человеком исключительной смелости, которая выражалась не в уничтожении слабых и беззащитных, но в создании того, что много позже было названо открытым экономическим пространством ( Паупер – Джорж Сорос)
Начиная с Авраама наднациональный принцип в религии, экономике и политике становится ведущим в еврействе на все будущие времена, его краеугольным камнем. Так потомки Авраама – клан Иакова без особых колебаний переезжает в процветающий Египет, где для него открываются более благоприятные экономические и политические условия.
Совершенно не случайно, что Ислам, Иудаизм и Христианство во всём своём многообразии стали религиями Наднациональными, принимающими в свои ряды любого, кто решит присоединится. Ничего подобного мир не знал до Авраама.
Авраам самым убедительным образом доказал, что выживание в этом мире может быть обеспечено не только Родом, Племенем и Нацией, но и вне этих естественных общественных образований. В какой то степени Америка, страна иммигрантов (изгоев, перешедших большую реку) является не христианской страной, а именно Аврамической, по крайней мере современные американские идеологи определяют американские core values как иудо – христианские. Заметьте, не религия, а просто values, ценности.
Авраам не предложил миру сформированной религии, он не оставил после себя ритуалов, проклятий, заповедей, проповедей, обрядов и даже просто молитв. Авраам не молился, он заключал договоры с богом и людьми на взаимовыгодных условиях, он предложил именно то, что называется core values. Его новаторство трудно переоценить; гуманистические идеалы, предложенные им остаются непревзойденными; его экономическая модель продолжает доказывать свою состоятельность и эффективность; его потомки в духовном и генетическом смысле “населили землю” и в этом смысле его Бог, с которым можно быть только на равных есть единственный Бог, которому есть смысл поклонятся.