Negorod : пьедестал -киносценарий по рассказу шукшина.

00:07  16-05-2008
среди рубрик нет про кино.
зря.

короче - писал давно. для снимать годится. погнали.

ПЬЕДЕСТАЛ
(сценарий по мотивам рассказа В. М. Шукшина «Пьедестал»)

пролог.
выставка.
ходят люди.
между ними художник.
выжидает момент и вставляет свою реплику.

ДЕВУШКА:
-а вы что, художник,

ХУДОЖНИК
-позвольте представиться, джек. пивоваров. так сказать виновник... (охватывающий жест рукой)

ДЕВУШКА
- очень приятно

ПОДРУГА
- а на афише, кажется, написано олег пивоваров

ХУДОЖНИК
- друзьям (кокетливый взгляд) и поимающим (кивок на картину) можно просто - джек

продолжают разговор

в дверях выставки появляется запыхавшаяся толстая тетка в белом халате нараспашку. кого-то высматривает, находит глазами джека. подбегает.

ТЕТКА
- смородин, ты что, сдурел? ты что там намалевал такое? ты где такие вывески видел? это же хулиганка! терракт! порнография, прости господи. ты что?! не насиделся? заскучал

ДЕВУШКА:
-простите, вы путаете его с кем-то, у человека такой день - персональная выставка, а вы скандалите...

ТЕТКА
- персональную выставку, бля, он там, через дорогу устроил. вы на магазин наш полюбуйтесь - срам один... и ведь повесил как! тряпочкой прикрыл, говорит, краски подсохнуть должны, а сам отпросился, у тещи, говорит, юбилей. галстук у бухгалтера выпросил...

(к смородину) ну ничего, тебе директор устроит юбилей, он тебя на этом же галстуке...

Разоблаченный Художник пошел к выходу. Тетка бранясь и размахивая руками - за ним.

День. Кафе. В кафе сидят двое. Николай, около 40 и Гость, его ровесник.
Рядом со столиком стоит задрапированная картина.

ГОСТЬ
Ну, что там у вас, показывайте.

НИКОЛАЙ
Сейчас. Только жахнем, для начала? Или у вас в Москве
так не принято?

ГОСТЬ
От чего же? Можно и жахнуть...

НИКОЛАЙ
(потирая руки)
Вот и чудненько.

ГОСТЬ
Но только чуть-чуть...

НИКОЛАЙ
Само собой. (кричит в сторону) Девушка, можно вас!
(Гостю) Кстати, тут со мной одна история приключилась -
смех и грех!..

Походит официантка.

НИКОЛАЙ
Есть у меня знакомый один художник, из начинающих,
плакаты малюет...

ОФИЦИАНТКА
Что будете заказывать?

НИКОЛАЙ
(встрепенувшись)
Ну, водочки, триста, и чего-нибудь закусить. (к Гостю)
Я правильно понимаю?

ГОСТЬ
И хлебушка.

Официантка уходит.
НИКОЛАЙ
Так вот, а парень этот - ещё и сидел. И семейка у него ещё та...
Можете себе представить...

День. Комната. По комнате, ходит взад-вперёд Костя, около 40, приземистый, с мундштуком в зубах, в халате.

КОСТЯ
Долбаки! Если они рекламируют пиво, то на вывеске
обязательно счастливая рожа. Почему?! В чём здесь логика
восприятия? Счастье - в кружке пива?

Жена Зоя, около 30, флегматично вяжет, сидя у окна.

КОСТЯ
А если я вам, вместо счастливого лица, нарисую кружку пива и
большой кукиш - это как? А ведь тут большой смысл!

Зоя неторопливо кивает, не отрываясь от вязанья.

КОСТЯ
Не согласны? А я вам докажу. Пойдём по логике...

Николай и Гость в кафе. На столе уже стоит водка в графине и закуска. Николай разливает.

НИКОЛАЙ
В результате которой - приходишь домой на бровях. Пивко,
потом винцо, водочка, «затроил», как он говорит... А всё началось
с кружки пива...

ГОСТЬ
В принципе, я с ним согласен...

НИКОЛАЙ
Ну, будем.

Поднимают рюмки, чокаются.

Комната Кости.

КОСТЯ
Пойдём ещё по логике...

ЗОЯ
Ужинать будешь?

КОСТЯ
Окрошечки бы... М-м? Холодненькой.

ЗОЯ
Садись.

Кафе. Николай закуривает.

НИКОЛАЙ
Окрошку-то уважаете?

ГОСТЬ
Уважаю, да где сейчас квасу порядочного найдёшь?

НИКОЛАЙ
Вот вам и Москва...

Комната Кости. Костя за столом. Ест окрошку. Зоя сидит напротив, смотрит Косте в рот.

КОСТЯ
Окрошка из сладкого кваса? Ну ё-моё! Пить его ещё туда-сюда,
но окрошка-то! Сахар с луком. Ну кумовья, я их маму...

ЗОЯ
Не ругайся.

КОСТЯ
Я не ругаюсь. Я злюсь. Хорошая злость помогает в работе.
Это ещё мой учитель говорил.

Кафе. Николай наливает по новой.

НИКЛОАЙ
У него учитель был - деревенский любитель. Как, говорил,
дойдёт охота укусить кого, - беги к холсту. Представляете?
А самые хорошие люди, говорил, это кони. Будем (поднимает
рюмку).

Комната Кости.

КОСТЯ
Так и говорил, мол, когда изведут всех коней, наступит конец света.

Кафе.

НИКОЛАЙ
Он мне давно уже говорил, что затеял что-то такое. Прямо как
вышел, так за работу и взялся, но показывать не хотел. Жена его,
кстати, тоже из этих мест, как потом выяснилось...

Комната Кости. Зоя пьёт чай. Входит Костя, весь заляпанный краской.

КОСТЯ
Как дела?

Зоя молча пожимает плечами. Поправляет халат.

КОСТЯ
Захожу вчера к своему долбаку: «Вызывали?» - «Вызывал.
Для молочного кафе вы эскиз делали?» - «Я-с. Не нравится? А он, -
- «Что это у вас тут такое?» - «А я - вымя коровье. А это - соски.
Просто же» - «А он - это же авиабомбы какие-то, а не соски,
говорит.»

Зоя смеётся, но как-то беззвучно.

Кафе. Гость смеётся.

НИКОЛАЙ
Видел я тот эскиз - ну чистые авиабомбы. А этот ещё попёр...

Комната Кости.

КОСТЯ
Авиабомбы! Да! Начинённые молоком и здоровьем. Когда они
обрушиваются на людей, они сеют, так сказать, кровь с молоком!
Пусть бьёт меня такая бомба по кумполу - на здоровье!

ЗОЯ
Про Афганистан надо было...

КОСТЯ
Что про Афганистан?

ЗОЯ
Там - смерть. Здесь - молоко.

КОСТЯ
(почёсывая голову)
Не сообразил... (двигается, но останавливается) А если вообще -
триптих такой: бомбёжка - раз, кладбище - два, и вымя в облаках...
А?

Зоя, не меняя задумчивого выражения, смотрит на Костю.

ЗОЯ
Зачем?

КОСТЯ
Ну, триптих такой...

ЗОЯ
Это же не музей.

КОСТЯ
Ну да...

ЗОЯ
Чем закончилось с вымем-то?

КОСТЯ
Переделал!..

Кафе.

НИКОЛАЙ
Кушайте, говорит, свой примитив.

Комната Кости.

КОСТЯ
Я теперь к выводу пришёл: чем хуже для них - тем лучше.

Костя гордо смотрит на Зою. Зоя кивает.

ЗОЯ
Ты таких слов не говорил.

КОСТЯ
Я их говорю.

ЗОЯ
Ты их не говорил.

КОСТЯ
Не понял (вынимает изо рта мундштук)

ЗОЯ
Твой начальник никогда не слышал от тебя таких слов.
И соседи не слышали. И никто. А то ты ничего не успеешь сделать.

КОСТЯ
А-а. Ну, это само собой. Это я секу...

ЗОЯ
Надо, чтобы у них у всех отвисли челюсти. Талант всегда немного
взрывается. Живёт человек, никто на него внимания не обращает,
замечают только, что он какой-то раздражительный. Но в политику
не лезет. Вдруг, в один прекрасный день, все узнают, что он -
гений. Ну, не гений, крупный талант...

Кафе.

НИКОЛАЙ
Вот какие мысли тут родятся. А вы говорите - Москва... Но
это ещё не главное...

Комната Кости.

КОСТЯ
Могут не признать, суки...

ЗОЯ
Кто?

КОСТЯ
Ну, кто... Ты что, не знаешь?

ЗОЯ
Вшивота! И прекрасно! Это-то и нужно! Не хватало ещё, чтоб они
признали. Признают другие. А тогда уж всё само собой сделается.

Небольшая комната, посреди которой стоит спиной к зрителю мольберт. За мольбертом Костя. Смотрит на картину, сжав зубами мундштук.

КОСТЯ
Ну, суки...

Кафе. Николай и Гость выпивают.

НИКОЛАЙ
Короче, он меня позвал. И, главное, чуть свет пришёл. Волновался
товарищ...

Комната Кости.

КОСТЯ
Да, можно казать. Если не пережрётся с утра... Пораньше
схожу за ним, чтоб не успел нарезаться. Пусть лучше здесь выпьет.
Ты приготовь тут...

ЗОЯ
(прибирая со стола)
Я всё сделаю.

Кафе.

НИКОЛАЙ
Ну что тут сделать - пошли.

Комната Кости. Входит Николай. Костя за ним.

НИКОЛАЙ
Ну, что ты тут намалевал? Где?

КОСТЯ
Погоди, погоди (суетится), Давай, сперва, дёрнем по малой...
Зоя, у нас есть там что-нибудь?

ЗОЯ
(кухни)
Проходите сюда, пожалуйста. (Зоя выходит из кухни и
обшаривает Николая глазами)

Николай хмыкает и проходит на кухню.

НИКОЛАЙ
О-о! Это я понимаю! Да ты славно живёшь! Константин!
Ну, давайте...

Николай первым садится за стол и приглашает хозяев.

... Садитесь. Вы славно живёте! Как вас, Роза?

ЗОЯ
Зоя.

Кафе.

НИКОЛАЙ
Да, бедно живёт народ, бедно. А как у нас ещё жить-то...

Гость вздыхает и наливает.

Кухня Кости.

НИКОЛАЙ
Вы тоже рисуете, Зоя?

КОСТЯ
Нет, она... по финансовой части. (к Зое) Наливай, зайка.

Чокаются, выпивают.

НИКОЛАЙ
Вчера приняли с Поволоцким... Ты знаешь его? А, ты
его не знаешь... Славный парень...

Снова выпивают.

НИКОЛАЙ
Эх, жизнь бекова! Как там у вас говорили, Константин?
А интересно там, да? Мне охота бы побывать, только не долго,
ну её к чёрту... Не вытерплю долго... С полгода бы вытерпел..
пытается напевать «Владимирский централ».

Зоя наливает.

НИКОЛАЙ (в кафе)
Что нарисовал-то? «Утро нашей Родины»

КОСТЯ (в квартире у Смородиных)
Увидишь. Давай посидим, пока...

Николай смеётся.

НИКОЛАЙ
Ты что меня готовишь, как невесту смотреть... Волнуешься,
что ли?

КОСТЯ
Год работал.

НИКОЛАЙ
Даже интересно. Пойдём, глянем...

Костя вопросительно смотрит на жену.

ЗОЯ
Выпейте ещё. Потом уж и делом займётесь.

НИКОЛАЙ
Да что вы такие? Можно подумать, что у вас там труп висит,
а не картина. Чего вы?

ЗОЯ
Выпейте, чтобы она не терялась. (смеётся). Выпейте,
закусите, потом и пойдёте.

КОСТЯ
Ну, давай...

Чокаются, выпивают, закусывают.

НИКОЛАЙ
Пойдём. А то нагнали тут мистики какой-то. Пойдём, что там
такое?

Николай и Костя входят в маленькую комнату с мольбертом. Костя снимает тряпку с картины. Николай прищуривается и смотрит на картину. На картине изображены два одинаковых человека, один из которых целится в другого.

Кафе.

НИКОЛАЙ
Заурядная вещица, должен тебе сказать...

Комната Кости. Костя нервно кусает мундштук. Николай смотрит на картину.

КОСТЯ
(осипшим голосом)
Самоубийца.

Николай начинает смеяться, не замечая, как напрягается Костя.

КОСТЯ
Ты чего?

НИКОЛАЙ
(добродушно)
Ты прямо испугал меня. Я уж думал тут правда, чёрт-то чего...
Не вышло, Константин... (хохотнув) Самоубийца. Тут до
самоубийства ещё далек, друг. А чего ты туда полез-то? А?

Костя молча смотри на картину и кусает мундштук.

НИКОЛАЙ
Костя, ты чего? Брось ты так. Давно надо было меня позвать -
- не тратить бы гол на эту мазню. Надо учиться, дружок, надо
много уметь. Ну куда тебя к чёрту понесло - самоубийца! Тут
ещё и ремесла-то нету. Ни примитивизма, ни реализма...
Ничего... Да и тема-то вовсе не твоя... и ведь как выдумал...
А хочешь, буду тебя учить?

Влетает Разъярённая Зоя.

ЗОЯ
Вон отсюда!

Кафе.

НИКОЛАЙ
И ты представляешь? Ни с того, вдруг, ни с сего...

Комната Кости. Николай и Костя резко оборачиваются.

ЗОЯ
Вон из квартиры!

КОСТЯ
Зоя...

ЗОЯ
Вон! (лицо её искажается болью) Вон! Вон! Вон!

Николай, опешив, выходит из комнаты и идёт к двери.

ЗОЯ
(в истерике)
Вон! (дёргая Костю за руку) Стукни его. Двинь его сзади...
Скорей...

Кафе.

НИКОЛАЙ
Представляешь?

Комната Кости. Зоя тянет упирающегося и тоже обалдевшего от напора Костю по коридору за руку.

ЗОЯ
Стукни его... Вниз его, вниз его, вниз... Двинь его!
Скорей же!

Лестница. Николай уже бегом спускается вниз. Зоя, бросив Костину руку, начинает показывать, что надо было делать.

ЗОЯ
Догони его! Догони - двинь его, двинь! Толкни вниз!
Вот так вот, вот так. Что ты стоишь? Что ты стоишь-то?

Костя обнимает Зою, успокаивает, поглаживает.

КОСТЯ
Зоя, Зоя, ну ты что... Что ты? Перестань, люди сбегутся...

ЗОЯ
Уйди! (колотит Костю в грудь). Уйди! Подонки!
Хамьё! Подонки!

Костя приотпускает Зою и даёт ей пощёчину. Зоя обмякает и утыкается с плачем в грудь Кости. Костя поднимает её на руки и несёт в квартиру.

КОСТЯ
Ну, что ты, дурашка моя? Чего ты, подумаешь...

Костя прижимает Зоя к груди и целует в голову.

КОСТЯ
Успокойся, милая, не надо...

Зоя, подвывая плачет

Кафе.

НИКОЛАЙ
Вот такая, вот, история...

ГОСТЬ
Да-а... Можно и выпить...

НИКОЛАЙ
А ты говоришь... Ничего, что на «ты»?

Гость разливает.

НИКОЛАЙ
Да, а ты мою-то ещё работу не видел... этт тебе не просто там… (поднимает палец и шепотом произносит) кон-цеп-ция.
Николая заметно нервничая и суетясь снимает драпировку с картины.
Поднимает глаза на гостя, смотрит, нервичает опять.
Через край картины - гость.

Николай распаковывает холст и показывает Гостю работу. Это копия Костиного «Самоубийцы». Николай очевидно доволен собой.

НИКОЛАЙ
Вещь, а? В Москве, поди, так не пишут?! То-то же...

ГОСТЬ
Да-а... Знатная вещь...

НИКОЛАЙ
Со смыслом... Ты наливай, наливай...

Камера отъезжает на общий план и голоса собеседников теряются в общем шуме.

Конец.