Аристофан Бурдин : ЭПИКУРЕЙЦЫ И КИРЕНАИКИ

12:29  19-01-2008
(Конспектируя Авессалома Махинеева)

1. У наслаждения миллион оттенков. Основные цвета: красный, оранжевый, жёлтый, зелёный, голубой, синий, фиолетовый. Каждый Охотник Желает Знать Где Сидит Фазан. Истинное наслаждение за пределами видимого. Не каждому Охотнику доступно.
2. Каждый знает, что истина в вине, но 99,9 % далеки от правильной трактовки этого латинского афоризма: истинная жизнь – в наслаждении. Кстати, о наслаждении как об альфе и омеге бытия говорили вовсе не Эпикур и эпикурейцы, как принято считать, а Аристипп и киренаики.

3. Все вменяемые человеки делятся на разумных и неразумных. Если так, то почему в наше время никто не превозносит ни Аристиппа, ни Эпикура (у автора – «Епикура», как было принято писать во времена Брокгауза и Ефрона), почему из них не сделали светочей рода человеческого? Ведь тот же Аристип, который из Кирены, по справедливости, должен быть идолом неразумного, сенсуального, гедонистического, вздорного, позорного, аморального большинства, а Эпикур – кумиром сугубо разумного, нравственного меньшинства человечества.

4. Аристипп не уставая пел дифирамбы философии, оправдывающей любые методы, способы и источники физиологического удовольствия, Эпикур же, напротив, считал, что гимна достойно только такое наслаждение, к которому ведёт умеренность, сестра воздержанности и душевного равновесия.

5. У Аристиппа – безумная какофония плоти с её литаврами, барабанами и многоголосыми трубами, читай – железами внутренней и «внешней» (? – так у автора) секреции; у Эпикура – героическая симфония духа и лирическая кантата души.

6. Нормальные человеки – все «епикурейцы» (хотя они могут об этом не догадываться), ибо для них жизненная норма, не только физиологическая, но и моральная – ограничивать плотские наслаждения и не давать воли страстям низменным – похоти, обжорству, пьянству, тем, которые, оправдывал и за которые ратовал перед вожделеющими киренаиками неистовый Аристипп.

7. Истые «епикурейцы» живут вдвое дольше истовых киренаиков-аристиппистов, потому что стопроцентно превосходят их в мудрости.

8. Высшая мудрость – в главенстве разума над потребностями, в той наивысшей свободе, которую умнейшие люди обретают в Кепосе, «Саде Епикура», а они, надо сказать, люди не только с умом, но и характером, ибо нужны волевые усилия, чтобы дух не был стеснён душевными переживаниями, а душа – плотскими позывами, чтобы дух и душа, восставшие для творческих свершений, не шли на поводу у «восставшего для других подвигов фаллоса», – вот так, неожиданно фривольно, завершает тему киренаиков и эпикурейцев в своей «Епикуриаде» видный философ-дуалист, эпикуреец и манихей Авессалом Махинеев.

19.01.07.