Ходжа Насреддин : Городские путешествия. Окончание.

11:08  05-12-2007
Путешествие третье. Праздник, который снова со мной

И всё же, всё же, всё же… Париж остаётся Парижем. И каждый, кто хотя бы раз побывал здесь, никогда об этом не забудет и, вернувшись домой привезёт с собой свою, непохожую ни на какие другие, историю путешествия в этот великий город. И какой бы она не была, неизменным будет то чувство, которое лучше всех выразил Хемингуэй одним названием своего рассказа «Праздник, который всегда с тобой». И этот праздник всегда останется в душе человека, который его пережил. И я счастлив, что этот праздник вновь посетил меня в тот момент, когда я совсем не ждал встречи с ним.
Есть особая прелесть в посещение тех мест, в которых уже когда-то был. Как встреча со старым другом, которого уже не надеялся увидеть. И вот, неожиданное, почти волшебное стечение обстоятельств и вы видитесь вновь. Поэтому, оставим «le ordre en francais» для предыдущей главы, и отдадимся этому празднику, совершив прогулку по Парижу, и пусть каждый решает для себя, стоит ли он того, чтобы его увидеть или нет.

***
Начнём, пожалуй, с церкви Sacre Coeur. Она возвышается на холме Монмартр, откуда открывается прекрасный вид на город. Лично мне, церковь интересна по нескольким причинам. Во-первых, сам её смысл. Sacre Coeur была воздвигнута после франко – прусской войны, и посвящена её жертвам. Именно, жертвам. В отличие от немцев, которые после 45 года бояться гордиться своей историей, опасаясь быть заподозренным в неонацизме, французы гордятся своей историей с лихвой. Посмотришь беглым взглядом, не люди, а сплошные герои. В Париже много памятников героям многочисленных войн, в которых участвовала Франция. Значительная их часть, это, как правило, французские генералы, неоднократно битые своими немецкими коллегами. А их главное достижение лишь в том, что у них были хорошие союзники в лице русских и англичан. Ну, и самый главный «герой», это, конечно, великий и непобедимый Наполеон, выигравший всё, что можно, в результате «победоносных» войн которого, Франция оказалась оккупированной всеми великими державами, а сам великий полководец бесславно закончил свои дни на острове святой Елены. Но, попробуйте об этом сказать французам. А тут, в честь жертв, а не героев. И это правильно. Ведь, война отставляет после себя лишь кладбище, а на кладбище все жертвы.
У церкви интересная и необычная архитектура. Она похожа скорее на церковь византийскую, чем на традиционную католическую и окрашена в белый цвет. У подножия церкви, весело крутится карусель, у которой Амели, героиня известного одноимённого французского фильма назначала свидание. Я видел эту карусель в фильме, и теперь я здесь в реальности.
Тут же рядом, наши чернолицые братья пытаются «впарить» проходящим мимо туристам некий «лохотрон». Не зная и не имея никакого желания узнать, в чём состоит «фокус-покус», уверен, что ничего хорошего он не сулит. Поэтому, я сразу предупреждаю Рустама, что, несмотря на всю романтику Париж всё же не Берлин, и ходить по улицам здесь лучше со злыми и агрессивными физиономиями, будет меньше шансов стать чьей-то наживой. Первый опыт удаётся, и чернолицые братья так и не решаются вступить с нами в контакт.

***
Покинем Монмартр и перейдём на остров Сите. Именно здесь, в своё время и возник Париж. Экскурсия, на которой я здесь был с русскими туристами так, и называлась «Чрево Парижа – исторический центр города». Ну, а самой главной достопримечательностью исторического центра является, конечно, Собор Парижской Богоматери, легендарный и воспетый Notre Damm de Paris. Беден язык, чтобы описать всю красоту Собора, хранящего в себе память о долгих, начиная с 13 века, годах своего существования. Да, и лучше, чем это сделал Гюго уже сделать невозможно. Это, действительно, готический стиль. Войдя внутрь, сразу создаётся ощущение тайны, чего-то непостижимого нашему сознанию, ощущение, что попал не просто в церковь, а в мир теней. Внутри много туристов, они молчаливы и только как-то неестественно щёлкают вспышки их фотоаппаратов. Мы медленно движемся в полутьме, затаив дыхание, в сопровождении ликов святых. А горящие тусклым светом свечи освещают нам путь. А Он взирает на нас из-под сводов Собора и видит каждого, его грехи и добродетели. И ничего нельзя утаить от Его взгляда. Он видит всё и решает, кому и что даровать по делам его, а для кого уже пришло время отправляться в путь по дороге в небо, туда, где в вечном танце кружит Эсмеральда. Но, наше время ещё не пришло, мы выходим из Собора, и с непривычки щурим глаза, защищаясь от яркого солнечного света. Мы продолжаем свой путь по грешной земле.
Пройдя по мостам, мы оказываемся у Лувра. С конца 18 века, после Революции, Лувр известен как самый большой музей в мире, а до этого здесь был королевский дворец. Здесь жил, пожалуй, самый известный французский король Людовик XIV, Король-Солнце, здесь по этим улицам и залам внутри ходил кардинал Ришелье, плелись интриги и заговоры парижского двора. Эти улицы видели Д` Артаньяна и трёх мушкетёров и других героев Дюма. Далее, от Лувра в сторону Елисейских полей, место любимое всеми туристами, сад Тюильри. Турист, существо, которое часто устаёт и поэтому, нуждается в отдыхе. А сад Тюильри, просто идеальное место отдыха, для уставшего путника. Можно сесть на стульчик и любоваться, как в искусственном пруде мирно плавают и крякают утки, предаться состоянию умиротворения, да, и, просто, отдохнуть физически.
Мы вновь доходим до «мужика в пиджаке» и поскольку есть ещё время, сворачиваем на самый красивый мост Парижа, мост Александра III. Мост, действительно, красивый, французы постарались на славу. Ведь, приезд императора и заключение франко – русского союза дало в своё время, гарантии Франции, что в случае, войны с Германией, помощь России ей будет обеспечена. К чему привёл этот союз Францию, всем известно, страна стала великой державой, победительницей в войне. К чему привёл этот союз Россию, к сожалению, тоже всем известно.
И ещё, с моста Александра III открывается великолепный вид на левый берег Сены, с Эйфелевой Башней. Я не большой поклонник Башни, могу лишь заметить, что она, действительно, великолепно смотрится в тёмное время суток, сверкая в темноте и напоминая огромную праздничную новогоднюю ёлку.
И снова назад к «мужику в пиджаке». Есть ещё время до отъезда, мы гуляем по Елисейским полям, которые венчает Триумфальная Арка. Идёшь по этой длинной улице, видишь Арку перед собой и кажется, что она уже рядом, ещё один шаг. А она как мираж всё дальше и дальше. Как оптический обман зрения, как чудо. Как вся эта поездка, такая неожиданная и незапланированная, что кажется, а было ли это всё на самом деле?

Путешествие четвёртое. В сердце Саксонии

После непродолжительной остановки на обед и осмотра достопримечательностей в Майсене, мы продолжаем наш путь. Майсен один из старейших городов Германии и известен тем, что здесь была основана первая в Европе фарфоровая фабрика. Кроме этого, Майсен был первой столицей Саксонии. Я уже был в Саксонии, это и Лейпциг и Виттенберг, но сейчас мы держим путь в самое её сердце, столицу, исторический и культурный центр, город Дрезден. Старые друзья, Берлин и Париж позади, впереди новое знакомство

***
Мы едем по изогнутой трассе, а вдоль неё течёт река Эльба.
И вот, наконец, вырастает Дрезден. Первое впечатление, все основные достопримечательности города находятся очень близко друг к другу. Можно сделать один взгляд и охватить им всё сразу. Этого, конечно, будет недостаточно, чтобы познакомиться с городом, поэтому, естественно, мы идём дальше. Одной из самых главных достопримечательностей города является дворец Цвингер, бывший когда-то резиденцией саксонских королей, самым известным из которых был Фридрих Август II, прозванный Сильным. Из наших школьных учебников он в основном, известен тем, что, будучи по совместительству ещё и польским королём, являлся союзником Петра I в войне со шведами. Король был слаб в военных делах и большого толка от него в той войне не было, но зато он прославился на другом поприще. При нём Дрезден превращается в центр европейской культуры и искусства. При нём и был построен Цвингер, а также символ города церковь Frauenkirche. Впрочем, ещё при правлении саксонских королей Цвингер стал превращаться в музей. И сегодня здесь находятся коллекция фарфора, исторический музей, зоологический музей и самое главное, картинная галерея «Старые мастера», известная нам более как Дрезденская галерея.
Я небольшой знаток живописи, но сам факт пребывания в таком легендарном месте, безусловно, будоражит моё сознание, и я с чувством благоговения хожу по залам галереи, вглядываясь в шедевры мировой живописи. Здесь выставлены работы Эль-Греко, Дюрера, Рубенса, Гогена, Боттичелли, Тициана, Рембрандта. Но, самый главный шедевр галереи, это «Сикстинская мадонна» Рафаэля. Я осматриваю картины известных мастеров, но, среди них выделяю малоизвестное мне имя Бернардо Белотто, по прозвищу Каналетто. Этот автор был придворным живописцем и отличился своими пейзажами Дрездена. Картины Каналетто поражают своей простотой и реализмом. Как будто они написаны только что. Настолько они похожи на сегодняшний Дрезден. Кажется, что можно просто сделать шаг и …

***
Я иду вдоль фарфорового панно «Шествие королей». Самое большое в Европе, 102 метра. На нём запечатлены 35 правителей Саксонии, правивших страной с 12 по 20 век. Я иду вдоль панно, глядя на королей, и приближаюсь к Frauenkirche, самой известной протестантской церкви Германии, в которой отразилась вся непростая история этого города. Дрезден многое пережил. Город страдал от сильных пожаров и наводнений, последнее из которых произошло совсем недавно 3 года назад, когда Эльба вышла из берегов, и её уровень достигал 4 метров. Но самая страшная трагедия случилась здесь в годы Второй Мировой войны.

***
В ночь с 13 на 14 февраля 1945 года, англо-американская авиация подвергла город мощнейшей бомбардировке, в результате которой, Дрезден был практически стёрт с лица земли самым варварским образом. Под руинами были найдены 35 000 человек, а точной цифры погибших нет до сих пор. В Дрездене не было ни одного военного объекта, это был город, в котором жили беженцы. Помимо бессмысленного убийства людей, можно добавить, что Германия к тому времени была уже повержена, и всем было ясно, что нацистам конец. А раз так, значит очень скоро, все исторические и культурные ценности станут общим достоянием. Но, ничего этого не было принято во внимание, и Дрезден был превращён в руины, став немецкой Хиросимой. Следы той страшной ночи видны практически на всех старых зданиях города, покрытых во многих местах копотью оставшейся после бомбардировки. Ну, а от Frauenkirche осталась лишь одна стена, всё остальное было уничтожено.
В годы ГДР стена служила просто мрачным напоминанием о прошедшей войне и не восстанавливалась. А после объединения начался процесс её восстановления на пожертвования обычных граждан. Реставрация идёт уже больше 10 лет и будет закончена в 2006 году. О том, сколько дней ещё осталось до окончания восстановительных работ напоминает табло в центре города.
Мы продолжаем бродить по городу, и выходим на Брюльскую террасу, откуда открывается прекрасный вид на Эльбу. Гёте называл это место Балкон Европы. Отсюда можно пройти в Новый город по самому известному мосту Дрездена, мосту Августа, соединяющего две части города и выйти к памятнику Золотой всадник. Золотой всадник, это Август Сильный в одежде римского императора. Мы идём по мосту и любуемся Эльбой. Ещё один шаг и …
Я снова стою перед картиной Каналлето. Что это было? Ещё один мираж?