Шева : По классу бояна (Ч. VI)

13:59  06-03-2008
Как шаровая молния, на стыке шестидесятых и семидесятых уже канувшего века ворвался «Deep Purple» в первые ряды мировой элиты рок-групп. Второй бобиной, записанной мной в далеком семидесятом году «с пластов», были «первый» и «пятый» концерты «Deep Purple»: «Shades of Deep Purple» и «Fireball».
Чего хочешь от музыки, когда ты еще совсем молод и тебе кажется, что весь мир и все девчонки еще впереди? Хочется четкого ритма, звуковой мощи и энергии, неожиданных и красивых музыкальных ходов. Вот поэтому в свои шестнадцать я Deep Purple‘овские «Shades» не оценил, хотя через несколько лет полюбил этот концерт, как неотъемлемую часть «Deep Purple». Зато «Fireball», пятый альбом «Deep Purple», - семьдесят первого года, «снес крышу» сразу.
Чего стоила только сама первая вещь, - сама «Fireball»!
Вначале, - звук синтезатора, имитирующий полет шаровой молнии, затем очень быстрый и сильный бой ударника, и затем, как взрыв, одновременное очень мощное вступление всех гитар группы и голос Гиллана, настолько высокий и пронзительный, что все время кажется, что он сорвется, но этого не происходит, а музыкальный шквал все нарастает и нарастает.
Это было что-то!
А следующая вещь, - «No,No,No»! Какие переходы от громкой, взрывной, ритмичной музыки к очень спокойным местам вещи, именно спокойным, слово медленным здесь не подходит, потому что даже в них Пэйс отбивал такой четкий ритм, что назвать их медленными язык не поворачивается.
Из трех вещей второй стороны только первая, - «The Mule», как по мне, была послабее остальных, и то, - потому, что была несколько затянута, зато «Fools» и «No One Come» были на «пять с плюсом», - сильнейшие композиции, отличное мощное исполнение, бесподобный вокал Гиллана.
Что оживает в памяти, когда я слышу слова «Deep Purple»?
В первую очередь, - их лица, высеченные в горе из белого гранита или мрамора с обложки знаменитого альбома «In Rock» семидесятого года. Такое самоуважение в те времена, когда подобное в СССР разрешалось только мировым вождям пролетариата, - Ленину, Марксу и Энгельсу, красовавшихся барельефным рядом на обложках томов собраний сочинений классиков, граничило с оскорблением святых идеалов бредущих в светлое коммунистическое общество и тэдэ и тэпэ.
Второе, - огромный, двадцать четвертого формата, цветной постер «Deep Purple» из какого-то бундесового музыкального журнала, купленный самому в себе в подарок на день рождения в семьдесят втором или третьем году. Как сейчас помню, - сидят они, пятеро красавцев, рядышком. Без инструментов, почти в обычной одежке, джинсы только их вызывали у нас тогда дикую зависть, - хорошие широкие джинсовые клеша, но самое крутое заключалось в том, что у двоих из членов группы они были не традиционного темно-синего цвета, а довольно ярких цветов. По-моему, у ударника, Пэйса, они были светло-кирпичного, почти оранжевого цвета, а у кого-то другого, уже не помню, - или Блэкмора или Гловера, - зеленого или насыщенно голубого цвета.
Джинсов таких цветов у нас тогда просто не было! Я имею в виду – на людях!
Ну и плюс, - роскошные длинные волосы у каждого из них, а у Блэкмора еще и традиционный черный цилиндр!
Третье, что вспоминается, - первое прослушивание их залового двойного альбома «Made in Japan», записанного после гастролей в Японии. Это уже потом я услышал и бережно записал на свой катушечник все первые альбомы «Deep Purple».
Но первый раз я услышал коронные пепловские вещи “Smoke on the Water” и “Child in Time”, причем в их «живом», заловом, то есть более длинном, чем студийном варианте, именно в «Made in Japan».
Я был потрясен и смят!
И конечно же, говоря о «Deep Purple», невозможно не вспомнить визитную музыкальную карточку поколения начала семидесятых, - рок-оперу «Jesus Christe - Superstar». Не вдаюсь в воспоминания или описания собственно оперы, - о чем тут вообще можно говорить? Класснейшая вещь, которую надо только слушать.
Остановлюсь только на «балочном» аспекте этой пластинки. Это был двойник, но по балке «ходила» и одинарная пластинка, уже сейчас и не скажу, был ли это «порезанный» оригинал, или вообще нечто другое. Самое страшное, чего все боялись при обмене, - попасть на «ненастоящего Исуса»!. Дело в том, что в силу офигенной популярности рок-оперы во всем мире, появились двойники этой пластинки, то есть, - с той же музыкой и текстом Райса и Вебера, но записанные не оригинальным, первоначальным составом исполнителей.
А в чем же разница, спросите вы, в чем было отличие?
Разница была очень проста, и отличие вычислялось после нескольких минут прослушивания. Дело в том, что в оригинале «Исуса», как мы сокращенно называли рок-оперу, партию Исуса пел Ян Гиллан, солист «Deep Purple»!
А его голос не отличить от любого другого было просто невозможно!
…На дворе - семьдесят второй год. На балке появился ставший тут же очень известным альбом «Machine Head».
Первая вещь, - «Highway Star» начиналась высочайшим вокалом Гиллана. Еще более сильная вторая, - «Maybe I‘m a Leo» с отличнейшим проигрышем бас-гитары Гловера.
Но: “вещь всех времен и народов” - первая вещь второй стороны, ставшая вскоре визитной карточкой «Deep Purple» - “Smoke on the Water”. Уже начало вещи, этот завораживающий, как бы гипнотизитующий ритм, подхватываемый бас-гитарой, и затем, вроде спокойный, без надрыва, вокал Гиллана, - “…Smoke on the Water…” и опять гитарное, - “та-та-та, тад-тад-та-да, та-та-та-тад-а-а-а…”. Ритм все время обозначается и поддерживантся синтезатором Лорда, а затем, - в середине вещи, на все это накладывается еще красивейшее соло Блэкмора. И окончание вещи, когда ритм, заданный Лордом, усиливается мощными барабанным боем Пэйса. Надо признать, что эти вроде бы простые аккорды, автором которых, я думаю, является Лорд, были и остаются гениальными.
И завершала вторую сторону «Machine Head»‘а очень энергичная и крепкая вещь «Space Truckin». Великолепная в середине вещи перекличка ударника и соло-гитары Блэкмора, и затем, - буквально истошное «Yea-Yea-Space Truckin!» Гиллана.
Класс!
И что удивительно! Так называемые «старики», то есть классики рока, выступающие с концертами или выпускающие новые альбомы, и сейчас, несмотря на объективно объяснимое снижение творческого потенциала, периодически удивляют нас, и если иногда не пластинкой в целом, то отдельными вещами уж точно.
Взять тех же «Deep Purple», их альбом две тысячи пятого года «Rapture of The Deep». Третья вещь, - «Wrong Man”, - ведь сделана в лучшем стиле “старых” «Deep Purple»! Такие же мощный ритм и звучание бас-гитары в сочетании с низкими клавишными, такой же высокий и богатый вокал. В целом, вообще, вещь местами где-то напоминает «Smoke on the Water”.
Следующая вещь, по названию альбома, сама «Rapture of The Deep», - отличнейшая вещь с элементами восточной стилистики, с завораживающей мелодией, - в духе «Led Zeppelin”овского “Kashmir”а. А затем спокойная, медленная, но от этого не менее классная “Clearly Quite Absurd”. Прослушав эту вещь первый раз, я почему-то вспомнил Блэкмора, но не того, раннего, пепловского и рэйнбовского, а уже позднего, времен «Blackmor‘s night». Стилистика музыкальная та же.
Да и в предыдущем альбоме две тысячи третьего года года «Bananas» было несколько очень приличных вещей. Та же третья, - «Haunted», затем следующая за ней «Razzle Dazzle», непохожая на пепловскую вещь, но все равно классная «Doing It Tonight». Ну, а завершающую альбом «Contact Lost», несмотря на красивейшее начало, можно смело назвать самым большим разочарованием альбома: ну нельзя такие красивенные блюзовые вступления обрывать через полторы минуты, не сделав достойного продолжения!
Причем что интересно: по прошествии времени те же «Deep Purple», сохранив свой, присущий только им музыкальный стиль, начали заимствовать определенные элементы у своих коллег-«конкурентов» своего времени, - у «Led Zeppelin», «Uriah Heep».
Вслушайтесь внимательно в некоторые вещи названных мною альбомов!
Следующий интересный момент, - прошло уже почти сорок лет с даты создания группы, безусловно, ребята постарели и, соответственно, изменилось определенным образом отношение к музыке.
Интересны формы этого изменения.
Лорд, пожалуй еще в те годы тяготевший к более серьезной музыке, - вспомним его знаменитый сольный диск «Sarabandе» семьдесят шестого года, крайне удививший всех балочников, - это была настоящая симфоническая музыка с небольшими гитарными вкраплениями, продолжил эту тему и последний его сольник, по-моему, две тысячи четвертого года, выдержан абсолютно в том же классическом симфоническом стиле, но уже без малейших даже инструментальных элементов рок-музыки.
То есть, - ушел в совершенно другую музыку.
Блэкмор, после ухода из «Deep Purple» создавший свою группу «Rainbow», хорошо «стоявшую» на балке в свое время, в конце концов со своей невестой пришел к «Blackmor‘s night», - абсолютно спокойным, меланхоличным, хотя и очень мелодичным композициям.
Достаточно типичным в этом плане является альбом «Shadow Of The Moon» девяносто седьмого года: менестрельная музыка средневековья, очень спокойная, очень мелодичная, несильный, но очень приятный женский вокал. Гитара Блэкмора «проявляется» лишь в некоторых вещах, но там, где она звучит…!
Какая потрясная последняя вещь альбома «Wish You Were Here»! Это волшебное переплетение великолепной мелодии, красивого нежного женского голоса и изумительное звучание гитары Блэкмора!
А взять бас-гитариста, - Роджера Гловера!
В две тысячи втором Гловер выпустил сольник «Snapshot», - это там, где на обложке маленький мальчик с голой задницей. Опять же, - совершенно не пепловская музыка, более того, местами это чуть ли не кантри-рок. Элементы его есть даже в самый, на мой взгляд, классной вещи альбома, - «Queen In England», которая «сделана» на нескольких аккордах и по стилистике и простоте напоминает знаменитую «Бип-Боп» McCartney. Хороша шестая вещь, - «The Bargain Basement», - с женским вокалом а ля Maggie Reily, давнишней подружки Mike‘a Oldfield‘a. Очень приятная девятая вещь, - «Could Have Been Me», отдаленно напоминающая лучшие вещи Dire Straits.
Ну да бог с ними, с вещами.
Дай бог здоровья этим ребятам! И нам вместе с ними.