Урусхан : Рождённая революцией

08:45  21-01-2008
Рождённая революцией.

85-летию образования Союза Советских Социалистических Республик посвящается…

Глава 1. Фрунзе на проводе.

Одним из самых ярких воспоминаний моего советского детства является ташкентский музей ТурКВО на бывшей улице Художников. Музей был примечателен не только своими экспонатами внутри, но и окружавшим его парком. Чего здесь только не было: зенитки, пушки, гаубицы, танки, даже «Катюша»… Вся это списанная военная техника, когда-то находилась в ведении Туркестанского военного округа. Страсть любого мальчишки к оружию неистребима, поэтому я всегда любил приходить в этот парк, где можно было вволю полазать по этим уже отслужившим свою службу, но когда-то грозным орудиям.
Интересных экспонатов хватало и в самом музее, особенно на втором этаже, посвящённом Великой Отечественной войне. Однако, больше всего запомнился «телефон Фрунзе» на первом этаже музея, где рассказывалось об установлении Советской власти. Трубку этого реликтового телефона ещё дореволюционного производства можно было снять и услышать записанный на плёнку зычный голос командующего Туркестанским фронтом, чья армия когда-то так круто изменила весь размеренный уклад жизни инертного народа Востока:

Приказываю: всей нашей вооружённой мощью прийти на помощь бухарскому народу в этот час решения. Принять все меры, дабы удар был решительным и окончательным.

***
Красив и величав древний город Бухара. Много всего повидал он за свою богатую событиями историю. Видел нашествие арабов, принесших на своих мечах ислам, был почти стёрт с лица земли безжалостными монголами. Видел город не только кровь и разрушения. По его улицам ездил на своём ослике неутомимый балагур Ходжа Насреддин, здесь жили и творили великие учёные и поэты, Омар Хайям и Рудаки, ибн Сина и Фирдоуси, Лучшие медресе и мечети располагались здесь. «Мать всех городов мусульман», «благородная Бухара», «купол ислама», как только не называли этот город. Ну, а самое красивое и к тому же, самое высокое строение Бухары, откуда открывается прекрасный вид на всё это великолепие, минарет Калян, Великий Минарет. 7 веков стоит он на этом месте. Сам Чингиз-хан, лично бравший город поражён был его красотой и не посмел уничтожить. Видел Великий Минарет не только жизнь, видел он и смерть, смерть позорную. С его 46-метровой высоты в старые времена сбрасывали вниз преступников, осуждённых на казнь. С тех пор получил он своё другое зловещее название, Башня Смерти.
Последние годы благородная Бухара находилась под управлением эмиров из рода мангыт, одного из 92 узбекских родов пришедших в эти края с Шейбани-ханом и под покровительством Российской империи. Но ничто не вечно под луной, кончилось покровительство, рухнула великая империя и погребла под своими обломками тех, кто служил ей верой и правдой. И снова видит смерть Великий Минарет. Разрушен город и усеян трупами. Спят вечным сном воины эмира, спят вечным сном и их враги.
Чужая армия входит в древний город победным маршем, чужая армия поёт песни, чужие глашатаи собирают вокруг себя народ Востока:
Товарищи бухарцы, дорогие наши товарищи, пролетарии и трудовое крестьянство! Поздравляем вас с победой, вашей победой! Сегодня Старая Бухара, оплот средневековья, реакции и мракобесия пала. Ура, товарищи!!! Кончилась вековая власть угнетателей! Отныне все вы свободны! Да, здравствует, Советская власть!!!
Но не понимают «товарищи» этих диковинных слов, не понимают граждане благородной Бухары, что за армия такая пришла на их землю. Красная Армия? Кто это? Вроде урусы, а вроде нет, шайтан их разберёт. Не знает народ Востока стоит ли радоваться новой власти или стоит горевать. А потому смотрит народ Востока на Красную Армию с нескрываемым любопытством, но без тени враждебности. Поживём, увидим, что за власть такая, Советская.

Глава 2. Замечательный турок.

30 апреля 1921 года по кремлёвским коридорам в сопровождении переводчика и охраны шёл экзотического вида человек средних лет. Бросались в глаза его лихо закрученные усы и красная турецкая феска. Звали человека Исмаил Энвер. Среди людей, посвящённых в мировую политику, он был известен под именем Энвер-паша.
Энвер-паша был одним из самых активных участников государственного переворота в Османской империи, совершённого незадолго до Первой мировой войны. Период после переворота вошёл в турецкую историю как диктатура трёх пашей (Талаат, Джемал и сам Энвер). Триумвират втянул Турцию в мировую войну на стороне Германии, а также «прославился» в 1915 году во время «окончательного решения армянского вопроса». В правительстве «трёх пашей» Энвер занимал пост военного министра. После войны он бежал в Германию, а у себя на Родине был заочно приговорён к смертной казне как предатель. В Германии Энвер познакомился представителями большевиков и через некоторое время объявился в Москве в качестве Председателя Общества Единства Революции с Исламом, организации, которую большевики надеялись использовать для своего влияния на мусульманские народы. В начале апреля 1921 года Энвер-паша написал письмо на имя Председателя Совнаркома В.И. Ленина с предложением о своём посредничестве в переговорах между Советской властью и активно поднимающими голову среднеазиатскими басмачами.

***
- Проходите, батенька, проходите, присаживайтесь, давно Вас ждём, – Владимир Ильич поднялся из-за стола, и широко улыбаясь, протянул гостю руку.
- Господин Энвер, выражает огромную признательность лидеру новой России господину Владимиру-паше за предоставленную возможность встретиться, - отчеканил переводчик приветственные слова гостя.
- Ну, что Вы, батенька, какой я Вам ей Богу, паша.… Зовите меня просто товарищ Ленин, договорились?
Энвер кивнул в знак согласия.
- Ну, да, ладно, ближе к делу, продолжал Владимир Ильич. ЦК партии с огромным интересом ознакомился с вашим письмом и считает необходимым оказать Вам всяческое содействие в умиротворении повстанцев в Туркестане, Бухаре и Хиве. Товарищ Энвер, замечательный Вы наш турок, ну, не враг Советская власть народам Востока. С кем, к примеру, позвольте Вас спросить, воюет сегодня Турция? Совершенно верно, батенька, с Грецией. Кто стоит за греками? Знаете, ответ на этот вопрос или подсказать? Верно, товарищ Энвер. Враг у нас общий, архизлейший и архиковарный, имя ему британский империализм. Представляете, как трясутся сейчас эти хищники от страха перед молодой Советской Республикой? А больше всего боятся, что по примеру трудящихся России на борьбу против колониализма поднимётся угнетённый народ Индии. Товарищ Троцкий прямо сейчас предлагает двинуть нашу армию на освобождение братского индийского народа, так сказать, напоить красных коней в Индийском океане. Мы же считаем эту затею преждевременной. Нельзя двигаться в Индию, имея такой неспокойный тыл. Ну, да, что я Вам рассказываю? Вы и без меня всё это знаете. Итак, Ваша задача, товарищ Энвер, прибыть в Бухару, через свои контакты, мы знаем, они у Вас есть, встретиться с лидерами этих «воинов ислама», перетянуть их на нашу стороны, убедить принять Советскую власть и создать в Средней Азии единый антибританский фронт народов Востока. Можете рассчитывать на любую нашу помощь. Поезжайте, товарищ Энвер! Удачи Вам и счастливого пути!

***
В июле 1921 года Энвер-паша прибыл в Бухару и от имени Советского правительства вступил в переговоры с лидерами басмачей и свергнутым бухарским эмиром. В октябре того же года «замечательный турок» неожиданно перешёл на сторону противника и вскоре стал главнокомандующим всеми отрядами басмачей на территории ликвидированных Советской властью Хивинского ханства и Бухарского эмирата. К февралю 1922 года отряды Энвер-паши контролировали всю Восточную Бухару (ныне территория Республики Таджикистан). Однако, удача отвернулась от «товарища Энвера». Потерпев ряд поражений от Красной Армии и отрядов не признававшего его власть курбаши Ибрагимбека, изрядно потрёпанные и поредевшие отряды паши ушли в малодоступные горные кишлаки.
4 августа 1922 года разведка донесла о пребывании Энвера вместе с остатками своей «личной гвардии» в горном кишлаке Чаган. С приказом «брать только живьём» в кишлак выдвинулся отряд Акопа Мелкумова, входивший в 8-ю советскую кавалерийскую бригаду.
В это время ни о чем, не подозревая «главком» басмачей лежал на кровати в своём шитом золотом халате и перечитывал священный Коран:

Поистине, Аллах не меняет того, что с людьми, пока они сами не переменят того, что с ними. А когда Аллах пожелает людям зла, то нет возможности отвратить это, нет у них помимо Него заступника!

В эту секунду дверь распахнулась и на пороге появилась Смерть. Энвер дёрнулся, было за револьвером, но было поздно, Мелкумов со всей силы рубанул его шашкой по лицу и тот рухнул на пол как подкошенный, сжав мёртвой хваткой священную книгу. Мелкумов же стоя над ним, прошептал что-то по-армянски. В комнату вбежали боец Абдуразаков и комиссар отряда Абрамзон.
- Был приказ «брать только живьём», товарищ Мелкумов, - выразил своё недовольство Абрамзон.
- При попытке к сопротивлению, - спокойно заметил командир отряда.
- Я буду вынужден написать рапорт, товарищ командир.
- Нет, так был бы! Я ж тебе говорю, Абрамзон, при попытке к сопротивлению. А впрочем, пиши, что тебе ещё делать?
- Погиб как мусульманин, - задумчиво прошептал Абдуразаков, глядя на забрызганный кровью Коран в руке убитого Энвера.
- Погиб как собака, - отрезал Мелкумов. Похороните эту сволочь где-нибудь, да, так, чтобы никто не знал. Я ясно выражаюсь, Абдуразаков?
- Так, точно, товарищ командир.
- Выполняйте!

***
Сразу после захоронения могила Энвер-паши стала местом паломничества местных жителей и почиталась ими как святыня. В 74-ю годовщину гибели Энвер-паши 4 августа 1996 года его останки были торжественно переданы представителям президента Турции таджикским полевым командиром, курбаши нового времени Изатулло Хаёевым.

Продолжение следует.