Иезуит Батькович : Шизигры
17:10 29-01-2008
Господа, некоторое время назад мне пришла в голову мысль составить коллекцию игр, которые бы объединяла атмосфера общего и частного сумасшествия.
Я хотел бы представить на ваш суд списочек игр, которых объединяет такой неподдающийся точной идентификации момент как Шизоидность.
Как выяснилось таких игр не так много, как хотелось бы. И все-таки они есть!
Вашему вниманию предоставляю свой топ30. Игры в него включенные ни в коей мере НЕ расставлены по каким-либо местам (самая атмосферная, самая трешевая и т. п.)
Крайне сложно мерить объективно такую зыбкую вещь как безумие.
1. Шизариум (Sanitarium) - старенькая такая игрушка, квест на четырех дисках. Экшена конечно немного (он есть но совсем уж в рудиментарном состоянии), зато какое многообразие шизоидных миров. Тут вам и мир детей-уродов, и мир циклопов и мир древних ацтеков. ну и конечно alma mater - мир срединный все это безобразие объединяющий обычный такой сумасшедший дом. Оригинальные, не слишком сложные головоломки, отличная музыка и моменты заставляющие невольно вздрогнуть прилагаются. Вещь. Сила. Красота. Концептуальность. В общем представьте себя в роли пациента психиатрической лечебницы с диагнозом "обостренная шизофрения, потеря чувства реальности", добавьте восхитительный дизайн, более четырех миров воспаленного подсознания вашего альтер эго да плюс ко всему еще и интереснейший мистико-детективный сюжет, о гении и злодее - главвраче вашей клиники. Ну как? По описанию здорово? Поверьте, на деле это еще интереснее и конечно же куда "умалишеннее"! Город детей-уродов, поклоняющихся Разумному Растению далеко не самое страшное и нелепое, что ждет вас в этой игре.
Сюжет - 100 баллов по десятибалльной шкале. Одним словом отличная больная игра, о путешествии в мир собственных фантазий, глюков и страхов.
2. Фауст - Семь Ловушек для Души (Faust) - это чуть более новый, но все же уже безнадежно устаревший квест. Чистый квест, никаких тебе экшн элементов и сражений с монстрами. головоломки однако стоят значительно выше по уровню сложности, чем среднестатистические пазлы из других игр. Игра привлекает великолепной музыкой (хиты 30х годов ХХ века + немного классики и современных мелодий), отличнейшим сюжетом и море совершенно необъяснимого шарма в этих семи простеньких зарисовках о грехах уродливых физически и духовно жителей парка развлечений "Страна Грез". Также стимулом купить эту игру будет восхитительное качество лицензионного перевода, достаточно распространенного у нас в стране. Это игра-шедевр. Я в нее влюблен с первого взгляда в глаза лукавого Мефисто, с первых аккордов композиции "My funny valentain"... Семь душ, семь смертных грехов... Семь судебных процессов. Адвокат - Ангел с Амнезией, Прокурор сам Дьявол (самый харизматичный персонаж за всю историю игростроения ИМХО). Подсудимые - смертные. Уроды. Кто-то физически, кто-то морально, а некотырые и физически и морально. Времени нет, есть только обрывки разных лет, пространства тоже нет, есть только Парк Атракционов. Есть сделки с Дьяволом и Любовь, есть Красота и Подлость, Сила и Глупость. Чистая игра, выдержанная игра, занимательная как кубик Рубика и глубокая как марианская впадина.
3. Алиса амрикана МакГи (American McGees Alice) - тут экшена наоборот даже слишком много, особенно в сравнении со скромными достижениями МОРа в этой области, а головоломки наоборот отсутствуют напрочь. Те кому не близки платформенные аркады могут вообще обойти стороной данный продукт, хотя я бы не советовал лишать себя удовольствия провести несколько вечеров в мире воображения Алисы, гротескном, уродливом, слишком ярком для реальности и обворожительно прекрасном. Любители кровищи, мяса, прочей жестокости и нестандартных, неукладывающихся в рамки разумного монстров будут особенно довольны. Нужно быть серьезно сдвинутым по фазе, да еще и обладать достаточной степенью дерзости и смелости, чтоб из чудаковатой детской сказочки вылепить это ЧУДОВИЩЕ... Какого быть маленькой девочкой, наглотавшейся НАРКОТИКОВ и вскрывшей себе ВЕНЫ кухонным НОЖОМ, на почве чувства вины за гибель СГОРЕВШИХ ЗАЖИВО родителей? Что таится в черепной коробке Алисы, чья страна Чудес превратилась в страну Кошмаров и Боли? Герцогиня, откусывающая полголвы, Королева Червей, напоминающая матку Чужих, Шляпник... Поверьте он заменит Фредди Крюгера в ваших сновидениях. И постоянная смерть близких. Она будет сопровождать Алису на протяжении всего ее бега по собственному воображению. Вы хотите этого? Тогда вперед! Лсд в зубы и в руки Ножик.
4. Также говоря о Шиз-играх нельзя не упомянуть тот самый Тихий Холм (The Silent Hill). Возможно король среди игр подобного... не то чтобы жанра... но скажем так типа. Какого это быть человеком взглянувшим в лицо собственным кошмарам и вступившим в схватку с духами своего же темного прошлого? Хотите узнать? Тогда Тихий Холм ждет вас! Сайлент Хилл - одна из самых больных игр нашего времени. Половина частей серии связанна с жизнью и деятельностью полусатанинского-полуязыческого культа преобразовывающей Город, посредством страданий одной девочки, другая же половина представляет собой историю в которой Город представлен чем-то вроде Чистилища для неприкаянных душ грешников. Недавно вышедший фильм не так плох, но до уровня игры конечно не дотягивает. По примерным подсчетам фанатов общий объем текста посвященный любительским анализам сюжета СХ составляет что-то около 40 тысяч страниц. Особое внимание также стоит обратить на пронзительное музыкальное сопровождение от японского гениального композитора - Акиры Ямаоки. Ну и на сюжет. Сюжет Тихого Холма - это что-то с чем-то. Мне лично наиболее близкой показалась вторая часть, хотя все они хороши и это не более чем дело вкуса.
5. Игра кажись 1995 года. Одна из тех, что перевернула представлена о мире, полностью самодостаточный акт искусства. Называется сие творение "У меня нет рта и я должен кричать" (I have no mouth and I must scream).
Весчь.... Один из примеров удачного скрещивания литературы и компьютерных технологий. Дело в том, что игра была создана по рассказу-антиутопии фантаста Харлана Эллисона, он сам принимла непосредственное участие в создании игры и даже озвучил главного протагониста героя злобного АМ. Квест о пяти людях - рабах кибернетической системы, вечных мучениках электронного ада, где героям вновь и вновь приходится сталкиваться со смоделированными машиной собственными фобиями и кошмарами. Что можно сказать плохого о сюжете игры, где вам в протагонисты выдаются алкаш, упрятавший жену в психушку, изнасилованная какими-то подонками истеричка, "добрый доктор" из нацисткого лагеря, полуживотное, бывшее некогда профессором философии, и нечурающийся связями с демонами плейбой? Да кстати цель в этой игре вовсе не свержение уничтожившего все и вся зловещего электронного разума, вовсе нет. Главный приз - возможность покончить жизнь самоубийством, чтобы избавиться от бесконечных мук. Такое вот средство сбежать от ада, дляшевося уже 109 лет. Кстати недавно я узнал, что где-то в И-нете есть место, где эту игру можно скачать. Весит она немного ибо старенькая.
6. Этот список был бы неолным без трешевой такой поделочки на скорую руку. Postal называется... И не важно какая часть. обечасти этой игры глубоко больны. Это уже не черный юмор, это не чернуха, это не расчленека... Это нечто выходящие за привычные рамки добра и зла... Какого это быть маньяком-одиночкой в городе населенном бандами маньяков? Убивать оказывается можно не только банальными пистолетами и автматами.. у нас ведь еще есть сгнившая голова коровы, наплмометатель, ножницы, бешеный слон, струя из штанов... А знаете как хорошо бывает по утру помочится на могилу родного отца? Или как нужно спасать деревья сжигая библиотеки? И если вы не обливали бензином труп девтсвеницы, котрой отрубили голову лопатой, предварительно жетсоко избив ногами и пытая электрошоко - то вы не жили. Да и еще, после этой игры я боюсь почтальонов. Всех.
7. Игра-НЕсобытие, игра-шутка, игра-несерьезность. Номер шесть. "Полная Труба". "Бред" скажете вы, и будете правы. Какого это быть НеизвестноКем в мире НеизвестноЧего в котром НепонятноКак и НепонятноЗачем ВСЕ! Кстати что странно мностры из полной трубы, несмотря нато, что не похожи ни на одно живое существо на планете довольно милы и забавны. Сама по себе "Труба" - развлечение на два часа, но по моему это будут самые ЧУДАКОВАТЫЕ два часа в вашей жизни.
8. Говоря о шизоидном РПГ гораздо уместно будет упомянуть Planscape:Torment. Какого начинать жизнь со смерти? Какого это жить в городе, где никто не знает где кончаются одного мира и начинается другой? Какого это обрести вновь свое Имя, чтобы отказаться от него? Плейнскейп - вещь, товарищи! Слишком правда хардкорная и в силу этого обстоятельства отпугивающая от себя игроков не знакомых с Плановой Теорией Миров или не способных запомнить чем фактол Дастменов отличается от фактола Стражей Рока и почему Баатезу не любят Танари. Нестандартность этого мрачного мира (а точнее конгломерата миров), отсутсвие привычных фентези-ориентиров (гномы там эльфы, Гендальфы) отпугнули слишком многих.. а жаль. Поверьте это интересно, искать себя в компании Говорящего Черепа, Хвостатой Воровки, Огненого Человека, Ушастого Самурая, Многорукого Стрелка Телевизора, Ангелоподобного Суккуба и Живого Доспеха. Только за список NPC игра достойна звания самого шизоидного РПГ всех времен.
9. Девятая позиция достается Кармагедонну. Игра духовный предтеч Постала. Игра взбесившегося автолюбителя, игра которая принесет вам множество незабываемых часов от ощущения собственного Почти БОЖЕСТВЕННОГО величия и всесилия. Разбегайтесь, людишки!!! АРГХ!!! У меня есть автомобиль. Он большой, острый и КРАСНЫЙ. Другие Колесные Боги суетятся рядом, но почти всем они (Кроме Фауста, Дона Думпстера и Полицейских) будут разодраны вашим бампером в клочья. Быть грудой металлом удел всех слабаков. Быть красной лужицой удел всех Бесколесных Недочеловеков. Игра-кайф. Игра-массакр.
10. Еще одна Вещь С Большой Буквы. Neverhood. Для тех кто в курсе - приятных смешных воспоминаний, для тех кто не в курсе сообщаю - Неверхуд это история о том Какого быть Пластилиновым человечком на пластилиновой планете, которую нужно спасать от пластилинового злодея. "Ничего особенного" - скажете вы и жестоко ошибетесь. Более нестандернтый подход к решению головоломок существует еще только в одном квесте - Monkey Island Series. Единственный способ решить ту или иную головоломку в мире Неверхуда это забыть о логике. Вообще. Напрочь. Логики там нет. Зато там есть стеб над всеми сущсествующими музыкальными стилями (ГЕНИАЛЬНЫЙ САУНДТРЕК!!!) Галерея Анекдотов, Всемогущий Создатель названный в честь любимой марки Пива и злодей названный Виндоусом. А еще тут есть... Короче говоря кто не видел - бежать и смотреть. наплюте на то что старье. Это Вещь С Большой Буквы. Диагноз который я могу поставить человеку выдумавшему этот мир - хронические нервные колики от смеха и отторжение мозгом здравого смысла.
11. Страдание (The Suffering) - игра, которая более всех вышеперечисленных похожа на СХ. Одна из лучших игр последнего времени. Экшена конечно побольше чем в СХ, но не забыт и сюжет, и головоломки (понаивней чем разгадывания потаенного смысла стихотворений, но очень, очень "практические" ;) ), и глубокая прорисовка образа протагониста и конечно обилие жутких моментов. Монстры - это просто нечто (особенно поначалу, постепенно их неописуемое количество убивает всякий страх). Есть в этой игре и войны с темнотой при помощи фонариков, и посещение параллельных миров и даже кое-какое разнообразие концовок. Игра проходиться на одном дыхании, а экшн вовсе (ну ладно, лучше скажем почти) не кажется чрезмерным. Примерно так ввел бы себя спецназовец или прошедший огонь и воду зек оказавшись в Тихом Холме и столкнувшись с порождениями больного воображения города.
12. Вторая отечетсвенная разработка в списке после «Полной Трубы». МОР. Утопия. (Pathologic). Если бы меня попросили охарактеризовать этот нестандартый и чертвоски оригинальный проект одним словом, то я бы разрывался между словами ДЕКАДАНС и НОКТЮРН. Я не культуролог. Возможно мое понимание этих терминов далеко от их истинного значения, но ни в одной другой игре (кроме конечно СХ, да не упомянуто его имя всуе будет) я не встречал такого щемящего чувства опустошения, безнадеги, давящей нервозности и конечно же смакование красоты уродства и увядания. Гниения. Разложения. МОРа... Эта вечная осень... Постоянный дождь... Причудливые и невообразимые жители Степей и беззащитные уродливые монстрики словно вырвавшиеся из подсознания подростка-аутиста. Кукольный театр, черные птицы, трагики, пьянчужки, крысы, отчаянные поджигатели, бессердечные огнеметчики и обреченные больные. Невообразимая в своей грандиозности статуя Многогранника, давящая пустота Боен, суета Термитника. Сотни повествовательных линий, теряющихся во мгле недосказанности, личные скелеты в шкафу персонажей, не отпускающее до самого конца ощущение что что-то ты сделал НЕ ТАК, которое лишь усиливается при просмотре каждой из концовок. Количество аллюзий, скрытых смыслов, метафор и двойственных моментов по своей плотности приближается к книге Джойса "Улисс". Безымянный город МОРа похож на гротескное кукольное представление, или грезы опиумного наркомана, или бесконечную череду сиротских страхов, или фильм Линча, задумай он снимать фентези (его Svi-Fi щедевр "Дюна" навеваетс схожие ощущения). Одним словом Игра с большой буквы И. То есть Игра- Иррациональность. Несомнено по право занятое место в списке.
13. Теперь игра про Лупоглаза, иначе говоря Oddworld. Честно говоря меня безумно порадовали МУДОКОНЫ (после прохождения игры я стал так называть неприятных людей... Ну точно мудоконы!). Что нам важно в любой шизигре, спрашиваю я вас? Дизайн, сюжет, монстры? Это все конечно хорошо, но совершенно несущественно без должной АТМОСФЕРЫ. А она в этой игре есть. Главный герой стоит перед поистине экзистенциальными проблемами (выжить и не быть съеденным), узнает страшную тайну, грозящую всему его виду и в результате практически совершает революцию. Да и вообще сам вид противоборствующих сторон (Хилые лупоглазы против кадаврообразных зубастых жлобов) очень напоминает мне о судьбе русской интеллигенции и ее взаимоотношениях с русской же властью. ИМХО игра достойна внесения в список.
14. Мист. (Myst) И соответственно прилагающийся к нему довеском клон под названием Шизм (Schizm). Не дадим ввести себя в заблуждение заманчивыми звучными именами, рассмотрим претендентов строго, со всей серьезностью относясь к делу. Ребята это наши клиенты. Тут даже обсуждений устраивать не стоит. Магия мистоподобного мира состоит из этих истинно дзенбуддийских изысканий решений для самых невообразимых головоломок. Молчание вокруг мира, молчание внутри мира. Ошарашивающая своею безграничностью пустота внутриигрового одиночества помноженная на неистощимую на выдумки фантазию создателей. Эти миры.... О Боги эти миры.... Затонувшие корабли и шатлы, бесконечные рубильники и звездные атласы, паропанк, дизельпанк, видоизмененный киберпанк, магнетизм, оптика, скрещивание эволюции и инженерии, яркие краски тропических лесов и сдержанное обояние техногенных пустошей, механика и магия и накрывающая весь этот водоворот образов всепобеждающая вездесущая ЛОГИКА. Внутриигровая. Не похожая на нашу. Шизоидная логика вселенной рукотворных миров. Шизм в общем и целом как младший брат Миста, все те же ошибки и те же выигрышные моменты. Так что позволим сему карлику взойти на пьедестал Шизы на плечах своего более именитого старшего брата-великана.
15. Зов Ктулху (Call of Ctulhu). Ну что же вы, товарищи? Как так? Почему же вы не разглядели эту жемчужину среди бесонечного потока однотипного игрового комбикорма? Это же всамделишная десятибальная ШИЗА. И дело даже не в том что пол-игры это воспоминания пациента психиатрической клиники. Нет. Все не настолько прямо и в лоб. Шиза в другом. Она в деталях. как и все великие вещи она кроется в деталях. В поведении культистов, в их лицах и жестах, в отсутствии оружия, к которому никак нельзя привыкнуть, в монстрах, от вида которых хочется выть, в головокружениях и слуховых галлюцинациях. Ребята! Неужели никто не почувствовал ту липкую атмосферу страха, ту вползающую змеей в душу паранойю, которая охватывает вашу хлипкую душонку петлями ужаса? Это Шиза. И никаких но. Эта Шиза хотя бы потому, что Лавкрафт. А Лавкрафт это возможно даже круче чем По и уж точно круче чем Кинг.
Ктулху докричался до моего сердца, за это демону честь и хвала. ГЛУБИННЫЕ УЖЕ СРЕДИ НАС.
16. Еще один новичок это игра Психонавты (Psychonauts). Аркада. В сущности детская. Вот уж, казалось бы, откуда тут взяться Шизе? Но она в игре есть. И в игре ее много. Кстати главный автор сего творения (Тим Шафер) замечен также в авторстве Грим Фанданго и Фул Троттла. Так что знайте люди, и в гейм индустрии есть свои мастера искусства и неизвестные широкой общественности гении. Игра попала мне в руки совершенно случайно. Само название. Психонавты. Правда интригует? А главного героя зовут Разпутин (двапутин трипутин четырепутин... Юмористы, однако!). И занимается он тем, что путешествует по чужим сознаниям. Я действительно недолюбливаю аркады. Но включившись в эту игры выпал из жизни дня на три. Сейчас Чтобы подтвердить наличие Шизы в этой игрушке я просто перечислю сознания в которых придется побывать: садист-милитарист, холодный сдержанный рационалист, кислотная пати-вумен, рыбоамфибия-мутант (да-да-да в игре есть сознание РЫБЫ ), молочник-параноик, истеричная актрисса, неудачник с комплексом наполеона, депрессивный художник-боксер, ну черепушка главного героя тоже не осталась без внимания.Это просто жесть. Несмотря на этот мрачный списочек, игра то очень светлая, юморная, как я уже сказал детская. Это отличный пример светлой Шизы. Нечто сродни Червяку Джимму.
17. Серьезный Сэм (Serious Sam) – пример шизы-шутера. К этому же жанру можно в принцепи отнести и первый Квейк, и мод для Халфы сделанный фанатами Мерелина Мэнсона, да много чего-еще… Просто чтобы обозначить, что шиза жанру шутров не чужда.
18. Ядерный Титбит. Тут все дело конечно в авторе сюжета – Это Даня Шаповалов. Комментировать дальше бессмысленно.
19. Периметр (Perimeter). Еще один наш проект. Шиза-стратегия. Объединяет в себе принципы типичной RTS и Го. События которой происходят в вывернутом наружу мире наших грех и страхов – Варпе, в окружении враждебной людям Психосферы.
20. Странные мечты (Weird Dreams) Пожалуй самая старая из известных мне ШизИгр. Что-то вроде смеси квэста и аркады. Путешествия души во время серьезной операции мозга.
21. Жертвоприношение (Sacrifice). Смесь аркады, стратегии и РПГ. Битвы магов, поклоняющихся пяти богам. Главное что бросается в глаза это НЕСТАНДАРТНЫЙ мягко говоря подход к сюжету и игровому процессу вообще.
22. Фантасмагория (Phantasmagoria). Пожалуй самый известный в мире видео-квест. Нудноватый конечно, но все же ставший таким известным совсем не зря.
23. Плохое молоко (Bad Milk). Шиз-игра сделанная на коленке менее чем за неделю. Особый подвид - трешевая шизигра, шизигра-дешевка. Никогда не пейте прокисшего молока!
24. Путь Таракана (Bad Mojo). Старенький недавно переизданный квест о нелегкой судьбе усатых насекомых. Кафка безусловно рулит – посему законное место в списке.
25. StarControl 2. Шизигра в жанре НФ. Научно фантастическая шиза. Или там космическая Шизопера. Авторам удалось из стандартного на первый взгляд подхода к вопросу о будущем человечества вылепить чудесную юморную поделку, по своей атмосфере напоминающую «Автостопом по Галактике» Дугласа Адамса.
26. Вангеры (Vangers: One For The RoadVagners) шизоидные гонки. Причем не стандартно-маньячно шизоидные (как Кармагедон скажем), а шизоидные очень даже. Даже гонками назвать это будет неправильно. Скорее уж смесью сюрреалистического action/adventure, RPG и военного симулятора. Многие сюжетные идеи Вангеров были творчески развиты компанией K-D Lab в из следующем проекте Периметр.
27. Шорох (Scratches) относительно недавно вышедшая игра. Квест погружающий игрока в действительно пугающую атмосферу заброшенного имения. Ох уж эти аристократы, ох уж эти готические особняки. Порою в их шкафах и подвалах таятся не только скелеты, но и кое-что значительно более жуткое и отвратное.
28. Квейк часть первая (Quake). Почему только первая? Потому что исключительно в первой было срывающее крышу сочетание зомби-солдат, огров-гренадиров, рыцарей чернокнижников, взрывоопасных амеб и лавкрафтского Шуб Нигуата. Вторая и четвертая части – уже НФ, пусть слегка больная, но все же НФ. А насчет третьей и говорить не приходится.
29. Кровь (Blood). Обе части. В свое время вышла как совершенно нестандартный ответ на вызов фантастического Дума и фэнтезийного Херетика. Ответ вышел и впрямь мягко говоря необычный…. Куклы Вуду, Земля наполовину въехавшая в преисподнюю, карусели демонов и прочие милые вещи.
30. Clock Tower. В общем об этой игре говорить не стоит – стоит ее просто заценить. Игра, которая была НЕ ВЫПУЩЕННА на западный рынок по той причине, что элементарно не смогла пройти цензуру это уже само по себе интересно.
Вот в общих чертах списочек выглядит примерно так. Многое конечно не вошло, ибо все охватить невозможно. Дело шизы живет и процветает по-прежнему. Ваши дополнения к списку только приветствуются.
P. S. Если кто знает что-нить об игре, которая вроде как сделана по Стивену Кингу (там еще есть женщина-оса и мальчик убивающий людей из игрушечного пистолетика) – прошу вас помогите с инфой, люди добрые. Называется кажется Harvester.