Михаил Черкасов : Х/ф «Кольцо Небелунгов» (2004) или Чужое брать НЕХОРОШО

18:18  28-10-2007
Зверская (а местами и смешная) мелодрама по мотивам старинной легенды.
Настолько мощно заделанная, что даже отписаться захотелось – со мной такое бывает нечасто.
На imdb.com фильм «живёт» тут:
http://www.imdb.com/title/tt0387541/

* * *

Будучи знатным киноведом время от времени причащаюсь шедеврами мировой киноидустрии (ноне всё глобальное – даже кинематограф). Однако случается сие причащение весьма нерегулярно и со страшными лагами. Вот и на этот раз так получилось: фильма вышла в люди (в рассейские «люди») ажно 22 мая 2005 года – а вот посмотреть подвернулось под руку только нынче. Вот так.
Но это всё лирика. Ближе к делу.
Несморя на статус маститого киноведа – в мифологии северной Европы разбираюсь слабо, хотя не слышать о легенде с учатием Зигфрида, Брунгильды и колечка было невозможно, а кино заделано как раз по мотивам этой истории. Потому отсмотр провёл предельно внимательно и вдумчиво – интересно же: чего там киношники удумали? Короче говоря, следует понимать,что данной фильм (двухсерийный кстати) перво-наперво следует рассматривать как посильную экранизацию упомянутой легенды – не больше, но и уж конечно не меньше. С этой позиции и буду излагать далее по тексту.

* * *

Ну вот про х/ф «Властелина Колец» в трёх порциях,полагаю, все слышали. Причём идейный замес что книжек Толкиена, что фильма по мотивам его книжек – он синтетический. Синтетический в том смысле, что в них объединены в логически и сюжетно связное целое множество различных легенд и преданий Европы. В результате вышла мощнейшая пан-Европейская сборная легенда – глыба без сомнения (это я про творчество Толкиена). А тут значит решили экранизовать отдельную, чисто немецкую (и я бы даже сказал – арийскую), легенду о Небелунгах, Зигфриде, Брунгильде и кольце. По всей видимости немцы проявили свой нордический характер и наглядно показали, что в части кинематографа они тоже умеют будь здоров – не хуже чем в части автопрома. Ответственно заявляю: да, действительно умеют. Причём умеюст не только немцы, а много кто: Germany / Italy / UK / USA – в таком вот порядке.
Первым делом, естественно, крепко напрягли голову сценаристы. И выдали очень здравую идею фильма в целом. Вот тот же «Властелин Колец» – кино настолько запредельно пафосное, что ст. о/у Goblin со студией «Божья Искра» развернулись во всю ширь по высмеиванию этого запердельного пафоса. То что пафосное-то это понятно: море спецэффектов и масштабные съёмки должны загрузить кинематографические мощности «фабрики грёз» по полной программе – простой недопустим. Бюджетик опять же пильнуть на всём этом можно без особого труда... (ага, его родимого пилят не только у нас – то как пилят его «там» умельцам «тут» и в эротическом сне не пригрезится)
А тут за дело взялись рационалисты-германцы – лишнего не истратят. Не желая тратиться на никчёмный пафос они решили показать как могла бы выглядеть старая легенда на деле, в жизни – ведь не на ровном же месте её выдумали?.. На том и порешили.
То есть с одной стороны – про легенду о кольце Небелунгов слышали очень многие, а вот как это всё могло бы быть в жизни – никто не знает (а в жизни 100% имела место быть зверская мелодрама – Шекспиру и не снилось). Через это охват аудитории получился максимальным: молодёжь попёрла смотреть на знакомую с детства легенду, а кнтингент постарше – на убойную мыльную оперу. Перед сценаристами снимаю шляпу – мастера!
По сюжету фильма высказываться особого смысла не вижу. Не вижу потому, что описывать сюжетные повороты чисто человеческих отношений, которые сценаристы вплели в легенду о кольце Небелунгов смысла мало. Легенду-то все более или менее знающие люди себе примерно представляют, а вот то, что можно в неё «по ходу пьессы» напихать – словами не описать, тут смотреть нужно. Потому заострю внимание на отдельных технических моментах фильма, не вдаваясь в сюжетные подробности.

1. Дейструющие лица:
Все как живые – ни одного картонного. Они хоть и мифические, но не сказочные – они именно МИФИЧЕСКИЕ. То есть исключительно серьёзные, но не гротескные. Как уж создатели этого добились – не знаю. Скорее всего тем, что никакого лишего и притянутого за уши пафоса в фильме нет. Понтов тоже по-минимуму.
Особая фича фильма – специальные сюжетные шутки. Это те участки сюжета, где никаких эпических и эпохальных событий нет, а показаны самые обычные житейские сцены между мифическими персонажами. Чего стоит сцена первой брачной ночи между настоящим королём Гюнтером и Брунгильдой – ваще туши свет: ржал как конь.
Исполнители стараются как следует. Хорошо!
Но яростнее всех выступала Брунгильда. Просто нет слов. Настоящая арийская белокурая бестия! Без капли сомнения. Как живая! Даже не с кем сравнить.
Исключительно сурова и серьёзна: сказала как отрезала и всё такое. Чуть что не так: «железо» из ножен и понеслось.
Блондинкам есть на кого ровняться :)

2. Человеческие отношения:
Тут вообще песня! Главный герой – простак (а временами и олух) – постоянно страдает потерей памяти (латиноамериканским сериалам – привет!). Женщины королевских кровей занимаются совращением с пути истинного, обольщением и интригами. Правители норовят загрести явно не своё: весь сюжет развивается вокруг того, что правители хотят захапать золотишко, которое Зигфрид отгрыз у дракончика.
Дракончика он, кстати, привалил не потому, что золотишка хотелось, нет. Просто дракончик проснулся невовремя (как раз когда Зигфрид был в силе и пёр в гору), мало этого: драконьчик (по кличке Фавний) стал безобразничать на селе – что и переполнило чашу терпения совсем. Ну и до кучи драконьчик сильно покусал короля Гюнтера, для которого наш герой вместе с отцом ковал мечи (сперва Зигфрида звали Эрик и он был кузнецом – пока память не восстановилась). После чего Эрик и предпринял зачистку дракоши в его собственной пещерке. В качестве трофея ему и досталось дракошино золотишко, которое дракоша стырил у Небелунгов и сторожил с незапянатных времён. Ну так вот. Привалил Эрик дракошу, выкупался в его крови (см. Кожа приобрела свойство непробиваемости холодным оружием), зашёл в кладовку и увидел золотишко. А тут сразу и эфимерные Небелунги пожаловали с пояснениями откуда ноги растут: мол де не трогай проклятое золото (неудивительно – ворованное ведь!) и с тобой, герой-драконоборец, ничего страшного не случится. Но бахвальство и тщеславие фраера сгубило: ибо прихвалит он колечко, которое олицетворяло всё это проклятое сокровище... И понеслась нелёгкая: грабь награблееное – подтянулся король Гюнтер... сестрёнка королевская проявилась... ну а дальше сами посмотрите.
Причём по ходу дела король Гюнтер использует Эрика в своих королевских интересах (как монаршьих так и личных), родственники короля (брательник-канцлер) не отстают по части гадостей и все прочие тоже хороши – тварь на твари и сволочью погоняет.

3. Спецэффекты и экшн:
Спецэффекты сделаны очень достойно. Дракоша сделан двже лучше чем зверушка во французской фильме «Братство волков» – по пещерке скачет очень достоверно – глаз не режет, нет. Призраки Небелунгов – тоже не хуже чем солдаты армии призраков из «Возвращения короля». Колдунство – аналогично на высоте.
Одним словом, имею заметить, что спецэффектов хоть и не очень мнего, но все они сделаны добротно.
Поскольку фильма про дела давно минувших дней, то и костюмеры постарались на славу – примерно как в том же «Братстве волков». Выглядит очень красиво – особенно если все «при параде».
Что до экшена, то зарубы на прямых обоюдоострых мечах – однозначный шедевр. Любители «килов билов» не будут разочарованы. Причём, у Тарантины там на катанах машутся, а тут всё происходит на родных прямых средневековых мечах. Которые, между прочим, в значительной мере ковались на территории Киевской руси и продавались потом через Великий Новгород в Европу – от так. Короче. Зарубы на мечах и боевых топорах – однозначный шедевр. Фильм стОит смотреть хотя бы из-за этого. Хореографу фильма – однозначно уважуха: все зарубы поставлены на крепкую пятёрку.

4. Про религию:
Особенностью фильма является то, что в нём в неявной форме даётся пинка римско-католической церкви. Все продажные сволочи и предатели – христиане, а вот язычники – Зигфрид, его приёмный отец и Брунгильда – исключительно суровы и честны. Никакого лицемерия и кривляний: конфликты решают и добиваются своего не интригами и предательством, а суровыми зарубами насмерть. Суровые язычники однозначно рулят.

5. Недочёты:
На мой не сильно квалифицированный взгляд, единственным серьёзным недочётом фильма является некоторая торопливость событий. То есть, в малый объём (две серии общей продолжительностью три с половиной часа) постарались втиснуть очень много событий. И при этом ПОЛУЧИЛОСЬ.
Но. Временами кажется, что события и сцены сменяют друг друга слишком резко – почти нет плавных сюжетных переходов. Впрочем, это никакая не трагедия – просто для экранизации эпической легенды такой напор экшена немного необычен. Эпические события предполагают плавность и размеренность (вот как во «Властелине Колец»), а не боевичковый экшен.
Впрочем, это не беда.
Про говённый перевод (с английского – хотя немецкие субтитры постоянно вылезали) и говённый «наколенный» дубляж говорить смысла нет – и так ясно. «Мастера» «художественного» «перевода» зажгли что было сил: только вариантов перевода имени «Зигфрид» насчитал штук пять. Кретины, блин.
Однако даже мудизм «мастеров перевода» не испортил впечатления от просмотра.

Резюмирую.
Очень качественная экранизация мифа о Небелунгах.
Рекомендую к просмотру.

Mihalich
28-10-2007
7:15