Chekhov : Колеса (Из цикла

15:58  28-08-2008
...совсем незаметно они подошли. трое спереди, двое по бокам, один сзади. руки, молча и натренированно - назад, сочный лязг наручников. ксива в лицо. неразборчиво, черное на белом, с завитушками. печать, красная кожа обложки. время - хлоп! - и останавливается, черная линия проходит сквозь тебя, отсекая прошлое - работу, поиски, людей, кровать, ванную, книги, музыку, дрянь разную - все это остается там, позади, и хотя ты еще даже не знаешь, за что тебя взяли, ты тем не менее прекрасно понимаешь откуда-то, что это не ошибка.

что все правильно. они потом объяснят, в чем дело, но в общем-то значения это уже не имеет. линия проведена, время остановилось.

кольцевая, старая станция. меня выводят из вагона, сумка нераскрывшимся парашютом бьет по ногам. один рукой наклоняет мне голову вниз, все вместе тянут меня вперед.

ни вопросов, ни ответов. я молчу, я откуда-то знаю, что не надо сейчас говорить, разговоры будут позже, и много всего будет.

маленькая темная комнатка. не похоже на отделение милиции на метрополитене, просто чулан какой-то. дверь с лязгом. странно, меня не обыскали, лишь забрали сумку. не сказали вообще ничего. очень странно.

сначала я хожу по периметру комнаты, потом устаю, сажусь на пол. прохладно. время жженой пластмассой капает прямо мне на макушку. ни одной мысли; когда от тебя ничего не зависит, не стоит думать.

я не помню, как заснул. я не помню, что мне снилось. проснувшись, я нашел рядом с собой миску с кашей, железную кружку с водой, и стопкой - рабочий комбинезон. бред какой-то. пить тем не менее хочется, отпиваю воды.

минут через двадцать лязг за спиной. открывается дверь, входит тот, вчерашний, что был у них главным. в руке - гладкая резиновая дубина. смотрит на меня, показывает дубиной на комбинезон - он так и валяется там, где я впервые его увидел, - и на меня.

это сон. это не со мной. так страшно мне никогда не было. в его глазах - не просто безразличие, там вообще ничего нет. он видел все, и знает все. и ни перед чем не остановится.

дрожа от холода, натягиваю грубую одежду. поверх джинсов, на свитер. охранник смеется, беззвучно почему-то. я спотыкаюсь, прыгая на одной ноге, валюсь на пол. кадр с дубиной закатывается беззвучным смехом, наклоняется ко мне, смеясь, и тут я замечаю что-то очень странное. я проворно натягиваю одежду, и выхожу в коридор.

вы спросите, что было странного в смеющемся мусоре? я вам скажу, что. ответьте, вам встречались милиционеры с криво, неровно, почти до самого основаня отрезанным языком?...

...зрение снова фокусируется, страх немного разжимает свои тиски. мы в большом зале, размеры его подавляют. зал разделен на небольшие клетушки, разделен при помощи колючей проволоки. внутри каждой комнатки находится большое колесо с рукоятками, закрепленное на валу. вал уходит куда-то в пол. рядом с каждым колесом стоят люди... все смотрят на меня. зрение опять начинает затуманиваться, я сплю, это сон, точно, сон... дверца ближайшей пустой клетки раскрывается, и толчком дубинки мой провожатый заталкивает меня туда.

ловко, цепью, приковывает меня к колесу. берет мои руки в свои, и устанавливает мои ладони на перекладины. они гладкие, дерево вытерто теми, кто был здесь до меня. я улыбаюсь. мне не надо ничего понимать - скоро все кончится.

откуда-то из-под потолка раздается глухой рев. я узнаю его. мы привыкли, что на станциях метро этот звук предвещает прибытие поезда. но здесь все оказалось по-другому.

по этому сигналу все люди в зале упираются руками в свои колеса, и с натугой начинают их вращать.

не работаю только я. раскрыв глаза, я впитываю атмосферу этого места. какой сейчас год? кто мы? и как меня накажут, за то, что я стою на месте?...

наказали не меня. лениво подошедший охранник тронул меня палкой за плечо, и указал на ближайший ко мне - человек из 10 - ряд работников. неожиданно от их колес к ним протянулись еле видимые, прозрачные молнии, как только они коснулись тел людей, те упали на колени, кто-то - ничком, и забились в судорогах. я в панике посмотрел на охранника - тот спокойно указал мне на колесо, и показал руками, как будто что-то отталкивает. я схватился за рукоятку, и навалился на колесо. как только оно со скрипом тронулось, люди в соседних клетках перестали биться в конвульсиях. медленно, буравя меня ненавидящим взглядом, они поднимались на ноги, брались за колесо, и начинали свой обычный путь...

я шел вперед, вцепившись руками в отглаженную чужими прикосновениями ручку, и колючая проволока ограды разматывалась передо мной бесконечной, колючей лентой.

...а откуда-то сверху, из другой жизни, на самой грани слухового восприятия вдруг донеслось: "Осторожно, двери закрываются, следующая станция Комсомольская"...