Урусхан : Жила-была страна. Окончание.

10:37  02-05-2008
Глава 3. Король каратэ.

Кино моего детства делилось на две составляющие. Первая, это то, что подпольно смотрели на видео, вторая, то, что показывали в греческом городке, в кинотеатре дяди Васи – Василакиса.
Строго говоря, видео имело весьма отдалённое отношение к кинематографу. Это была скорее, субкультура, чем кино. Фильмы, которые мы смотрели, в своём большинстве были бездарными, но сам факт просмотра, вот, что было главное. Видиками владело очень небольшое количество людей, фильмы на кассетах в своём большинстве были запрещёнными, а, потому после просмотра создавалось ощущение, будто тебя, только, что приняли в некое тайное общество и теперь ты не простой человек, а владеешь некими тайными знаниями, недоступными для других.
Одним из «пророков» видео религии был «Брусли». Да, да, именно так, Брусли и не иначе. Только потом немного повзрослев я узнал, что на самом деле никакой это не Брусли, а Брюс Ли. Также я узнал что то, что вытворял «Брусли» на экране оказывается, кун-фу. Для нас же в те времена любое виртуозное владение кулаками и ногами называлось каратэ. Это был как раз тот короткий период, когда каратэ в СССР имело относительно легальный статус. Длился этот период с 1979, с образования Всесоюзной Федерации каратэ по 1984, когда вышел приказ Спорткомитета СССР за №404 «О запрещении обучения каратэ в спортивных обществах».
Именно в этот период в 1980 году вышел фильм «Пираты XX века» и у нас появился свой «Брусли», Талгат Нигматуллин.

***
Талгат Нигматуллин родился 5 марта 1949 года в киргизском городке Кызыл Кий. В 1971 году окончил ВГИК, приехал в Ташкент и прожил здесь на 8 квартале массива Чиланзар всю оставшуюся жизнь. Каратэ он занимался с начала 70-х и даже успел стать чемпионом Узбекистана. До «Пиратов XX века» Талгат снялся в пяти фильмах, но настоящая слава пришла к нему, конечно же, в 1980. Кто не помнит этот фильм, тот не жил в Советском Союзе в 80-е годы! Тандем Нигматуллин - Ерёменко был великолепен. Оба прекрасно дополняли друг друга, понимали, ведь они вместе учились ещё во ВГИКе. Оба выполняли все трюки самостоятельно без дублёров. Талгат играл «не нашего плохого парня», Ерёменко «нашего хорошего парня». Не помню, чтобы когда-либо какой-то другой советский фильм, снятый в жанре боевика, был популярнее зарубежного. «Пиратов» посмотрело 90 миллионов советских людей. Нигматуллин и Ерёменко в одночасье стали звёздами, но судьба их сложилась по-разному.
С Нигматуллиным роль в «Пиратах XX века» сыграла злую шутку, увы, типичную для многих актёров. На него стали смотреть только сквозь призму одной этой роли и ничего серьёзного, по сути, так и не предложили. Тем не менее, лично мне, как и многим, чьё детство пришлось на то время, Нигматуллин запомнился, конечно же, ролью индейца Джо в прекрасном детском фильме «Приключения Тома Сойера и Гекльберри Финна». Был и неплохой фильм «Волчья яма». Но, всё это, конечно, было не то, совсем не то.
Каратэ по-прежнему, оставалось его страстью, он в немалой степени, способствовал тому, чтобы первый чемпионат СССР по каратэ в 1981 году прошёл в Ташкенте, у него была своя секция, попасть в которую было мечтой многих. Однажды я видел его тренировки на стадионе «Старт», где занимался футболом году в 1984. Ему было 35 лет, он был в расцвете сил, прекрасно выглядел, был великолепно сложен, красив. Разве мог я себе представить, что жить ему осталось совсем немного, и разве мог я представить, как суждено ему будет уйти из жизни.

***
Нигматуллин был самым известным актёром из Узбекистана после Абдулова, но Абдулов давно жил в Москве, а Нигматуллин был «наш». Но оказалось, что мы ничего о нём не знали.
Его актёрская карьера сложилась не вполне удачно, были проблемы в личной жизни, кто-то в такой ситуации тянется к бутылке, кто-то к наркоте, Нигматуллина понесло в какое-то совсем уж экзотическое направление. Он углубился в изучение дзен-буддизма, суфизма, мистики и дорога эта привела его в секту проходимца Абая Борубаева, которого Нигматуллин называл своим Учителем.
В феврале 1985 Абай пригласил Нигматуллина в Вильнюс помочь «разобраться» с оппозицией внутри секты. Талгат опоздал на рейс в ташкентский аэропорт. Но его популярность сыграла с ним злую шутку. Ради него вылет был задержан, и он всё-таки улетел.
На квартире, где шли «разборки» он отказался применить силу в отношении «отступников» и тогда Абай приказал своим людям: «Бейте предателя!».
Прибывшие врачи обнаружили на его мёртвом теле 119 ран. Как могло такое случится? Ведь, он, король каратэ мог раскидать их всех в два счёта. Почему он этого не сделал? Почему не сопротивлялся
Среди его личных вещей была обнаружена записка: «Учителя бьют своих учеников. Даже выбрасывают их из окон. Но надо помнить: они не гневаются. Это лишь часть их сочувствия. Ведь если бы они гневались, все было бы утеряно... Когда Учитель бьет ученика, тот принимает это с благодарностью. С тех пор, как Учитель изобьет ученика, тот становится главным учеником...».

Глава 4. «Пахтакор».

После того, как в 1865 году Ташкент был присоединён к Российской империи, рядом со старым городом за короткое время был построен новый город. Вот, что писал об этом современник: «Две цивилизации одна старинная, почти ни на йоту не удалившаяся от библейских времён, другая новая, европейская со всеми её достоинствами и недостатками, мирно уживаются рядом». Примерно то же самое было и в советское время.
Это были действительно две цивилизации, два мира. Особой любви между ними не было, но и ненависти тоже. В 1956 году у этих двух разных миров появилось то, что на долгие годы их объединило. В этом году в Старом городе, но на самой границе с новым городом был построен стадион «Пахтакор», на котором с этого момента начала играть только, что созданная команда с одноимённым названием.
С раннего детства я увлекался футболом и увлекался гораздо больше, чем сейчас, следил за всеми матчами высшей лиги, знал составы команд и потому естественно любил приходить на «Пахтакор» вместе с отцом. А его родной брат, мой дядя работал тогда русскоязычным комментатором, и иногда мы заходили к нему в кабину и некоторое время могли наблюдать матчи оттуда. Стадион «Пахтакор» был, говоря, сегодняшним языком, культовым местом города и футбол значил в те времена гораздо больше, чем просто футбол. Практически всегда, стадион был забит до отказа. Звучал «Футбольный марш» Блантера и команды под овации публики выходили на поле.
Здесь я видел Олега Блохина, Давида Кипиани, Юрия Гаврилова, Рамаза Шенгелия и многих других. И, конечно же, «наши». Я не застал команду времён Геннадия Красницкого, о котором ходили легенды, будто он своим «пушечным» ударом разрывал сетку, но чуть чуть застал команду конца 70-х. Ту команду выводил на матчи капитан Михаил Ан. В 70-е годы «Пахтакор» играл неровно, даже вылетел в первую лигу, но в 1978 году вернулся. В первый сезон после возвращения команда не достигла высоких результатов в турнирной таблице, но порадовала болельщиков яркой игрой, прежде всего в матчах с грандами советского футбола «Динамо» (Тбилиси), «Динамо» (Киев), «Спартак». А Михаил Ан был даже включён в сборную СССР и провёл два матча в её составе. Все с надеждой смотрели на «Пахтакор» в новом сезоне, который начался многообещающе, но надеждам этим не суждено было сбыться.
11 августа 1979 года «Пахтакор» вылетел в Минск на очередной матч с местным «Динамо». На поле они так и не вышли. В небе над Днепродзержинском произошла катастрофа, в числе других пассажиров погибло 17 футболистов основного состава.
Их провожал весь город, народ стоял на всём пути следования траурного кортежа от аэропорта до Боткинского кладбища, где их похоронили. Всех объединило общее горе, описать словами которое невозможно. Символ маленькой страны «Пахтакор» погиб.

***
То, что произошло потом, было возможно только в Советском Союзе. Это совершенно невозможно ни в Республике Узбекистан, ни в Республике Казахстан, ни в Российской Федерации. По всей большой стране был брошен клич помочь «Пахтакору».
Так уже было в 1966, когда вся страна строила Ташкент после землетрясения. Так было и в 1979, люди бросали свои родные клубы и города и ехали в Ташкент создавать новую команду на пустом месте, на руинах. Василевский из минского «Динамо», Церетели из тбилисского «Динамо», Нечаев из одесского «Черноморца», Амриев из душанбинского «Памира». В небе над стадионом «Пахтакор» ярко вспыхнула звезда Андрея Якубика. Он приехал в Ташкент из Москвы и стал здесь легендой.
Это была больше, чем команда. Они играли за двоих, за себя, за живых и за тех, кто ушёл в свой последний матч тогда в небе над Днепродзержинском. И случилось невероятное. Через 3 года после гибели той команды новый «Пахтакор» во главе с главным тренером Иштваном Секечем приехавшим из Львова и капитаном Андреем Якубиком, занял 6 место в высшей лиге, превзойдя погибшую команду и повторив рекорд команды Красницкого 20 летней давности. Это была больше, чем спортивная победа. Это была победа над смертью, безжалостно отнявшей 17 молодых жизней. Та команда воскресила то, что казалось, ушло навсегда. Это была победа всех нас, всей маленькой страны. В тот год она была дружна и едина как никогда.

***
Через год умер Рашидов. Его с почестями похоронили в центре города, но после того, как грянуло «хлопковое дело» выкопали и закопали в неизвестном месте. В 1984 году приезжие футболисты создавшие новый «Пахтакор» стали разъезжаться по домам, они сделали своё дело. Через год началась перестройка, и жизнь маленькой страны вышла на финишную прямую.
Что было ещё? Был ансамбль «Ялла», «Учкудук – три колодца», был чемпион Мира по боксу Руфат Рискиев, был театр им. Горького. Такая страна была! Была Дружба Народов! Был День Победы! Жила-была страна. Она умерла, её больше нет. То, что умерло воскресить невозможно, но в душах тех, кто в ней жил, она останется навсегда. И никто никогда не сможет её оттуда вымарать. Потому, что нет такой власти. И нет такой силы. Понятно? Эй, начальник!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!