El Nino : Прикоснись к чудесному. Вселенная Макса Фрая.

14:06  13-11-2007
«Сам Макс Фрай считает, что многотомная эпопея о приключениях сэра Макса была просто ПРАВИЛЬНО разработанным маршрутом "не знаю куда", где и автор, и читатель могут найти некое невыразимое, но притягательное "неведомо что", каждый - свое. Он полагает, что читатель и автор - сообщники. Если воспользоваться футбольной терминологией, писатель лишь дает пас, гол же всегда забивает читатель, поэтому, в конечном итоге, результат зависит именно от читательского мастерства. А внутреннее родство действующих лиц многократно увеличивает общие шансы на успех.»

У каждого человека есть любимые книги, которые значат для него больше, чем несколько сотен листов бумаги с текстом, заключенные под обложку. Для кого-то это книги, которые поразили воображение в детстве, для кого-то прочитанные в юношеском возрасте уже более серьезные произведения, а может быть те и другие вместе взятые. Но факт в том, что конкретно у тебя, втыкатель, такие книги есть, если ты не полный даун, прочитавший за всю жизнь две с половиной книжки. Впрочем, данный текст на таких и не рассчитан.

Каждый человек мечтает о чуде, это заложено в подсознании так же крепко, как физиологически заложена потребность дышать и есть. Будь ты хоть скудоумным гопником, чьи необъятные представления о чуде простираются даже до суммы в пару тысяч рублей и побитого «авторитета» из соседнего двора, или гениальным ученым, которому во всю силу своего слабенького интеллекта представляется чудесное изобретение, способное, скажем, излечить все болезни. Также любому человеку свойственно представлять себя в другой, непохожей на существующую, реальности, где он бы предстал совершенно в другом качестве, где все его желания исполнились бы, и жизнь протекала бы именно так, как захочет он сам.
Такой реальностью для меня стала вселенная Макса Фрая.

Сама личность автора очень долго оставалась невыясненной. На данный момент известно, что это литературный псевдоним Светланы Мартынчик и Игоря Степина, хотя ходило множество слухов о других версиях. Очень долго он был «самым загадочным автором рунета», так как у Фрая были интернет-проекты и многочисленные статьи на газета.ру и прочих известных порталах.

Что же собой представляет вселенная Фрая? Все довольно просто. Параллельно с нашим Миром существует бесконечное множество Миров, доступ в которые существует, но у нас он неизвестен, ибо является магическим. И конкретный Мир, о котором, собственно, и написана серия книг «Лабиринты Ехо», представляющий собой несколько государств, главенствующим над которыми является Соединенное Королевство, столица которого и называется Ехо. Он расположен возле некоего Сердца Мира, которое позволяет легко пользоваться так называемой Очевидной магией, доступной каждому жителю Ехо. Использование магии было обуздано с помощью специального Кодекса, ограничив магические изыскания определенными, весьма низкими ступенями. Так же существует Невидимая магия, за особые способности к которой Макса и перенесли в этот Мир. За выполнением данного Кодекса следит Малое Тайное Сыскное Войско Ехо, где и служит вытащенный из нашего угрюмого Мира сэр Макс. Его коллеги и начальник, всемогущий Джуффин, и являются основными действующими лицами в этих, по выражению Фрая, «книграх» (от слов «книги» и «игры»). Невозмутимый, педантичный и занудный Шурф Лонли-Локли, неутомимый насмешник Мелифаро, добродушный и мудрый Кофа Йох, нежная и загадочная Меламори… Эти имена стали родными для меня.

На протяжении всей серии Макс и его коллеги распутывают загадочные преступления, связанные с недозволенной магией. Попутно Макс обзаводится новыми умениями и навыками на фоне забавных и непредсказуемых ситуаций.

Может быть, вы мало поняли из вышеизложенного текста. Немудрено, ведь сложно описать целую вселенную несколькими предложениями, так что вам остается один выход – читать.

Своими словами могу описать завязку серии так: типичный неудачник и меланхолик, так не нашедший себе места в нашем суетливом Мире Макс оказался на пороге Чуда и принял предложение загадочного работодателя, начальника Малого Сыскного Войска Ехо Джуффина Халли, после чего очутился в другом Мире, краткое и несовершенное описание которого я уже предоставил. После чего начались его приключения.

«Лабиринты Ехо» нельзя сравнивать с традиционной фэнтези. Фрай пишет довольно смешно, чего нельзя сказать о подавляющем большинстве фантастов, исключая, конечно, грандов. Я от души смеялся над дружескими подколами, всевозможными розыгрышами, то и дело устраиваемых друг другу Тайными сыщиками, над уморительными ситуациями, коими изобилует вся серия. Кроме того, нет той высокопарной чепухи, которой так любят засорять свои книги прочие говнопесатели. В определенном объеме она присутствует, но текст настолько мастерски написан, что вроде как и не было ничего. Стиль написания – это вообще отдельная тема. Настолько легкого, приятного глазу и восприятию текста я не видел, пожалуй, никогда. Читая «Лабиринты Ехо» я обычно испытываю мощное душевное удовлетворение, как бальзам на душу, честное слово.

Личность главного героя тоже довольно интересна. Я бы и сам, наверное, хотел стать и в некоторой мере являюсь, таким человеком. Может быть именно та меланхоличность, некоторая наивность, раздолбайство, непреодолимое обаяние, созерцательность и «принадлежность к чудесному» сэра Макса пленяет меня и многих других поклонников Фрая. Этакий светлый, смешливый, восторженный, ироничный, немного грустный и задумчивый персонаж, подобным которому в глубине души я всегда хотел стать. Его любовь к мозаичным мостовым Ехо, искренняя и душевная привязанность к этому чудесному и загадочному Миру, ностальгия, проскальзывающая через напечатанные строчки. Иногда я начинаю думать, что автор на самом деле побывал в Ехо и теперь носит на сердце неизгладимый отпечаток великолепного города. Я бы сам хотел жить в этом Мире, но «так вышло. Некоторые люди имеют возможность всю жизнь наивно полагать, что они поступают так, как считают нужным, а некоторые лишены этой приятной иллюзии - и ты в их числе, по крайней мере теперь... Так вышло, Макс. Из этой фразы получился бы отличный эпиграф к любой человеческой жизни, ты не находишь?»

Эти книги стали мне родными. Знаете, это как в детстве. Когда вас на пару недель отправляли в деревню к бабушке, или в юношестве, когда вы ночевали у приятелей, вы просыпались и видели, что вокруг все не так, как дома, и это вам казалось довольно неприятным, не так ли? Есть такой момент перед пробуждением, когда думаешь, что реальность, привидевшаяся вам во сне и есть настоящая, что ты, к примеру, живешь не в своей родной квартире, а в месте, где все не так, не по-твоему, ты искренне ужасаешься данному факту, а окончательно проснувшись видишь, что лежишь на своей подушке, в своей постели, и на столе обычный, знакомый беспорядок, и тускло, как всегда горит люстра, которую ты забыл выключить перед тем, как тебя сморил сон, знакомые, тщательно выбранные занавески, котяра в ногах, что недовольно мурлычет, сетуя на раннее пробуждение. И какое тогда невероятное, неописуемое облегчение испытываешь, видя свою, домашнюю и давно любимую обстановку, видя, что никто и никуда тебя не забрал и ты по-прежнему можешь находиться в своем доме, в котором можешь ориентироваться с закрытыми глазами и где все вещи и предметы обстановки вызывают такие живые и настоящие воспоминания, ту же ностальгию. Такое же чувство я испытываю, когда вхожу в книги Макса Фрая. Какую бы я литературу ни читал, какой бы хорошей она ни была, как дома я себя чувствую только возвращаясь к старому доброму сэру Максу, по его собственному выражению в «залитую оранжевым светом фонарей
летнюю ночь, голова идет кругом от неописуемого восторга. Мир,
окружавший меня, оказался таким великолепным местом, что я почти не решаюсь
поверить в его существование. И все-таки они были настоящими, эти крошечные
разноцветные камушки мостовой, по которым ступали мои ноги»

Кажется, я все сказал. Каждый человек должен хоть раз в жизни прикоснуться к такому желанному Чуду, и это, конечно, произойдет и с вами, «рано или поздно, так или иначе».

El Nino
2007