Fuzz : Общество потребления. (уничтожение рекламы как общественного прессинга)
17:10 12-11-2003
Всплеск внутриобщественного развития информации привело к появлению культурного эпифеномена рекламы. Само понятие рекламы, как самостоятельной формы искусства, лишь недавно стало рассматриваться всерьёз, что даёт возможность рассматривать это свойство современного общества с совершенно новой, потребительской точки зрения.
Все мы являемся потребителями. Можно не оговаривать всё существующее разнообразие форм и проявлений рекламы (теле, радио, стендовая, плакатная и мн. др.) - важно только её влияние на психику и (главное) поведение определённой совокупности индивидуумов. Эффективность рекламы проверяется покупаемостью того или иного товара и рентабельностью предприятия, сделавшего ставку на рекламу своего товара. Всё это, по большому счёту, не должно интересовать среднестатистического индивида, компании важен конечный результат - появление рынка для сбыта товара, а индивидууму важно обладать определённым вещественным доказательством его приобщения к рекламируемому объекту.
Итак, мы имеем четыре точки отсчёта: потребитель, товар/производитель, рекламное объединение, наблюдатель.
Важное свойство рекламы - способность приковать внимание потребителя к определённому видеоряду, слоганам, рифмованным речёвкам - всё, чтобы потребитель мог почувствовать свою уникальность от обладание данным видом рекламируемого объекта.
Примерная схема рекламного процесса удивительно проста - есть товар, который надо выгодно продать, есть люди, которые могут его продать, есть индивидуум, который должен его купить - здесь появляется рекламный компонент, позволяющий максимально быстро, доступно и красиво преподнести потребителю этот самый товар. Хорошая фраза, комментирующая этот процесс: Если у тебя есть что-то, что жалко выбросить - продай это.
Надо только правильно расчитать покупательскую нишу и провести грамотную рекламную кампанию.
Реклама с точки зрения потребителя должна вызвать положительные эмоции. Например, есть два вида одинакового товара - один рекламируемый, а другой нет. Правильно. В опыте с ДВУМЯ товарами мы не увидим выгоды от рекламы, а если их будет десять, двадцать, сто? Просто выкиньте на прилавок коробку с зубной пастой разных марок - первой уйдёт не та, которую рекомендует стоматолог, а та, которую усиленно крутят по ящику, подкрепляя рекламируемый продукт замечательным видеорядом из здоровых детишек, блестящих зубов, могущих перекусить медную проволоку, и всеобщей гармонии здоровья, чистоты и свежести.
С точки зрения физиолога, таким образом вырабатывается условный рефлекс между рекламируемым товаром и видеорядом. Т.е. не образ жизни приводит к потреблению товара, а наоборот - потребление товара обеспечит увиденный образ в реальной жизни. Таким образом, потребление, в буквальном смысле, промывает мозги и заставляет делать то, что показывают по ящику, говорят по радио и т.д.
Сама же реклама уже вышла из сферы потребительского интереса и приблизилась к чистому искусству (во всяком случае на западе так. Стоит вспомнить фестивали рекламы, где можно оценить уровень западной и нашей рекламы). Самое нерациональное - это пытаться искать некую логическую взаимосвязь в красиво сделанной и запущенной рекламе - многие крупные рекламные фирмы отказываются от прямолинейной подачи материала, всё делается исподволь, тонко, красиво, часто в несколько этапов. Вспомните рекламу Ванила КокаКола - два рекламных этапа - сначала не понятно зачем парень суёт голову в дыру забора и его хватают за шею - зато интересно и завораживающе, с нетерпением ждём продолжения; в итоге получаем бутылку Ванила КокаКола от дяденьки с лицом Крестного Отца. Просто. Доступно. Интересно. Толпа удовлетворённо закупает товар, испуская оргазмические вздохи.
Реклама, предъявленная года два назад на фестивале: океанский пляж. В воде три красивые девушки в смелых купальниках. На горизонте появляется плавник акулы. (уже цепляет - видеоряд держит в напряжении, Стивен Кинг какой-то и его "Челюсти"). На берегу, заросший рыжей бородёнкой, спасатель орёт девушкам: Акула, выходите из воды!!!. Они выбегают. Видят это заросшее небритое существо и... снова бегут в воду, уже от него. Всё. На мгновение появляется контур электробритвы и название фирмы-производителя. Ничего не надо. Тупое стадо потребителей, рыгая и содрогаясь от восхищения, ринутся в магазины, чтобы получить на свою долю таких же красивых девушек (хотя бы путём бритья своей морды данным видом электробритвы). Сыгранно тонко. На сексуальности противоположного пола. Связь прямая - брейся этой бритвой и НИКАКАЯ девушка от тебя не убежит. Собственно, где объяснение эффективности, целесообразности и необходимости такого вида бритья??? Нет. Зато есть устойчивая связь между бритвой и красивыми девушками в бикини.
Реклама зубной резинки. Гениальность соседствует с пошлостью - они жуют резинку и целуются, причём эффект в том, что поцелуй НАПРЯМУЮ связан с потреблением продукта - условно-рефлекторная связь, классический пример рекламнного прессинга над индивидуумом. Опять выбор продукта диктуется НЕ мозгом, а увиденным по телевизору. Куда ушли все трения по поводу кислотного баланса после еды??? Неэффективно. Правильнее - сейчас не эффективно. Сейчас лучше сделать ставку на бисексуальность, свободные половые отношения, преломить всё это через рекламную концепцию видеоряда. И замечательно. Товар продаётся. Народ, радостно, жуёт и подсознательно думает не о свежем дыхании, а о собственной непобедимой сексуальности.
Это несколько примеров. Такие логические взаимосвязи можно выделить в любой рекламе. Вопрос в том - что для тебя выбор??
Выбор не среди того, чем тебя ХОТЯТ накормить (читай - отыметь), а в том, что нужно тебе по-настоящему, что ТЫ вкладываешь в понятие - НУЖНЫЙ товар, не стал ли ты РАБОМ потребления и МОДЫ. Ведь мода - это тоже реклама.
В качестве примера есть реклама НАТСа. вся рекламная концепция взята из телесериала "Голова Германа" - отпечаток телесериальности позволяет рекламопроизводителю эксплуатировать один и тот же видеоряд, меняя только ситуации. Доверительно сообщать, что Натс "всегда даст мозгу цельные лесные орехи". Бред? Конечно, но правильно поданный бред - классически созданный вид умника (Мозг), раздолбайский и энергичный приятель (Натс), куча девушек в форме группы поддержки и тупой слоган про цельные орехи. На выходе имеем модную рекламу, раскручивающую очередную пищевую наёбку. Собственно, потребителю не остаётся выбора - либо ты будешь выглядеть долбоёбом в широких штанах (Сникерс), либо танцевать с верблюдом в ванне, вытащенной на середину комнаты (Пикник), либо будешь жрать цельные орехи и чувствовать себя уёбком. В любом случае ты ДОЛЖЕН есть это. Не заёбывает?
В итоге, есть несколько путей - один - это слепо идти по форматным и эфирным канонам, обламываться и, в конце концов, сдохнуть где-нибудь в клубе от передоза, можно достать топор и раздолбить телевизор - стать в один ряд с буддистами, кришнаитами и местыми алкашами, либо забить на общество потребления и отказаться слепо следовать рекламным законам - т.е. всегда иметь возможность решить умом, что тебе действительно нужно в данный момент.
Это общество потребления, которое не свободно в сути своей, скованно массой условностей, привычек, догм и обязательств - рекламные проекты позволяют им ощутить себя ВЫБИРАЮЩИМИ, хотя, на самом деле, выбрали ИХ, чтобы ОНИ покупали то, что им ДАЛИ, а не то, что им НАДО. Поэтому есть разные потребительские ниши, возрастные категории и виды рекламы.
Если быть свободным, то в первую очередь надо освободить свою (извините за дурацкую фразу) свободу выбора.