ВасПох : Тупо аччёт о практике

21:11  24-09-2008
Обычно слово практика ассоциируется у студентов с чем-то лишним. И наша доблестная группа 592 ржд не оказалась исключением. Лично я изначально ощущала себя на вольготном положении, т.к., являясь законным работником института, имела нормированный рабочий день с 10-00 до 18-00. В дальнейшем ощущение пропало, т.к. так называемое “начальство”, оказывается, придерживалось совершенно другого мнения по поводу моих трудовых будней.
Из-за своей неуёмной пунктуальности, на работу я имела обыкновение приходить к 9-30. Стабильно утро начиналось либо с поиска ключа от монтажки, т.к. в учебной части его почему-то никогда не было, либо со встречи с уборщицей, которая, без задней мысли, протирала мокрой тряпкой пол, провода на нём, системные блоки, а потом и столы, и стоящие на них мониторы. Я говорила: “Спасибо Вам, добрая женщина…”, она с опаской оставляла мне ключ, а я с опаской включала ещё не высохшие компьютеры, ставила на стол кефир (особенно по понедельникам…) и садилась смотреть мультфильм “South Park”, наслаждаясь тем, что никого нет и можно смело класть ноги на стол.
Примерно в 10-30 открывалась дверь, и я умело убирала ноги со тола, день ото дня совершенствуя своё искусство. В монтажку заходил наш мастер Виктор Сергеевич Малинин, в чьём сознании, наверное, я ассоциировалась никак не с монтажом, а исключительно с мультфильмами (причём дурацкими).
Виктора Сергеевича сменяла Вита, девушка, находящаяся в обстановке апатии, социального пессимизма и неуверенности в завтрашнем дне (особенно, если сегодня – четверг), отчества и тем более фамилии которой я сих пор не знаю. Неуверенной рукой она протягивала мне список “на сегодня”, несмотря на то, что один – официальный – уже был. С фразой “Спасибо Вам, добрая женщина…” я брала список и понимала, что официальный опережал полученный часа на четыре. Тем не менее, занятие мне находили (даже не знаю, хорошо это или плохо).
Виту сменял “известный в своих кругах” Олег Редхов, человек украинской национальности, делающий сюжет про мигрантов… Он, вечно во власти эмоций, каждое утро отдавал мне свежий номер газеты “Спорт-экспресс”. Обсудив последние новости про ФК “Локомотив”, я понимала, что опять весь день насмарку, из чего следует, что удачной всегда была первая половина дня.
Спустя некоторое время Олега Редхова сменяло т.н. “начальство”. О том, что это – начальство, я узнала по истечении второго месяца практики. Их фамилий, а тем более имён я не помню до сих пор, но по манере и бесконечным “Лапочка!..” сразу было видно, что не росли они в парке культуры и отдыха “Сокольники”, не катались в центрифуге после пяти кружек пива, отчего и вся их политика лишена гуманизма и широты взглядов.
И всё-таки был повод для оптимизма: в моём распоряжении был рубильник… Приятно чувствовать себя незаменимой!..
Часам к 14-15 наконец приходили выспавшиеся люди, непредсказуемые, в своих действиях не имеющие твёрдой нравственной опоры, склонные к хаосу, обманчивые в повадках, отрицательно воздействующие на общественный порядок, асоциальные, склонные к иллюзорному мышлению, способные довести любого до умственного и физического истощения; движения резкие, немотивированные; иногда издают скрипящие звуки. В-общем, целый зоопарк! Хоть билеты продавай (студентам и пенсионерам скидки) и запускай по 5-6 человек, не больше – чтобы в нужный момент убежать успели. Но самое главное, что весь этот разношёрстный народ хотел во что бы то ни стало попасть в пятничный эфир “программы” Митроном, и поэтому всячески пытались надавить на монтажёров, угрожая сглазом, физической расправой и матом. Из всех отбирался один человек, с которым должен был работать свободный монтажёр, т.е. я. Но “клиента” выбирала не я, а то самое начальство. Что-то мне это напоминает.
Принцип отбора до сих пор пестрит множеством вопросительных знаков, многоточий, белых пятен и чёрных дыр. Были это умственные или физические способности, моральное или материальное положение, наличие собственной жилплощади или вероисповедание – так и осталось для меня загадкой.
“Продинамленные” уходили немного не в настроении и говорили на как ни странно всем известных, не понятно откуда заимствованных словах, почему-то считающимися русскими, смысл которых могу передать, употребив в данном тексте лишь возможные В, НА, ЧТОБ ВАС и ЧЕРЕЗ. Приятно, что на Вы…
Сам процесс монтажа ничем особенно не выделялся, за исключением постоянного повышения собственной самооценки. В нынешнем мире, полном опасностей, провокаций и лжи, начинало казаться, что всё по плечу, а монтаж вот этого вот самого сюжета – лишь репетиция предстоящих побед (и не только творческих).
Правда, покорения происходили намнооого медленнее, чем это всегда изначально рассчитывалось. В официальное время до 18-00 всё смонтировать, конечно же, не удавалось, и тут уж дело не способностях монтирующего, а скорее в цвете волос “монтируемой” (почему-то большинство современных блондинок видят себя журналистами). Непреклонное начальство, мягко говоря ПРОСИЛО меня задержаться, а я, в силу своей чуткости и природному обаянию наряду с нежеланием потерять работу, не могла отказать. Со срывающимся на крик “Спасибо вам, добрые женщины”, приходилось продолжать поделку очередного сюжета.
А в смысле монтажа новых сюжетов было хорошо по пятницам, т.к. отмазки типа “у меня эфир через час” или “ой, пойду в 26-ой провода подключу” действовали безотказно даже с самыми недоверчивыми.
В отличие от монтажёров, все тщательно готовились к эфиру. Студенты потому, что решался насущный вопрос о профпригодности. Продюсер потому, что ему по статусу положено волноваться за своё. Операторы – за свет. И только монтажёры ничего не боялись. Это как в футболе: если команда выиграла, значит, хорошие футболисты, если проиграла – плохой тренер.
Все метались из студии в студию, встречали жюри, натаскивали ведущих. Бесконечная напряжённость пятничного дня лишь изредка освещалась проблесковым маячком выходных. Люди не знали, смеяться им или плакать. К счастью, в этом жестоком противостоянии чаще побеждал здравый смысл. Именно в это время весь состав забывал про свои обиды, дрязги, сплетни, скандалы. Всё прощалось, всё забывалось, когда в воздухе начинало пахнуть эфиром (хотя и не прямым). Раздавались дрожащие голоса ведущих, вступало жюри, я нажимала кнопку play, и на экране стоящего в студии телевизора появлялись сюжеты один за другим. Публика восторженно ревёт и рукоплещет (под подсказки продюсера). Да, после того, как российский кинематограф спас на Земле уже практически всё, что возможно, включая цивилизацию, мышонку, лягушку и неведому зверушку, а телевидение научило звёзд российской эстрады кататься на коньках, петь, танцевать, ходить по канату, жонглировать кеглями и принимать роды, то, безусловно, Митроном воспринимается, как нечто инородное. Организаторы, по-видимому, рассчитывают на просвещённых людей, следящих за молодыми деятелями телевидения. Им, наверное, кто-то науськал, что умным людям нравятся парадоксы…
Таким образом, дав себе за труд усомниться в общеизвестных истинах, попытаемся сделать ещё одно небольшое усилие, чтобы прийти к банальному, казалось бы, выводу: история даёт уроки всем, но не все способны делать из них правильные выводы. По-моему мнению, с такими программами-парадоксами, как Митроном не надо ничего делать. Не надо стараться им помочь. Не надо пытаться их уничтожить. Эти программы сами себя уничтожают. Пытаться приучить корреспондента прислушиваться к мнению какого-то монтажёра всё равно, что попросить слона отказаться от хвоста: погоды его отсутствие сильно не сделает, скорее процесс, но самолюбие затронет.
P.S.: кстати, о парадоксах: вот, например мой компьютер не знает слова митроном, и выдаёт ошибку.