Pregiata : Про мужчин
15:10 11-07-2008
Когда я читаю лекцию, меня все слушают. Я говорю так, что гипнотизирую людей. Я могу рассказывать о шпротах и люди будут слушать. Лучше всего меня слушал мой студент Васька Васькин.
Надо сказать, что в жизни я не всегда поступала так, как считала честным и нужным. Перед студентами я заискиваю: «преподаю не из-за денег», «это вы меня вдохновляете» и так далее. Однако внутри у меня живет уверенность в том, что моя жизнь могла бы быть лучше.
Любую тему, лекцию по которой я читаю, я свожу к нравственным вопросам, проблеме выбора, добра и зла, счастья. У меня есть под кожей такое чувство, что добро – это созидание. Когда ты делаешь свой максимум, и при этом честен с самим собой. Например, ты хочешь поесть и лежишь перед телевизором. Ты говоришь: «интересный фильм, я учусь построению сюжета».Через полчаса раздражаешься, злишься, если к тому же хочешь в туалет, то и проклинаешь свою судьбу. А все потому, что «учусь построению сюжета» в тот момент было неискренне.
Помню как однажды мне было больно – первый раз меня предал человек, которого я любила. Я пошла гулять в Ботанический сад. Увидела, что у природы свой ритм и жить можно неторопливо. Я подолгу смотрела на деревья и птиц так, будто это я на их территории, а не они на нашей. Я ходила в Ботанический сад каждый день три месяца подряд. Пока однажды не поняла, что хотела бы в этот момент сидеть в ресторане, а не на лавочке с книгой, и что наслаждаться природой тоже может быть нечестно.
Имеют ли значение оценки в институте? Имеют, тогда когда мы получаем стипендию. Я преподаю в платном вузе – здесь этот фактор отпадает. Кроме стипендии, для чего нужна оценка? Рассказать однокурсникам, родителям, минут пятнадцать попереживать самому. Больше ни для чего. Диплом, конкретнее вкладыш с оценками, кладется на полку. Ну, может быть, дети посмотрят, но на втором курсе института никто не думает о детях.
Что отражает оценка? Настроение препода, удачу и умение сдавать студента. Отношение препода к студенту. В самой меньшей мере - интеллектуальный багаж. По сути, оценка работает пятнадцать минут и вещь это субъективная. Как и многие другие вещи в жизни – сплетни из жизни кинозвезд, например – она более повод для обсуждения, чем событие. Событие – это сам экзамен.
Я запускала их по одному, курс своих любимчиков, главным из которых был Васька Васькин. Почему? Я заранее решила, что не буду ставить им оценки ниже четверки. Но мне хотелось пообщаться и дать каждому из них возможность говорить потом об экзамене то, что он захочет. Почему Васька был моим любимчиком? Он слушал более других – когда я говорила он весь обращался в слух, и у него глаза как будто дрожали и взгляд был таким глубоким, что я понимала – ему интересно не только то, как я рассказываю, но и сам предмет о котором я говорю. Он воспринимает меня глубже других и, по сути, все последние лекции я читала для него, для приличия обращаясь к другим людям. Мы с ним никогда не говорили на неучебные темы, хотя я и пыталась. Он ни разу не смотрел на меня раздевающим, неуважительным взглядом, по крайней мере, я не замечала. Никогда не писал мне ни писем, ни смс, не поздравлял с Новым годом. Мы встречались только на лекциях.
Вобщем, я почти ничего о нем не знаю. Для экзамена я придумала такой подход: доводила человека до ручки и когда он сам говорил, что знает очень плохо, объявляла, что его знания неудовлетворительны. Следила за реакцией: пытались и плакать, и клянчить. Почему мы продаем собственное достоинство только для того, чтобы иметь возможность пятнадцать минут небрежно говорить «мог бы на пять, но завалила на четыре»? Я была неприступна, делала серьезное лицо. Я говорила о том, что плохая подготовка – это неуважение ко мне. Некоторые просили прийти пересдать. Я делала каменное лицо, ставила оценку, закрывала зачетку, отдавала человеку. Он, уверенный в том, что там в лучшем случае три, отходил. В его лице, осанке и жестах читалась трагедия. Он думал о том, что сказать товарищам. Ненавидел меня. Открывал зачетку и видел четверку. «Екатерина Александровна, вы святая женщина» - вырвалось в такой момент у одной из студенток.
Мой любимец Васька Васькин пришел совершенно неподготовленным.
- Екатерина Александровна, я работал, я не готов. Я могу сразу пойти на пересдачу.
- Нет, ну как это? Вы же на лекциях были. Слушали. Попробуйте хоть что-нибудь рассказать. Каких художников барокко вы знаете?
- Екатерина Александровна...
Он улыбается и вздыхает.
- Васька, такое поведение - шутки и ухмылки - на экзамене неуместно.
Васька начинает рассказывать то, что помнит об искусстве барокко. Через минуту смеюсь я.
- Екатерина Александровна, - говорит он серьезным тоном, - такое поведение на экзамене неуместно.
- Ладно, Васька, не буду вас мучить. Поставлю вам четыре.
- Нет, Екатерина Александровна, я не заслужил четыре, ставьте три.
Смотрю на него и понимаю, что он не шутит.
- Но я так решила, я так хочу, это мое решение. Вы ходили на лекции...
- Екатерина Александровна, ставьте мне три.
И я понимаю, что он был единственным человеком, который по-настоящему меня слушал. Нет правильных и неправильных событий – есть уникальные. Честность важнее желания казаться хорошим.
Я действительно поставила три. Это была единственная тройка на экзамене и самая высокая оценка, которую я когда-либо ставила.