Шева : По классу бояна (Ч. VIII )

14:50  12-03-2008
«Посмотри на себя», - так назывался «взорвавший» всю балочную публику третий альбом группы «Uriah Heep», в середине семидесятых вошедшей в число самых популярных и уважаемых рок-групп. Альбом не просто назывался «Look at Your Self», - конверт был также выполнен как отражение генеральной идеи диска. Лицевая сторона обложки представляла собой как бы вставленный в рамку кусок серебрянной фольги, над которым шла надпись «Look at Your Self» с нарисованным сверху глазом. То есть каждый, взявший конверт в руки, в буквальном смысле смотрел на себя! Но, опять же, это было только оформление.
Сама вещь «Look at your self», как по мне, была “не очень”, но в целом альбом был очень классным. Классным с двух точек зрения: с одной стороны, очень своеобразный стиль, - практически хоровое пение и очень высокий вокал Байрона. Казалось бы, это уже есть у «Led Zeppelin» и «Queen», но у «Uriah Heep» это было сделано совершенно по-другому.
С другой стороны, - на диске было много хороших вещей с отличными мелодиями. Но, конечно же, украшением альбома была ставшая потом жемчужиной классики рока «July morning».
Медленный, тягучий звук синтезатора, затем очень мощно и сильно вступает гитара с ударником, звучание синтезатора становится еще более мощным. Затем все стихает, и Байрон речитативом начинает неспешный разговор об одном июльском утре в своей жизни. Классическое для тех лет неспешное начало, очень вроде бы простой, но доверительный и грустный вокал Байрона, и затем постепенное, но неотвратимое движение вперед с нарастанием как мощи музыки, так и высоты вокала, и в конце, - резкий спад всего этого урагана, и опять тот же грустный речитатив Байрона, - «July morning…».
Что рассказывать, это надо слушать!
Вещь была именно медленная, то есть не блюз, как у «Led Zeppelin», а прекрасная медленная вещь с отличной мелодией и великолепной аранжировкой.
Кстати, еще одно удивительное совпадение: длительность вещи была десять минут тридцать шесть секунд, то есть опять же, - почти как у вещи-оргазм «Kashmir» Led Zeppelin.
После «Look at Your Self» в течение одного года, - семьдесят второго, выходят два, как по мне, самых классных альбома «Uriah Heep», - в апреле «Demons and Wizards», в сентябре, - “The Magician‘s Birthday”. Не могу не сказать об обложках обеих пластинок. Выполнены они были в одном стиле, - очень красивой, красочной, сказочной фантасмагории, сейчас я бы сказал, - напоминающей мир Толкиена.
Но главное, безусловно, было в музыкальном содержании пластинок.
Они были очень хороши.
В “Демонах” уже начало первой вещи, - “Wizard” настраивало на общую музыкальную концепцию альбома: переборы аккордов акустической гитары, спокойный, очень чистый вокал, несколько ударов по барабану, - и затем вступают все, - и гитары, и ударник, и синтезатор, который как бы немного “сзади” общего музыкального фона ведет мелодию вещи. Очень классными в этом альбоме были вещи “Easy Livin‘”, “Paradise”, - звучащая почти тринадцать минут и состоящая из двух совершенно разноплановых частей.
В этом же стиле был сделан и “The Magician‘s Birthday”. Очень клевой и интересной была сама вещь “The Magician‘s Birthday”, состоящая, фактически, из четырех разных вещей. Помните, как ребята поют все вместе, - “Happy Birthday - to You, Happy Birthday - the Magician…”!
В самый разгар Heep‘омании пришлось мне стать свидетелем одного очень грустного случая, произошедшего на балке, напрямую имеющего отношение к этому альбому.
Тогда балка находилась в лесу, на уже вытоптанной сотнями ног полянке, спрятанной от посторонних глаз густыми кустами какой-то зелени, и находившейся довольно далеко от ближайшей дороги. Мы торговались с одними ребятами за только что появившийся пятый Heep, - “The Magician‘s Birthday”. Как я уже отмечал, он был очень красиво оформлен, в сказочном стиле, с яркими цветами как одежды изображенных сказочных героев, так и всевозможных лесных атрибутов. Но в первую очередь, нас, конечно, интересовал сам диск. Мы, по-моему, уже почти договорились по цене, и Петрович, - так мы уважительно называли нашего старшего, - Юру, вынул из конверта пластинку и внимательно медленно поворачивал ее в руках, выйдя на освещенное солнцем место, - проверяя «состояние», то есть пытаясь увидеть царапины, следы «запилов» и тому подобное.
И в этот момент на всю балку прозвучал громкий тревожный выкрик, - «Пацаны, - облава!». Ребята, которые продавали Heep, тут же выхватили его из рук Петровича и ломанули в кусты, которые уже трещали под десятками бегущих ног. Поскольку время шло на секунды, а бережное вкладывание диска в конверт обычно было неспешной и осторожной процедурой, то хлопцы, - владельцы Heep‘а, кто с чем стоял, с тем и побежал: - один с портфелем, второй - с обложкой, третий - собственно с пластинкой, держа ее на весу перед собой.
Мы тоже рванули кто-куда. Получилось так, что я как раз бежал за парнем, в руках которого был конверт. Лес был действительно густой, и кроме кустарника, в нем было до хрена деревьев, причем - много сухостоя. И вот в этой бешеной гонке хлопец с конвертом, который он держал перед собой, перепрыгивая через очередное поваленное дерево, поскользнулся и напоролся конвертом на сучок, который буквально пробил обложку.
Никогда не забуду выражения лица этого парня. Это было лицо человека, потерявшего в жизни ВСЕ!
И пробегая мимо, потому что тот хлопец остановился и обреченно стал на колени возле своей беды, я конечно мысленно ему посочувствовал, потому что это действительно было горе: кроме обиды, ребята ведь сильно теряли и в деньгах, - ведь без обложки продать пластинку было горазло сложнее, и “уйти” она могла уже только на двадцать-двадцать пять рублей дешевле.
… А “The Magician‘s Birthday” мы все-таки купили и, конечно, не пожалели.
К сожалению, почему-то именно с Heep‘ом связаны не самые лучшие мои воспоминания о балке.
… Восьмидесятый год, поздняя весна или уже начало лета. Мы идем на балку. Причем, в общем-то опаздываем, поэтому переругиваемся, - из-за кого из нас конкретно мы выползли сегодня позже.
Пришли. Народу, - приличная толпа, идет оживленный чэндж. Мы тоже сразу с кем-то зацепились на обмен, причем, как сейчас помню, с нашей стороны был именно «Uriah Heep», альбом восьмидесятого года «Conquest».
В целом альбом был «так себе». Хотя, как всегда, несколько вещей было «на уровне». Очень хороша была «Fools», - последняя вещь на первой стороне с красивым гитарным вступлением. Кстати, со времен битловского «Fool on the Hill», я заметил забавную вещь, - у разных групп вещи, в названии которых есть слово «дурак», или «дурацкий кто-то», - как правило, хорошие вещи.
Но это я отвлекся. Итак, отошли мы в сторонку в кусты, достали пластинки, только начали их разглядывать, и вдруг я смотрю, - а по ту сторону довольно густых кустов просматривается приличная толпа ребят и мужиков, которые стоят в небольшом отдалении и переговариваясь между собой, курят.
Меня как током ударило, - облава!
Торопливо объясняю ребятам, что мы передумали меняться, они очень удивляются, - «чего, дескать?», мои тоже удивляются, - «ты чего? Эти ребята же готовы были хорошо «забрать» «Conquest», который нам, признаться, уже изрядно надоел!». Тороплю своих, - «за мной!». Быстрым шагом отходим.
Объясняю своим ситуацию. Дескать - жопа! Что делать, понятно, - «утекать!», как будет через десяток лет петь Илья.
Вопрос - как?
Быстрым шагом выходим на одну из тропинок, ведущих на балку и, соответственно, - с балки.
Ни хера. Облом.
Вдали видим тот же сосредоточенно курящий народ определенного специфического вида. Остановились. Держим короткий совет: кустами не получается, очевидно, периметр балки перекрыт. Принимаем наглое решение, - выходим на открытое пространство, на дорогу, идущую к балке от соседнего микрорайона, и вдвоем с Вадиком, нашим «носителем» портфеля с дисками, неспешным шагом начинаем по ней уходить. Единственная надежда, - если до времени «Ч», то есть начала облавы, есть еще хотя бы пять минут, мы можем успеть выйти из этого обложенного «флажками» круга, сыграв на нашем нестандартном поведении. Фишка была в том, что если обычный балочник, зная об облаве, должен был или бежать, или прятаться в кустах, то мы решили изобразить из себя обычных правильных придурков, просто гуляющих в посадке с портфелем, конечно же, конспектов и учебников.
План был смел и правилен.
Но провалился.
Мы прошли две трети дороги, уже забрезжила надежда, - ведь основное то войско «загонщиков» пряталось за кустами, мы же шли по абсолютно открытому пространству. И тут смотрим, навстречу нам, подскакивая на колдобинах дороги, едет милицейский бобик. В голове только и успело мелькнуть, - «приплыли!».
Мы «держим марку», - никуда не убегаем, продолжаем наш якобы спокойный шаг, хотя внутри все напряглось в предчувствии чего-то нехорошего. Метров за десять до нас бобик остановился, и из него вылезли мент и двое молодых хлопцев в штатском. Когда мы поравнялись с ними, мент нас остановил, и почти вежливо попросил открыть портфель. Увидев пачку пластинок, он тут же бросил молодым, - «открывайте!». Они открыли задние дверцы бобика, и молчаливыми жестами предложили нам занять места в кабриолете. На наше наивное, - «За что? А что мы такого сделали?» прозвучало, - «Так, быстрее, не тяните время, мы вам потом объясним, что вы такого сделали, а сейчас мы спешим, - так еще до хрена таких как вы, некогда базар разводить!».
Опять возвращаемся на балку, - теперь уже в милицейском бобике. При подъезде к балке эти козлы в рупор, который был на крыше бобика, начали орать, - «Всем оставаться на местах! Кто окажет сопротивление, будет задержан и наказан!».
Ну а дальше началась обычная катавасия. Пацаны наши ринулись в кусты, а оттуда на них стеной пошли комсюки, возглавляемые ментами. В течение минуты, а скорее, даже и меньше, все было кончено: кто смог, тот убежал, кто не смог, оказался с нами или в других машинах или автобусе-ПАЗике, который, оказывается, тоже стоял неподалеку в кустах.
Да, так почему так запомнился мне «Conquest»? Когда мы ехали по той же дороге уже обратно, у нас с Вадиком от стресса родилась дикая мысль, - «Чем больше у нас будет пластинок, тем при разбирательстве в ментовке для нас будет хуже. Может, попробуем избавиться от части из них?». Мы обнаружили, что внизу задних дверей бобика, возле которых мы сидели, довольно приличная щель. Хотели уже начать выбрасывать через нее пластинки. Достал я Heep, и хоть надоел он нам, чего-то вдруг так жалко его стало. Решили, - ни хера, что будет, то уже и будет!
И правильно мы тогда с Вадиком решили.
Хоть и перессали потом в ментовке, но до сих пор не знаю, что нас тогда спасло, - или то, что мы не выдрачивались, или наши с Вадиком интеллигентные по тем временам должности, - конструктор и технолог со знаменитого оборонного завода. Короче, отпустили нас, и - самое потрясное, даже отдали пластинки.
Что я могу сказать сейчас, по прошествии стольких лет?
Повезло.
Пусть же и Heep‘ам везет в дальнейшей жизни, учитывая их уже почтенный возраст!
Одно время я вообще почему-то считал, что единственно верное музыкальное направление после распада Beatles, - это вот такое хоровое пение, как у «Uriah Heep», у Marc‘a Bolan‘a (T-Rex). Оказалось, - не так.
Но все равно, - достойная группа, и многие из нас вспоминают ее с большой теплотой.
Только через много лет я прочел те знаменитые строки, откуда, собственно, и возникло название: «Я тотчас почувствовал, что меня тянет к Урию Хипу, который словно привораживал меня к себе».
Чарльз Диккенс, - «Жизнь Дэвида Копперфилда, рассказанная им самим».