Шева : По классу бояна (Ч.II)

13:47  08-02-2008
Однажды жили-проживали два воздушных
шарика - Джон и Йоко. И между ними случилась
любовь, какая бывает раз в миллион лет.
Джон Леннон

…Безусловно, «Imagine» была и остается потрясающей вещью. Очень сдержанное начало: фанно, вступающий затем ударник и великолепная скрипичная партия. Поет Джон очень спокойно, чувства как бы зажаты, но внутренняя энергетика вещи очень сильная. Кстати, сама вещь очень короткая, - всего две минуты тридцать девять секунд.
На этой же стороне одноименной пластинки - веселая, нежнейшая «Jealous Guy», где он поет «I begun to lose control…» и внутри вещи насвистывает ее мелодию. Потом, больше, чем чем через двадцать пять лет, в девяносто шестом, у «Scorpions» была хорошая вещь «You and I», которая начиналась этими же словами, - «I lose control…».
Вторая сторона альбома начиналась взрывной, по духу где-то близкой к «Back»‘у вещью «Give me some Truth» с отличнейшим проигрышем на соло- гитаре. Затем шла очень добрая и грустная «Oh my Love» и, как я понимаю, политизированная, но очень необычная и классная «How do You Sleep?».
Что интересно, - в две тысячи четвертом молодые ребята, собравшиеся в группу «Aperfectcircle», тоже сделали вещь с названием «Imagine», причем музыкальное начало было почти скопировано у Леннона, а далее в значительной степени был повтор из музыкального ряда «Kashmir»‘а Led Zeppelin.
Да, где-то неплохо, но: любой повтор хуже оригинала. Так было и в этом случае.
Несколько слов о сленге.
У фарцовщиков был свой, у нас, - «балочников», - свой.
Собственно пластинки назывались «пласты» или «плиты», при этом альбом, состоящий из двух пластинок, например, битловский «Back in USSR», он же - «Белый альбом», назывался «двойник» или «двухплитник», альбом из трех дисков, - а были в те времена и такие, именовался «тройник».
Кстати, правда, не у Леннона, а у Харрисона первый сольник, это там, где знаменитая «Харе Кришна», был тройником. Употребить слово «песня» в балочном разговоре мог только очень молодой, для любого мало-мальски уважающего себя балочника со стажем для обозначения понятия песни использовалось только слово «вещь». «Слушай, у них в этом альбоме на второй стороне третья вещь, - обалденная!!!», - и так далее…
«Концертом» или «альбомом» назывался диск группы с новыми, ранее не звучавшими песнями. Наоборот, - сборником являлась пластинка, включавшая вещи из разных альбомов. У меня, например, всю жизнь почему-то к сборникам было отношение, как к чему-то второсортному.
Медленная «вещь» была - «медляк», громкие ритмичные «вещи» обычно назывались «забойными». «Фирменными» считались диски, произведенные в Великобритании, Германии, Франции, Штатах, по меньшей мере, - в Италии. Пластинки «нормальных», то есть западных рок-групп и певцов, но произведенные в Болгарии, Венгрии, Югославии назывались «перепечатками».
На самом-то деле на балке не так уж часты были продажи и покупки пластинок. В основном шел обмен, для обозначения чего гордо употреблялось английское слово «чэндж».
«Чуваки! Что есть на чэндж?» и так далее.
Но это так, - небольшое ностальгическое отступление.
В чем, мне кажется, была серьезная жизненная проблема Леннона, которая возникла на третьей, последней стадии существования Beatles?
С малых лет, что особенно обострилось после трагической смерти матери, он стремился стать лидером.
И он стал им.
И стал им в Beatles.
Его лидерство в момент становления Beatles, наверное, до середины шестидесятых было бесспорным. Однако, начиная, пожалуй, с «Magical mystery tour», постепенно на пластинках Beatles Леннона становится все меньше, и гораздо громче, фигурально выражаясь, звучит Маккартни.
Причем, надо отдать должное, действительно, вещи Маккартни становятся более интересными как в плане мелодий, так и в плане аранжировок. Даже очень хорошие и крепкие вещи Леннона, как, например, «Dizzy Miss Lizzy» в «Help»‘e, альбоме шестдесят пятого года, уступала вещи Маккартни из этого же альбома, ставшей потом легендарной, - «Yesterday».
Вещи Леннона имели более традиционный и рок-н-ролльный формат.
Вот взять даже последний альбом «The Beatles again» семидесятого года. Да, «Lady Madonna» Леннона безусловно хороша, но как по мне, «Hey Jude» Маккартни гораздо сильнее, хотя и надо признать, что в этой вещи есть определенные перепевы с «Let it be».
О «Hey Jude» Мик Джаггер, лидер Роллингов, как-то одобрительно сказал Полу: «Это как две песни, старина. Сначала идет сама песня, а потом - «нааа-нааа-нааа-на-на-на-нааа…. Круто.»
«Hey Jude» - это песня о сыне Джона Джулиане, хотя Джон как-то сказал, что «всегда считал ее песней о себе».
Кстати, что интересно, - Джулиан, когда подрос, пошел по стопам отца и начал записывать альбомы. Благодаря очень похожему голосу и близкой манере исполнения, как на мой взгляд, его музыка была тоже довольно интересной. Помнится, очень даже добротными были его альбомы в восемьдесят четвертом, восемьдесят шестом, по моему, в девяносто девятом.
Но вернемся к отцу, - к Джону.
У Леннона тоже хватало шедевральных вещей. Вспомнить, например, «Strawberry Fields Forever» из «Magical mystery tour», - кроме отличной музыки, там был и отличный текст. Так, второй куплет начинался строкой «Я одинок на своем дереве в этой пустыне…». Сам Джон сказал, что эта вещь, - это психоанализ, положенный на музыку. Джордж Мартин позднее рассказывал: «Когда Джон в первый раз спел «Strawberry Fields Forever» под аккомпанемент одной акустической гитары, это было волшебно».
На эту тему сам Леннон выразился предельно четко: «На самом деле никакой я не крутой. Но мне всегда приходилось носить маску крутого, это была моя защита от других.» Очень хорошо об истинной ранимости Джона как-то сказал Пол: «Когда он поднимал забрало, вы видели Джона Леннона, которого он так боялся показать миру».
А как в шестдесят седьмом, во время телемоста, транслировавшегося BBC на весь мир, Beatles спели Ленноновскую «All You Need is Love», - какой был всемирный резонанс!
Очень хорошо сказал об этой вещи продюсер Beatles Брайан Эпстайн: «Ребята хотели сказать свое слово миру, и едва ли можно было написать что-нибудь лучше. Это чудесная, красивая, завораживающая песня».
В том же семидесятом, когда Леннон “прогремел” альбомом «Imagine», уже с созданной им группой «Plastic Ono Band» он выпустил еще один, гораздо менее известный, но довольно неплохой альбом «Mother». Поскольку альбом посвящался матери, был он очень печальный. Открывался он вещью «Mother» и заканчивался грустнейшей «My Mummy‘s Dead».
По моему, в самом конце девяностых вышел двойник “The Beatles. Anthology“. И открывался он вещью Beatles “Free as a Bird”. Тогда еще был жив Харрисон. Ребята собрались втроем, написали великолепную, в духе поздних Beatles вещь и из старых, не вошедших в свое время на пластинки записей, как говорят, смикшировали голос Леннона.
Невозможно словами передать чувство битломана, когда ты первый раз слушаешь эту вещь.
Начало: великолепное соло Харрисона на фоне отличного четкого ритма Ринго. Начинает петь Джон, затем переход, - и мелодию подхватывает Пол. «Свободен как птица..» грустно поют оставшиеся в живых битлы, заставляя слезы наворачиваться на глаза. Красивейший гитарный проигрыш Харрисона, …и в конце, - мощный синтезаторный пассаж - как будто ангелы уносят в небо душу Джона.
Джона и Пола многое объединяло: любовь к рок-музыке, талант, возраст, город, улочка Пенни-лэйн, ранняя потеря матерей, - мать Пола умерла, когда ему исполнилось четырнадцать, Джон стал сиротой в семнадцать.
Но многое и разъединяло. Конфликт был неизбежен.
Кроме того, что они были разные сами по себе, но отличались, иногда до полярности, и их музыкальные оценки своей же музыки.
Интересно сравнение оценок Джоном и Полом одного и того же события: пробного прослушивания и записи на фирме грамзаписи Декка после завершения их гамбургских гастролей.
По прошествии годов Джон скажет: «Я прослушал ту запись. Она вовсе не была плохой. По-моему, все звучало прекрасно. Тем более, для того времени. Тогда мало кто играл такую музыку».
И совершенно другой взгляд у Пола: «Теперь, прослушивая те записи, я могу понять, почему на прослушивании мы потерпели фиаско. Мы играли неважно, хотя и исполнили несколько интересных и оригинальных вещей».
Кстати, при прослушивании произошел забавный прикол: глава Декки Дик Роу «пророчески» заявил продюсеру Beatles: «Гитарные группы уже выходят из моды, мистер Эпстайн". Впрочем, это не помешало Декке затем на протяжении многих лет печатать на своих матрицах большую часть пластинок Rolling Stones.
….К сожалению, сольные альбомы Леннона были очень неравноценны. Помню, был у него двойник, там, где он с Йоко на обложке голые, - знаменитая нью-йоркская фотография с их совместного хэппенинга, - так в музыкальном смысле он на балке всех разочаровал, - это было просто неинтересно и скучно.
Зато “Mind Games” и “Walls and Bridges” семьдесят третьего и семьдесят четвертого годов были очень хороши.
Хорошим и интересным был и знаменитый последний альбом “Double Fantasy” восьмидесятого года.
Забавная и сексуальная вещь Йоко “Kiss Kiss Kiss”, на этой же стороне чудесная вещь “I‘m moving on”. На второй стороне сильнейшая вещь “Beatiful Boys”, потом отличная классическая вещь Леннона «I‘m losing you».
Интересным в альбоме было чередование вещей Леннона и Йоко, причем, надо отдать должное, даже по прошествии стольких лет ее вещи на фоне вещей Джона выглядят все-таки достаточно прилично.
Но чем был плох этот альбом, - он был…нет, не был, - СТАЛ последним.
Именно с этим альбомом в руках и убил его crazy Чэпмэн.
…Прошло много лет, и как-то из приемника я услышал голос Леннона. Вещь была великолепная, но я точно помнил, что в моих записях ее нет, и раньше я ее не слышал. Скрипки, трубы, - все как в лучшем стиле «Сержанта Пэппэра…», но вещь была явно не оттуда.
Это был «Oasis» …
На мой взгляд, лучшего копирования стиля позднего Beatles и подражания голосу Леннона, пока, пожалуй, не удавалось никому.