макс aka кондрат : Возрождение линкоров в 21 веке
18:52 03-11-2007
Сегодня - в начале третьего тысячелетия, техника
военно-морского флота продолжает развиваться, и всем кажется, что она настолько далеко ушла вперед от морских сражений прошлых веков, что артиллерийские линкоры кажутся такими же древними останками, как вымершие динозавры. Ракетное вооружение почти вытеснило орудия главного калибра из военных кораблей.
Но ракетные корабли только на первый взгляд кажутся самым грозным оружием
современных флотов. Потому, что кроме мощи вооружения у них ничего больше нет. Конструктивная броневая защита полностью отсутствует. Да и так ли уж сильно это ракетное вооружение? На крейсере «Петр Великий» (для тех, кто не знает: это самый большой в мире корабль подобного класса) основное вооружение составляют 20 ракет ПКРК «Гранит». Для сравнения на самом обычном дредноуте времен первой мировой войны боезапас составлял 1200 снарядов ГК. Тут дело не в большой массе ракетного
вооружения. Наоборот, масса боекомплекта ракетных крейсеров редко превышает 0,5 процентов от их водоизмещения. На корабле просто не хватает места для размещения ракет.
У крупнокалиберной артиллерии есть немало преимуществ перед ракетами. Снаряд
менее подвержен отклонениям из за сильного ветра. Его намного труднее перехватить средствами ПВО и самообороны противника. Вес боеголовки 406мм. снаряда больше
чем вес боеголовки корабельной ракеты. У пушек есть еще одно беспесды важное преимущество. Они универсальны. Башенная артиллерия может применятся как против кораблей, так и для поддержки наземных операций. А ствол орудия можно использовать как пусковую шахту для управляемых ракет. Как на танке Т – 80, в боекомплект которого входят как снаряды, так и ракеты. А если из 125мм танкового орудия можно запускать ракеты, то создание 305мм. орудий с такой возможность еще более целесообразно. Ракеты калибром 305мм. с высокоточным наведением могут очень пригодиться.
И такая система позволяет разместить вооружение более компактно, сразу видна экономия на пространстве для пусковых контейнеров.
Но тут поклонниками ракет приводится убийственный аргумент: ракетное вооружение весит раз в двадцать меньше чем башенная артиллерия главного калибра. Вот например: самая мощная и тяжелая противокорабельная ракета "Гранит" весит всего 5 тонн, значит на крейсере «Петр Великий» все ракеты весят 100тонн. А башня главного калибра на линкорах прошлого весила 1,5-2,0 тысячи тонн.
Но это нечестное сравнение. Во первых - надо задаться вопросом: а почему бронированная башня ГК весила так много, ведь двенадцатидюймовое орудие например весило всего 48 тонн? Ну предпложим станок к нему - еще 30 тонн, а остальной вес откуда? Ясен хуй, что подавляющую долю веса бронированной башни
орудий главного калибра составляло ее бронирование - броневые плиты достигали толщиной до 457 мм.
А для чего нужна броня артиллерии? Странный вопрос, подумают многие - для защиты персонала башни: там внутри ведь целая толпа народа чего-то делает. В основном это конечно наводчики: если в башне три орудия - то и три вертикальных
наводчика. Потом - горизонтальщик, командир башни конечно, и еще несколько заряжающих. А можно ли сделать артиллерийскую башню совсем безлюдной, чтоб отказаться от ее толстого бронирования большого веса и устроить автоматического заряжание? Да, с высоты развития современной техники ничего не достижимого тут нет. Принцип заряжания такого орудия может быть скопирован от любого из
существующих автоматов или пистолет-пулеметов, но только
многократно увеличен в размерах, и вместо полотняных картузов для
пороха надо применить металлические гильзы - примерно такие, какие немецкие кораблестроители создали для своих дредноутов еще в первую мировую войну. Подъем боеприпасов вместо раздельных зарядников может быть сделан в виде стальной ленты из отдельных звеньев, которые распадаются на составляющие части после выстрела.
В этом нет ничего необычного. Полностью автоматизированные башни применяются
для орудий калибром 100мм в ВМФ США и для 130мм орудий в российском флоте. В реальной боевой жизни башни пусты, но эти пустые места для их резервной прислуги потребовали громадных защитных колпаков.
Однако - 305 мм орудие наводить и заряжать вручную уже несколько затруднительно, в скорострельном орудии большого калибра вертикальная лента с несколькими десятками снарядов будет весить уже многие десятки тонн, и чтоб поднимать ее вручную - потребуется чуть ли не тысяча человек. То есть - нужно круто и решительно отказаться от ручного обслуживания крупнокалиберной башни в бою! И доверить все электромеханизмам, которые мощнее людей. После этого никакой броневой корпус для орудий ГК вообще будет не нужен. Но разумеется - вокруг затвора автоматического орудия ГК должен быть кожух - чтоб вражеские осколки не попадали внутрь движущихся деталей автоматики. Орудия на новых линкорах лучше размещать в башнях по 2 орудия. Двух башен будет достаточно, значит всего получается 4 орудия ГК.
Несложно подсчитать вес одной такой установки: орудие калибра 305 мм - около 50 т, его станок - 30 т, противоосколочная ствольная коробка - порядка 10 т, электромотор для подъема снарядной ленты - еще около 10 т. Плюс вес самой башни и ее механизмов – 200т. Получается 300т без учета веса боеприпасов. Казалось бы 20 ракет весят в 3 раза меньше. Но это без учета веса пусковых контейнеров.
К тому же, если для кораблей прошлого главным был принцип сравнения веса оборудования для корабля - то сейчас наоборот: главное препятствие -
недостаток объема. На дредноутах и броненосцах прошлого очень много веса отнимала броня бортового пояса и броня башен. А сами боеприпасы размещались весьма компактно - их общее число достигало нескольких тысяч, хотя и вес боеприпасов был тоже значителен. На современных кораблях просто не хватает объема
корпуса для размещения. А вот внутри дредноутов места для размещения нескольких тысяч снарядов разных калибров вполне хватало. То есть главный принцип сравнения сейчас - должен быть не по весу, а по объему.
Для линкора нового поколения несложно подсчитать скорострельность.
Одно автоматическое орудие может делать один выстрел в 7 секунд. Если на корабле 4 орудия то это как минимум 32 выстрела в минуту. Притом, что на ракетных крейсерах
боезапас ПКРК не превышает 20 ракет это явно доказывает целесообразность возрождения корабельной артиллерии крупного калибра.
При этом новые орудия можно создавать на современных принципах. Применяя в их конструкции последние достижения в области артиллерии.
Вот жидкие метательные вещества - это же замечательный принцип! Вместо дорогого пороха используется хранящиеся раздельно жидкое топливо и окислитель. Топливом может быть любое вещество: спирт, керосин, бензин, гавно и т д. Окислитель тоже может быть любой: перекись водорода, жидкий кислород, азотная кислота.
Особенность их в том, что при хранении жидкости занимают намного меньше места чем пороховые заряды. А самое главное - ими удобнее стрелять. Дело в том, что жидкость можно легко дозировать, и заряжать в камору орудия намного меньшее количество. От этого сильно уменьшается разгар орудийного ствола. Так например, даже при стрельбе тридцатой батареи под Севастополем использовали половинные пороховые заряды, от чего многократно возросла живучесть ствола, и произошла громадная экономия пороха. И если для новых кораблей двадцать первого века создать орудия главного калибра с ЖМВ, то при стрельбе ими по береговым целям, когда не
требуется ни бронепробиваемость, ни высокая дальность, можно уменьшать вес заряда. В противоположность пушкам прошлого века, у которых не любили уменьшать вес заряда, потому, что от этого приходилось пересчитывать дальность полета снарядов, сейчас имеются быстродействующие компьютеры, которые в доли секунды
способны рассчитать дальность стрельбы для любой кратной доли
метательного заряда, хоть например для 0.387 от полного веса его. А размеры хранилищ топлива ЖМВ могут настолько малы, что для крейсера как хуем по лопасти винта. Например: цистерна с десятью тоннами керосина (примерно на тысячу выстрелов снарядами ГК) имеет размер всего лишь 2*3*3 кубометров.
При этом установка башен не исключает размещение ракетного оружия.
На всех ракетных кораблях сейчас применяется единственный принцип: все
шахты вертикального пуска ракет устанавливаются внутри корпуса
корабля, но обязательно выше ватерлинии, то есть - на той палубе, которая располагается приблизительно вблизи уровня воды. В противоположность этому - погреба снарядов для орудий главного калибра на всех без исключения линкорах прошлого
- ВСЕГДА размещались обязательно ниже ватерлинии - под самой нижней броневой палубой. Возникает интересное явление: ракеты ВЫШЕ ватерлинии, а снаряды - НИЖЕ ватерлинии - поэтому размещение этих двух видов боеприпасов никак не может помешать друг другу.
Поэтому создание линкоров в 21 веке вполне обосновано. Особенно на фоне развития средств перехвата и радиоэлектронной борьбы.
agentnah@ukr.net