Pregiata : Как я читала лекцию про мужчин и женщин
20:31 09-06-2008
Когда на своей страничке "в контакте" я загадала - услышав какую фразу, женщина чувствует, что рядом с ней мужчина? - то получила правильный ответ только на 23-ем варианте. "Я люблю тебя", "буду всю жизнь мыть посуду" - неужели так сложно понять, что все это не то?
Через два часа мне выходить из дома, сегодня я провожу лекцию для пятикурсников Любимого института. Взрослая, начитанная публика. Сложившийся коллектив, свои лидеры, а я опять неподготовлена. Два года не видела в глаза текст Бердяева, а сегодня мне говорить про него сорок минут. Еще сорок минут про Юнга, которого я таки перечитала ночью. Так... "женщина вне связи с мужским не была бы вполне человеком, в ней слишком сильна темная природная стихия, безличная и бессознательная"... подчеркиваем. Буду читать, приводить примеры, разъяснять то, что понятно, а что мне непонятно - буду задавать вопросы. Вообще, у себя в институте, если я плохо знаю тему - задаю по ней реферат. Но там у меня и студенты моложе... И есть власть - я принимаю экзамен. А здесь всего одна лекция.
Читаю Бердяева быстро, стараясь не отвлекаться. Господи, сколько же фраз, на которых стоило бы остановиться. Но я уже несколько лет не кричу в подобных случаях "почему я не сделала этого раньше" - а то кричать придется слишком часто. На улице, в метро: "Ну почему я не сделала этого раньше?!!" Скольжу по тексту с маркером в руке, остается всего семь страниц, но уже пора одеваться. Надеваю белую майку и широкую джинсовую юбку, долго, задумчиво разглядываю себя в зеркало. Белый цвет оттеняет загар, но все равно не то. Переодеваю майку. Снова сажусь читать Бердяева - не стоит врать себе, в метро я читать не смогу. "Исконная бисексуальность", "женщина не человек" - отлично, отлично. Жги, автор, дорогой, а то, если будет скучно, мне придется родить свое прочтение темы "Мужское и женское. Род и личность". А рожать я сегодня не настроена. Скольжу по тексту, подчеркиваю... Черт! Под эту майку нужен светлый, полупрозрачный фарфоровый маникюр, а не розовый, как у меня! До выхода полчаса, пять листов сложночитаемого текста, и я думаю об этом пока стираю лак с ногтей. Потом я их медленно крашу, в два слоя, потом возвращаюсь к лежащему на диване Бердяеву. "Может, Богу не всегда угодно безусловное послушание"... Очень даже может быть.
Придумываю метафору: святой, как офисный работник – просто исполнитель воли Бога, а художник, как свободный предприниматель – создает не бывшее прежде, на свой страх и риск, как и сам Творец. Его смелость даже больше - есть правила монашеской жизни и нет правил создания произведения. Здесь можно будет сделать паузу. Посмотреть, задумавшись, вдаль. Каждый отнесет эту фразу на свой счет, а сравнение с Богом всегда комплиментарно. Это как в сексе.
Так - добежать до метро, вниз по эскалатору, вверх по эскалатору. У меня, кстати, нет обуви без каблуков. Закрывая дверь, понимаю, что хотела еще надеть кольцо с белым золотом. Но тут у меня просыпается здравый смысл.
Прихожу, конечно, вовремя. Мое «опаздываю» начинается там, где у других «вроде бы пора собираться». У меня нет плана лекции, что ж, несобранность заставляет импровизировать. Достаю разрисованные маркером распечатки текстов Юнга и Бердяева. Я не занимаю кафедру, потому что все равно выхожу в зал. Люблю непосредственное общение, к тому же не для того я одевалась, чтоб за кафедрой прятаться. Студенты возвращаются с перерыва, это взрослые, немного уставшие люди. Я у них последняя. В 15-00 актовый зал заполняется наполовину. Меня представляют, я здороваюсь. Говорят, незаполненную аудиторию сложнее брать - каждое пустое место требует в два раза больше внимания, чем занятое. Вранье. Имеет значение только то, насколько ты уверена и какая аудитория досталась – дебилы и Иисуса Христа будут слушать лениво. Еще амбиции. Когда переживаешь по поводу пустых мест, это отвлекает. Мне относительно повезло - впереди сидят умные, чувствительные отличницы, которые через десять минут уже кивают и делают большие понимающие глаза, если я смотрю в их сторону.
Долго говорю о Юнге, постeпенно чувствую несколько лидеров – они вставляют по паре слов, только для того, чтобы противоречить. Еще несколько баб - здесь возраст не имеет значения - эти высказываются только для того, чтобы что-то сказать. Пококетничав и похлопав глазами, я рисую на доске прямоугольник и делю его на две части - сегодня прямоугольник будет психикой человека. Сознательное. Бессознательное... рисую страшную рожу. В зале смеются, это хорошо. Это я люблю. Рисую окружающий мир. Черчу стрелочками откуда и куда берется произведение по Фрейду, по Юнгу...
Перехожу к Бердяеву. Когда-то, два года назад, я обкатывала эту лекцию на менее взыскательных студентах. Был даже семинар. Мы обсуждали взаимоотношения творчества и личной жизни художника, творчества и пола. Спорили, придумывали примеры. Это была успешная лекция, а примеры я все запомнила. Так что теперь я легко и эмоционально критикую автора за излишнюю субъективность и делюсь удивлением по поводу того, что его считают православным философом. Слушают, первые ряды улыбаются. Подхожу к теме «Мужское и женское в творчестве».
Здесь у меня есть обкатанный прием: я спрашиваю "видели ли вы мужчину, который визжит, получив эсэмэску и спрашивает: "она написала "привет", как ты думаешь, она выйдет за меня замуж?"" По моей программе, здесь слушатели смеются и я подвожу их к мысли, что женщина реализуется в любви и семье, а мужчина в профессии. Женщине достаточно родить, полюбить - она чаще играет в свое искусство, а мужчина ставит на карту все: мечты, амбиции, самоуважение. Это не значит, что женщина не может быть художником. Это объясняет почему среди великих художников больше мужчин.
Два года назад, в другой аудитории, это прокатило на ура. Люди согласились со мной, посмеялись, а я почувствовала самое драгоценное в лекции - общую паузу понимания - когда на секунду вы замирете, потому что сказано что-то сокровенное, важное. В эту долю секунды вы здесь и сейчас и именно она оправдывает ваше и студенческое пребывание на лекции.
- Видели ли вы мужчину, который прыгал бы от радости, получив эсэмэску и делал вот так (широко раскрываю глаза) «Она написала «Как дела?», как думаешь, она выйдет за меня замуж»?
- Да.
Я немного растерялась, первые ряды говорили без иронии. Правда, отвечали только девушки, мужчины молчали.
- Да?
- Да, сейчас таких все больше.
- Хм.
Я не знаю, что сказать. У меня готовы шутки, выводы, гримасы лица. Нет, я могу отреагировать по новому, как видите, я и лекции читаю без особой подготовки. Но дело не в этом. Мне становится страшно и неуютно. Одна из студенток говорит:
- У вас, наверное, такие консервативные взгляды?
Почему на моей страничке «в контакте» 22 человека не смогли отгадать мою любимую мужскую фразу? Это же так просто.
«Ничего не бойся. Я рядом». Однажды под эти слова, я нырнула со старым аквалангом, хотя боялась и знала, что рядом видели двух маленьких мурен. «Ничего не бойся. Я рядом» - несколько раз в жизни, когда я слышала эту фразу – понимала, что мужчина- опора этого мира. Мне сразу становилось легко и безопасно – где бы это ни происходило. Я чувствовала себя здесь и сейчас, и за эту фразу прощала все, что могло бы ранить и всех мужчин на свете, даже тех, которые не в состоянии ее сказать. Неужели мир, мужской мир, который я знала, уходит в прошлое? Как ушли Юнг и Бердяев.
- Вот даже посмотрите, - продолжала студентка, - у нас творческий вуз, а на сорок девушек, (она повернулась к залу) раз, два, три... семь мужчин.
- Я ведь говорю свою точку зрения. По определению, я не могу сказать ничего другого. По моим наблюдениям, у большинства моих подруг, которые заканчивали творческие вузы... как только они рожали, создавали семью – творчество куда-то улетучивалось. Я не говорю, что это плохо... но, наверное, в этом есть какая-то закономерность. Женщина все-таки мягкая такая... малособранная (я смотрю на первые ряды, они кивают головами). Мужчина более целеустремленный. Основательный. Я не видела мужчину, который считал бы чувства главным в своей жизни. И Бердяев не видел, он пишет: «Женщина в любви гениальна, мужчина скорее талантлив». Это опять же мое мнение. Что мужчина – опора этого мира.
Замолчав на секунду, я перешла к заключительной части лекции. Зачитала выделенное на листках, дополнила своими примерами. В этот раз я выкладывалась на полную и было видно, что я стараюсь.... В 16-20 я закончила. Раздались жидкие апплодисменты. Мне хлопали семь человек.