Урусхан : Жила-была страна.

20:32  30-04-2008
Жила-была страна.

Глава 1. Дружба Народов.

9 мая в Узбекистане – официальный праздник. Но не День Победы, это «день памяти и почестей». Согласно официальной точке зрения в Великой Отечественной Войне Узбекистан не участвовал, а значит, никого и не побеждал. Узбекистан участвовал во Второй Мировой Войне. В современных учебниках истории так и пишут: «В 1941 году Узбекистан вступил во Вторую Мировую Войну» или так: «В 1941 году узбекский народ поднялся на борьбу с фашизмом». Вот, так взял и поднялся ни с того, ни с сего. И чего ему не сиделось на месте? Смешно? Да, нет, не очень.
Не смешно, когда думаешь о том, сколько из «не участвовавших и не побеждавших» полегло в той войне, сколько было ранено и сколько храбро сражалось за то, чтобы их потомки ходили по своей земле и разговаривали на своём языке. 67 узбеков стали Героями Советского Союза. Самый известный «не участник ВОВ» из Узбекистана генерал-майор Сабир Рахимов. Но в его официальной биографии ни слова не говорится о том, в какой стране он жил. Родился в Ташкенте, учился в Баку, Вторую Мировую Войну застал в районе города Ельни, погиб в боях за польский город Гданьск (Данциг). Что забыл на польской земле генерал-майор Рахимов, в составе, какой армии он воевал, молчок. Не иначе, как в Армии Крайова или в Войске Польском. А может быть, Рахимов был наёмником, «солдатам удачи»? Догадываетесь сами.
Между тем Узбекистан внёс свой вклад в Победу не только на фронтах, но и в немалой степени в тылу. В годы войны столица Узбекистана Ташкент, стала всесоюзным центром эвакуации. Сюда были эвакуированы заводы, фабрики, театры, киностудии, но самое главное не в этом. Главное в том, как вели себя местные жители по отношению к беженцам из России, Украины, Белоруссии. Никто не говорил им «понаехали тут всякие», никто не плевался вслед. Это правда. Узбеки делились с этими несчастными всем тем немногим, что у них было. И не потому, что так приказали «партия и правительство». Просто люди восприняли чужую беду, как свою собственную. Вот небольшой отрывок из романа известной писательницы Дины Рубиной «На солнечной стороне улицы»:
«Катя умирала… Истонченный блокадным голодом желудок, отторгал пищу. А Саша сидел рядом, обхватив колени, - сутулый, худой, - и тихо плакал: он понимал, что Катя умирает, и он останется один из Щегловых, совсем один, в этом бойком южном городе, среди чужих людей.
Хадича несколько раз поднималась, смотрела на девочку, качала головою и бормотала что-то по-узбекски. Под вечер, завернув в головной платок сапоги старшего сына, Хикмата, ушла и вернулась через час без сапог, осторожно держа обеими руками поллитровую банку кислого молока. Осторожно подложив ладонь под Катину голову, приподняла её и поднесла к губам девочки пиалу.
На другой день Хадича размочила в оставшемся молоке несколько кусочков лепёшки и позволила Кате их съесть.
Саша уже не плакал. Он бегал к колонке за водой, раздувал самовар, подметал двор, и Бог знает, что ещё готов был сделать для этой женщины, для её четверых, тоже хронически голодных, смуглых ребятишек.
Дня через три Катя уже сидела во дворе, свесив слабые тонкие ноги, опираясь спиною о подоткнутые Хадичой подушки, и глядела с тихим удивлением на крикливые игры её черноглазых детей.
С того военного лета этот город, эти узбекские дворики с тёплой утоптанной землёю, означали для неё больше, чем просто жизнь; всё это было жизнью подаренной».
Таких случаев было тысячи. Самым известным человеком, которого узбеки спасли от голодной смерти, был Иосиф Кобзон. О Кобзоне ходят разные мнения, но за одно лично я его уважаю. Всегда при каждом удобном случае он не забывает упомянуть о том, кто, когда и при каких обстоятельствах спас жизнь ему и его семье.
В годы Великой Отечественной Войны узбеки усыновили около 240 000 детей-сирот. Первой такой семьёй стала семья кузнеца Шаахмеда Шамахмудова. Он и его жена Бахри усыновили пятнадцать детей-сирот, среди которых были русские, белорус, молдаванин, еврейка, латыш, казах, немка и татарин. В 1982 году в Ташкенте был установлен Монумент Дружбы Народов, посвящённый семье кузнеца и другим неизвестным узбекским семьями повторившим этот подвиг. Монумент стал символом Ташкента и всего Узбекистана.
И вот, недавно, этот Монумент демонстративно снесли. Не случайно. «День памяти и почестей» и снос Монумента Дружбы Народов – звенья одной цепи.
Если власть в стране успешная и эффективная, она не боится сравнений с другими странами. А если наоборот, тогда делается всё, чтобы сделать так, чтобы людям не с чем было сравнивать. Установить новую Берлинскую Стену не получится. Каждый десятый гражданин страны вынужден работать заграницей. Поэтому, устанавливается стена между прошлым и настоящим. У нас хотят стереть память о той маленькой стране внутри той большой, в которой мы родились и жили. Чтобы не с чем было сравнивать, потому, что знают, в чью пользу будет это сравнение. Поэтому, нас хотят заставить думать, что той страны никогда не было. Но она была.
Жила-была страна. Она умерла, её больше нет. То, что умерло воскресить нельзя, но помянуть, святое дело.

Глава 2. Дело Рашидова.

В самом центре Ташкента напротив здания бывшего дворца Великого князя Николая Константиновича стоит памятник Шарафу Рашидову. Не то, чтобы памятник, так больше похоже на бюст, очень небольшой и очень скромный. Вокруг памятника посажено много всяких ёлок, кустов и прочих зелёных насаждений, так, что памятник трудно заметить. Ничего в Узбекистане не устанавливается и не сносится просто так, всё имеет свой смысл, причём очень простой, незатейливый. Размеры памятника Рашидову и ёлки, которые его закрывают, как бы говорят людям, что да, был такой человек, человек хороший, был бы плохим, памятник бы не поставили. Ну, и хватит на сегодня о хорошем. Понятно? Все свободны!
Я ни в коем случае не собираюсь идеализировать Рашидова и ту систему, частью которой он был. При Рашидове процветала коррупция, при нём зародился агрессивный узбекский национализм, выплеснувшийся наружу в конце 80-х, при нём сформировалась «Чайхана», узбекская организованная преступность да, много, чего ещё было при Рашидове. Но при этом было и другое. В любом случае, рассматривать деятельность этого человека, правившего республикой в течение 24 лет (больше в советский период не правил никто) необходимо лишь в контексте того сложного времени, в котором он жил.

***
Шараф Рашидов был назначен Первым секретарём ЦК Компартии Узбекистана в 1959 году, в разгар хрущёвского «волюнтаризма». Никита Сергеевич изрядно начудил везде, а в Узбекистане запомнился памятным указом о запрете содержания скота в личной собственности граждан. Товарищ Хрущёв решил, что если у человека имеется свой личный скот, то это как-то не по-социалистически, не по-ленински, а потому повелел товарищ Хрущёв весь, имеющийся у граждан скот зарезать и сожрать. Излишне объяснять, что это означало для узбеков, для которых домашний скот это всё их богатство и какими словами они отзывались тогда о начинании Никиты Сергеевича. В общем, так бы и чудил он дальше, но в 1964 году в руководстве партии нашлись добрые люди и товарища Хрущёва скинули. Началась новая эпоха, эпоха Брежнева.
Если говорить о человеческих качествах, стоит признать, Леонид Ильич был человеком хорошим и добрым. И при нём страна после хрущёвских выкрутасов, успокоилась. Но хорошо это или плохо, когда во главе государства/компании/предприятия стоит человек хороший и добрый? И хорошо и плохо. Плохо, потому, что, зная добрый нрав начальника, подчинённые начинают наглеть, ведь, в случае чего, он всё равно всё простит. При Брежневе руководителей высшего и среднего звена перестали сажать и стрелять, а потому расцвела коррупция. С другой стороны, имея доброго начальника, у подчинённых появляется уверенность в завтрашнем дне, они знают, начальник не выгонит их с работы ни с того ни с сего. Появляется стабильность и широкие возможности сделать что-то полезное и долгосрочное в той сфере, в которой они работают. Поэтому, эпоха Брежнева – это эпоха толковых и грамотных первых секретарей республик, хороших региональных менеджеров, как бы сказали сейчас. И всех их помнят до сих пор, и помнят с хорошей стороны. В Белоруссии помнят Машерова, в Казахстане Кунаева, в Азербайджане Алиева. А раз помнят, значит, есть за что. Разве можно сравнить их с теми, кто пришёл после 1985 года? Ведь никто из этих «птенцов гнезда Горбачёва», кроме, пожалуй, Назарбаева, оказался совершенно неспособен ни на что толковое, созидательное.
Рашидов, вне всякого сомнения, был толковым руководителем. Был ли он при этом альтруистом? Конечно, нет. Брал ли взятки? Брал. Боролся ли с существующей системой? Смешной вопрос, он был её частью и не мог с ней бороться. Но, при этом, оставаясь частью системы, Рашидову почти всегда удавалось выбивать из центра именно те решения, которые были полезны для той маленькой страны, которую он возглавлял. И по возможности, так, чтобы не навредить самому себе, Рашидову удавалось нейтрализовать или смягчать те решения, которые вредили республике. Про таких как Рашидов говорят, себя не забывал, но и других не обижал.
Он был великолепным управленцем. При этом не совал свой нос туда, в чём не разбирался. Не указывал, какие пьесы ставить в театре, как оборудовать взлётную полосу в аэропорту и т.д. Он ничего не делал, он всё организовывал. Рашидов безупречно организовал строительство нового города после разрушительного землетрясения 1966 года. Его деятельность по обустройству города по своим масштабам вполне сопоставима с деятельностью легендарного первого Туркестанского генерал-губернатора Кауфмана. Это при Рашидове Ташкент стал Ташкентом, региональным центром Советского Союза, как при Кауфмане он стал центром Туркестана. При Рашидове люди стремились приехать в Узбекистан, а не бежали отсюда, куда глаза глядят. Здесь было хорошее обеспечение товарами, не было серьёзных проблем с жильём, и жить здесь было комфортно, как в нормальном современном городе. В 1977 году заработала первая линия метро, Чиланзарская, потом уже после Рашидова Узбекистанская. Эти станции до сих пор являются украшением города, сюда водят туристов, как на экскурсию. А на станции третьей линии построенной в годы независимости туристов не водят, потому, что смотреть здесь нечего. Когда заходишь на эти станции, создаётся ощущение, что ты попал в склеп. Здесь всегда сыро, воняет краской и всё капает.
Но кроме нового города, возникшего после 1966 года, метро, кинофестиваля стран Азии, Африки и Латинской Америки, здесь ещё жили люди, чья известность распространялась за пределы маленькой страны.

Окончание следует.