СниК : King Crimson Festival в Москве 3 сентября 2008 г. Отчет

03:12  08-09-2008
Данное мероприятие состоялось в клубе Б1, который представляет из себя весьма просторное помещение цеха бывшего завода. На концерте присутствовало примерно 2-3 тысячи человек. Ради посещения я совершил поездку из своего родного города, путешествие заняло почти сутки в поезде, но, поскольку я являюсь старым поклонником King Crimson - просто не мог пропустить шанса увидеть музыкантов своими собственными глазами, несмотря на то, что на мероприятие не приехал главный участник группы – гитарист Роберт Фрипп. И я не пожалел что называется ни разу.
Итак, что собственно происходило на данном мероприятии. Во-первых «на разогреве» (с 8 до 9 вечера, пока публика медленно подтягивалась, преодолевая задерживающую, но необходимую процедуру осмотра службой безопасности) выступал отечественный гитарист (имени не помню) из довольно известного в узких кругах поклонников прогрессив-рока коллектива «Белый Острог». Коллектив примечательный, состоит всего из двух музыкантов – гитариста и скрипача, которые исполняют преимущественно собственные произведения, очень эмоционально и энергично (они лет наверное 8 назад приезжали и в наш город с концертом, сейчас же, насколько знаю, работают в Нью-Йорке). Отгремели последние экспрессивные аккорды, и на сцене показались:
Часть 1.
Коллектив KTU (читается «Кей-Ту») : в составе Kimmo Pohjonen (Киммо Похйонен, вначале расслышал как "Похуйнен” гыг), финский баянист и аккордеонист – баян и губная гармошка; Trey Gunn (Трей Ганн) – так называемые Touch Guitar, а точнее их разновидность под названием Warr Guitar (об этом чуть позже), и наконец Pat Mastelotto (Пэт Мастелото) – ударные и электронные дивайсы. Последние два музыканта являются постоянными участниками King Crimson примерно с середины 90х годов.
Одеты они были во что-то навроде шотландских юбок, но однотонные – совместно с рубашками-«безрукавками», что у меня ассоциировалось со своеобразной смесью стилей современной технологичной одежды и древних кельтских одеяний.
Насчет гитары Трея – это эволюционное продолжение изобретения под названием Chapman Stick, (представляющим из себя как следует из названия «широкую палку», на которой размещаются 10 струн) – но в отличие от Chapman Stick, Warr Guitar имеет 12 струн – пара классического гитарного 6-струнного набора, расположенная зеркально. Играть на такой гитаре необходимо обеими руками, используя технику «тэппинга» - т.е. просто прижимая палец к нужному ладу, «дергать» струну другой рукой, как при игре на обычной гитаре – не нужно. Изначально эти инструменты разрабатывались как расширение диапазона бас-гитары (именно потому на них играют преимущественно бас-гитаристы), но в данное время они рассматриваются как полноценные инструменты, используя «фортепианную технику» возможно исполнение одновременно партий бас-гитары, аккомпанемента и соло-гитары.
Посмотреть Трея Ганна и Warr Guitar,а собственно и весь коллектив KTU можно здесь: http://www.treygunn.com/photos/Pages/KTU.html
Итак, музыка KTU. Могу сказать, что я был весьма впечатлен и получил огромное удовольствие, слушая данный проект. Финский баянист (молодой парень, с припанкованной прической, имеющей невысокий «ирокез») играл в высоких регистрах, производя своеобразные лирическо-трансовые мелодии. Время от времени он начинал нечто вроде шаманского камлания и песнопения на каком-то непонятном языке, переходя в экстаз. В моем воображении нарисовались две картины: первая представляла образ древнего шаманского ритуала, в котором архаичный жрец сил природы начинает свой танец, вызывая духов. Духи довольно скоро вызываются, но стремительно выходят из-под контроля и начинается форменный катаклизм – землетрясение, сдвигаются горы, цунами выносят континент, сталкиваются звезды, галактики разносятся в пыль. Разбушевавшиеся силы природы изображались ритм-секцией коллектива, мощная акустика, густой агрессивный саунд – все это буквально приковало меня.
Вторая картина: герой музыкального полотна (с которым легко ассоциируется слушатель) – мелкое пылеобразное насекомое, практически ничто. Начинается все тот же катастрофический катаклизм, возможно насекомое просто попало на какое-нибудь массовое мероприятие или в метро в час пик, или на поле боя, и все что остается насекомому – в ужасе втиснуться в какую-нибудь микроскопическую щель в страхе быть случайно раздавленным пролетавшим мимо спичечным коробком.
Послушать одну из композиций коллектива с фестиваля можно здесь: http://www.youtube.com/watch?v=t5kT2esPOTk
Полного эмоционального впечатления с этой любительской записи не получить, естественно, для этого необходимо было быть на концерте. Но все-таки рекомендую посмотреть.
Резюме: очень мощная эмоциональная, образная и талантливая музыка.
Отчет о выступлении из блога Трея Ганна здесь: http://www.treygunn.com/diaries/Entries/2008/9/3_Entry_1.html
Заканчивая рассказ о выступлении KTU, приведу выдержку из этой записи в дневнике:
«Всегда очень здорово играть в России и сегодняшний вечер не был исключением. Есть что-то особенное в истории этой страны, и в биографиях ее артистов, так что я могу слышать, как люди внимательно слушают меня, когда я здесь выступаю. Это похоже на то, что выступаешь перед публикой более высокого стандарта. Или, по меньшей мере, другого стандарта аудитории. Мы на Западе так привыкли к коммерческим стандартам. Мы сильно запрограммированы воспринимать и судить, основываясь на коммерческих стандартах. Даже те из нас, кто стремится к самым высоким уровням энергии, которую искусство и музыка могут достичь – все равно мы получаем окраску того, как реагирует и отвечает рынок. Не в том смысле, что русские свободны от этого, но традиции иные и мне это очень нравится.»
Часть 2.
Очень короткая. На сцену вышел скрипач Eddie Jobson (Эдди Джобсон), принимавший участие в записи классических альбомов King Crimson 73го и 74го годов, со своим сольным проектом. Поскольку пребывать на ногах уже 2 часа кряду стало для меня невыносимо (мы находились в танцевальном партере, где нет сидячих мест) – то спустились в вестибюль и там немного размяли ноги. Было слышно, что Эдди исполняет некие фортепианные произведения, а позже нечто традиционно арт-роковое с группой. Выступление было недолгим, и когда мы минут через 15 вернулись – на сцену вышел уже другой коллектив.
Часть 3.
Вот это уже было нечто. Старый добрый мощный рок-н-ролл с примесью прогрессив-рока, что-то похожее на смесь Motorhead и Rush в одном флаконе, хехехе! Это был Adrian Belew Trio, состоящий собственно из Adrian Belew (Эдриан Белью, причем ведущий фестиваля настаивал, что фамилия его произносится как «Белу», хм…) и некие молодые люди – барабанщик и басист-девушка, которые по возрасту годились Эдриану натуральным образом во внуки. Эдриан Белью – это участник King Crimson с начала 90х годов, очень талантливый и уникальный музыкант-мульти-инструменталист, работавший в свое время с Джоном Ленноном, Фрэнком Заппой, Дэвидом Боуи и многими другими. Энергичный позитивный и веселый дяденька, а скорее уже и дедушка (думаю ему за 60 уже). И тем более великолепно он выглядел наравне с молодым поколением, не то что ни в чем не уступая – а даже превосходя их в энергии и эмоциональности. Немного отвлекаясь от темы, скажу, что с нескрываемым удивлением и восхищением наблюдаю за подобными ему старыми рокерами – наравне с Игги Попом или Оззи Осборном, которые не утрачивают молодого задора и продолжают жечь во всю силу, как и в далекие 60е и 70е, как будто им не 55 и не за 60, а снова 20! Молодцы, сказать больше нечего! Forever young.
Как я уже упомянул – играли они мощный задорный рок-н-ролл, не без технических наворотов, Белью глумился над гитарой в своем стиле (пытался ее согнуть, бил по «машинке» и т.п.) – в итоге у него порвалась струна, новую он начал натягивать, не прекращая выступления. В этот момент надо отдать должное девушке басистке – она продолжала вести свою партию, усилив громкость и непрерывно импровизируя, так что музыка не прекращалась ни на мгновение. При том, что в самом начале выступления партию бас-гитары практически не было слышно, что вызвало у нас скепсис в отношении «женщины за рулем».
Часть 4.
Эдриан и его молодые коллеги закончили выступление, и на сцену появился сборный состав King Crimson. Конечно King Crimson без Роберта Фриппа – это все равно что вертолет без пропеллера, но в принципе к вертолету можно привязать большой воздушный шарик, и он вновь полетит. Таким воздушным шариком оказались: Эдриан Белью, Пэт Мастелото, Эдди Джобсон и Tony Levin (Тони Левин) – легендарный бас-гитарист, в послужном списке которого работа со множеством известнейших музыкантов (в составе King Crimson с начала 80х). Господа исполнили всем известные произведения King Crimson сначала из альбомов 80х годов, а затем легендарные «Larks’ Tongues In Aspic» и «Red» с альбомов 73го и 74го годов.
Фрагмент выступления здесь: http://www.youtube.com/watch?v=QZu3Q6xZVKg
Концерт закончился около часа ночи, продлившись в общей сложности 4 с половиной часа.

Заключение.
Концерт – настоящий подарок для ценителей творчества музыкантов King Crimson. В отличие от строгой камерной атмосферы, присущей выступлениям собственно King Crimson – здесь присутствовала атмосфера настоящего фестиваля и праздника, музыканты и слушатели были раскрепощены и свободно радовались взаимному общению. Воспроизведение не просто «интеллектуального» эмоционально сухого вторичного прогрессив-рока (многие музыканты, выступающие в этом направлении, находятся как раз в таком тупике), - это праздник живой музыки и живых людей. Настоящий прогрессив-рок – это непрекращающийся поиск новых идей и форм в музыке на основе эмоционального заряда живого рок-н-ролла, и в этом можно было убедиться воочию.

P.S. Фрипп ацосал навсегда што не приехал