сидоров : Том Уэйтс

17:57  27-02-2008
Я впервые услышал песни Тома Уэйтса в середине 90х ,хотя человек к этому времени уже более 20 лет ,как пластинки издавал .А мог бы и вовсе не услышать .Где его услышишь? Правда существует мнение , что Том Уэйтс - культовая фигура в большей степени именно для России ,а не для его родной Америки. Так говорить могут только российские интеллигенты, которые далеки были от нужд и чаяний народа всегда .Я уверен ,что если бы приехал Уэйтс , например ,в Санкт -Петербург ,то в лучшем случае собрал бы он ДК Ленсовета , да и был бы аншлаг или нет - неизвестно. Хотя пара тысяч петербуржцев ,любящих творчество этого оригинала - уже серьёзная аудитория .А я услышал Тома Уэйтса в 96 году прошлого века и был просто....Очарован сказать , конечно нельзя...Ошарашен -вот точное слово ,объясняющее мою реакцию на услышанное. Композиция называлась "Heartfttack And Vine." Ой, думаю, это что за бомж так яростно поёт блюз? Хотя и не блюз это вовсе, а……. пусть критики определяют .Тем более ,что творчество Уэйтса можно разделить на несколько периодов , и хорошо , что я начал с раннего, ибо к восприятию позднего готов не был. Кстати, разговор ,на самом деле и не о музыке вовсе, а о книге , только что вышедшей а издательстве «Азбука-классика» и посвящённой Тому Уэйтсу. Но вот так уж получается, что долго я к ней подвожу. Это объяснить просто – Уэйтс является одним из не очень многих музыкантов ,вошедших в мою жизнь и так из неё и не вышедших.Да и вообще, в целом мире есть не так уж много людей, имеющих свой оригинальный взгляд на искусство и сумевших ,руководствуясь только им, заниматься творчеством и создавать произведения ,не поддающиеся никакой классификации .Большинство людей это раздражает ,и ,кстати, в книге ,о которой я собираюсь рассказать , многие авторы таки пытаются запихнуть Уэйтса в какие-то рамки , идентифицировать его как-то , а зря. Но я тороплю события.
Так вот, когда я впервые услышал песню в исполнении Т.Уэйтса, жил я в далёком северном городишке и работал на местной ФМ-станции ведущим собственных авторских программ . Был я обременён массой иллюзий , одна из которых заключалась в том ,что был уверен ,что люди не слушают хорошую музыку потому , что не знают о её существовании . Ах как приятно жить с иллюзиями. И вот я услышал Уэйтса и загорелся идеей создания передачи о нём. Как же так ,думаю , живут люди и не знают о таком замечательном исполнителе . Не знают ,что можно достичь такой степени искренности , так передавать свои чувства , с таким надрывом , а временами с юмором. Ну , с помощью каких- то неимоверных усилий достал несколько дисков , подготовил плей-лист . А что это за человек? Что собственно рассказывать ? Зашёл в Интернет и ни одного русского сайта о нём не нашёл. Ладно , нашёл англоязычный сайт ,скачал статью , с помощью переводчика перевёл .Информация была весьма скудная и сухая .Вот что удалось узнать: родился в 1949 году в Калифорнии ,работал с шестнадцати лет в одной из пиццерий в Сан – Диего , самостоятельно выучился играть на пианино, в 1973 выпустил первую пластинку и т.д. А так ли интересны биографические данные ,если речь идёт о настоящем художнике ? Эх , не было тогда и в природе книги , о которой я хочу рассказать .Короче, пользуясь больше воображением ,чем добытой информацией передачу таки сделал .Имела ли она успех? Не будем о грустном .
Вот я подвёл вас к разговору о книге . Издательство «Азбука- классика « сделало всем почитателям творчества Уэйтса подарок – сборник статей и интервью из зарубежной прессы , посвящённых этому не втискиваемому ни в какие рамки творцу. На обложке её большими буквами написано : «Том Уэйтс». Взглянув же на титульную страницу , узнаём ,что полное название подборки таково : «Том Уэйтс. Невинны во сне.» Это я пишу ,чтобы искать легче было. Кстати ,я эту книгу на ярмарке в ДК им. Крупской ( на Крупе ) купил. Ознакомился я с содержанием. Грамотно всё сделано : интервью идут в хронологическом порядке с 1974 года и да 2004. Сперва скажу о том , что не понравилось .Во-первых , это дурацкое желание многих журналистов как-то Уэйтса классифицировать , что доказывает их некомпетентность в музыке. Во- вторых , бесит ,что каждый второй заостряет внимание на внешнем виде артиста. Половина интервью начинается примерно так : «Чёрная шляпа надвинута на левый глаз , плащ одновременно мал и велик ,чёрные штиблеты тонки словно бумага , на щёках двухдневная щетина .Можно подумать , что он спал в бочке.» И вот каждый второй так .Потом , у некоторых авторов такая тема идет : «Моя юность прошла под песни Тома Уэйтса «. И что они любят? Воспоминания о своей юности или творчество Уэйтса ? Пожалуй ,я перечислил все те немногие минусы , которые могут в этой подборке раздражать .Ну , может, ещё несколько интервью , где Уэйтс , как мне кажется, чувствуя ,что его интервьюируют ,как какую-то диковину типа говорящей обезьяны , ведёт себя соответственно и искренне издевается над журналистом , давая абсолютно бестолковые ответы.
Дело ещё в том, что Уэйтс , как и положено ,настоящему артисту ,не всегда говорит правду. То есть существует какая-то легенда о жизни Уэйтса ,скорее всего им самим и созданная , которую он от интервью к интервью корректирует местами, а что-то оставляет. Например, тот факт ,что он родился в такси , в двух шагах от роддома остаётся неизменным.
Однако, удаётся всё же проследить как формировался из не совсем благополучного подростка художник. Кто повлиял на его творчество? А повлияли американские певцы сороковых годов , имена ,которых мне ничего не говорят .Так же огромное влияние оказал битник номер один – Джек Керуак. Ну и ,конечно, многие и многие другие . Я не ставлю своей задачей пересказать книгу. Кого заинтересует , тот самостоятельно её проштудирует и разберётся в этих сотнях имён поэтов ,музыкантов, писателей , оказавших на Уэйтса влияние в той или иной степени. Хотя всё же , Бог вёл его .Иначе как объяснить,что молодой человек живёт себе ,работает вахтёром в ночном клубе (в некоторых статьях пишут,что он работал вышибалой , но я сомневаюсь ,что юноша ,мягко говоря , не спортивного телосложения был в состоянии хоть кого- то «вышибить») и масимум о чём мечтает ,так это о том, чтобы когда-нибудь стать совладельцем клуба. Про своё отношение к музыке в то время он говорит так : «Музыка была замещением , а я потребителем . Не больше и не меньше» Однако , в какой-то момент захотелось творить . Знакомые с творчеством Уэйтса знают ,что получилось. Не знакомым - я завидую, ибо им предстоит грандиозное открытие.Не думаю ,что имеет смысл хотя бы даже примерно рассказывать историю Уэйтса ,которая всё же очень ясно вырисовывается по ознакомлении с данным сборником статей и интервью. Хочу сказать ,что есть здесь однозначно что прочитать. Мне – то самому очень понравилось ,например интервью ,которое дал Уэйтс журналу « Playboy» в марте 1988 года. Вот цитата , высказывание Уэйтса , про поп – музыку : « Популярная музыка – это как большая пьянка , гораздо приятнее мечтать о том , как ты туда впихнёшься ,чем явиться по приглашению. Время от времени пацан в рубашке на левую сторону , шляпе – таблетке и накрашенными губами получает возможность что-то произнести. Я всегда боялся , что буду двадцать лет подряд хлопать этот мир по плечу , а когда он наконец обернётся , я забуду, что хотел сказать. Всё время боюсь сделать в студии какую – нибудь фигню, от которой станет тошно , а потом она выйдет и станет хитом. Тут я вообще невротик.» Завидую я Уэйтсу .
Или вот стенограмма разговора Тома Уэйтса с тоже культовым исполнителем по имени Элвис Костелло . Приятно читать беседу двух умных и талантливых людей . Поучаствовать бы ещё.Вот ,что в ходе общения сказал Уэйтс о процессе творчества : «Это как перевод . Спускается от мозжечка к пальцам, и по дороге много чего может произойти. Иногда я слушаю записи , мои собственные , и думаю : господи , идея была намного лучше того мутанта , к которому мы в конце концов пришли . Сейчас же я беру то , что мне даётся ,и стараюсь , чтобы оно выжило . Это как носить воду в ладонях. Хочется удержать её всю, но бывает , пока донесёшь до студии ничего не останется.» Пишу этот пост и думаю ,что он прав абсолютно.
Я сознательно обошёл стороной сведения о биографии Тома Уэйтса . Мне бы хотелось поговорить о нём как о художнике. И в этом смысле гораздо интереснее его высказывания , озвученные мысли. Вот ещё несколько цитат из интересных интервью. Например из разговора между Джимом Джармушем и Томом Уэйтсом .Вот ответ последнего на вопрос о существовании разумной жизни где – то ещё ,кроме Земли : « Нет , я верю , что где-то есть разумная жизнь , но пока мы сами определяем , что такое разум, наверняка эта другая жизнь ему не подвластна , мы не способны её воспринять , а потому я готов поверить ,что они уже среди нас , просто мы их не видим и не понимаем.» Круто ? Круто.
Или вот к вопросу о позитиве : «Я всё чаще думаю , что это конец нашей цивилизации . Словно мы исходим на дерьмо и ждём ,когда спустят воду .Такое чувство , будто весь мир сейчас в огне .»

А вообще, в книге масса интересного , например , о работе Уэйтса в кино.Я думал ,что ,знаю про него много , но не знал ,что Уэйтс сыграл ещё в 78 году в фильме Сталлоне .Вот про сотрудничество с Джармушем , Гиллиамом и Копполой знал, а про это….Про сотрудничество со многими известными музыкантами, про работы в театре , про личную жизнь.О чень много хороших фотографий. Короче , книгу статей и интервью с Томом Уэйтсом стоит прочитать ,даже ,если вы не знакомы с ним как с музыкантом. А ознакомиться после её прочтения с ним как с музыкантом захочется явно. Кстати , и музыка будет более понятной.
А закончить я хочу цитатой , очень хорошо Уэйтса характеризующей ,хотя и сказана она не о себе : « Главное – это ошибки .Почти всё начинается по ошибке .Почти все прорывы в музыке происходят из революции формы. Кто – то взял и взбунтовался , причём отнюдь не всеобщий любимец. Но именно он в конечном счёте основал собственное государство.» Да здравствуют бунтари! Может и мы у себя такого дождёмся ?