Билал : Под номером 69
19:27 03-10-2008
Из серии «Путешествие из Гянджи в Баку»
(ответ Радищеву много лет спустя)
Мерами насилия можно угнетать народ, но нельзя управлять им.
(Слова Л. Н. Толстого в открытом письме к царю.)
Как же приятно, когда у тебя сытый желудок и в кармане шелестят купюры. Я с довольной улыбкой взглянул на шофера и, подняв правою руку, вскликнул, стараясь подражать кое-кому:
- Поехали!
- Куда поедим?- таксист тоже был явно доволен, видать он как и я не завтракал утром.
- К мавзолею Низами!
Кроме мавзолея, таксист отвёз меня к бутылочному дому, в центре города я увидел также мавзолей Джавад хана* и, кажется, единственный на весь город отель (названия не помню). Думаю, диалог с таксистом, оказавшимся по специальности учителем истории, тебе будет не менее интересным, чем мое подражание Гариб Азеру*.
По сему предлагаю (советую) для прочтения. А кто отказывается, может покинуть аудиторию, потому как образование у нас свободное и всегда найдётся лишняя полка, места за прилавком на базаре.
Не хочу повторяться, но как я уже добавил выше, страна наша после принятия суверенитета похожа на число 69-ть. Всё у нас верх головой, делаем то, чего не нужно, говорим то, чего не надо, живём не так как умеем, умираем тоже совсем наоборот, рождаемся ногами вперёд, а о другом, самом главном я промолчу. По данным, взятых из соцопроса, среди молодёжи на сегодняшний момент самая распространенная поза в сексе это поза 69-ть. Для тех, кто не имеет представления о совокуплении в такой позе, советую прочесть Кама Сутру или написать сие число в google и дать поиск. Вот потому, наверное, и работает бывший учитель истории таксистом, бывший шофёр начальником ГАИ, литератор монтажником, переводчик складчиком, математик сварщиком.
- Аксакал, (в последнее время вошло в моду обращение к старшим себя максимум на пять лет) почему в городе так мало молодых, особенно мужчин? Я с утра только стариков и женщин встречаю.
- Эх…что тебе сказать, половина, даже почти большинство в России на заработках, остальные в Баку, кто как разместился. А те, которые тут остались, ну совсем малость, всегда гуляют вокруг «Гул базары»*.
- «Гул базары»?
- Да! Нам по пути, я покажу.
- Я так понимаю с работой у вас тут не густо.
- Не густо еще не так сказано, - таксист нервно повернул направо.
- Слышал, у вас тут завод Алюминиевый…уйма людей работой обеспечили.
- Двести, двести человек.
- А на что остальные живут?
-Ну, так и ползём. Вот, мой сын, окончил университет, кое-как отслужил в армии и уже больше года сидит дома. Вот ты мне посоветуй, где ему работать? Вот где? Ни одного завода, учреждения, промышленность вообще на нуле. Официантом работал, хлеб таскал по магазинам, чернорабочим тоже пробовал. Даже лотерею продавал. Теперь ищет новую работу, шляется по городу.
-Да…- я тяжело вздохнул, не найдя что сказать.
Метров через двести, я заметил большую толпу мужчин, все с бородой, испачканные, оборванные, со злыми глазами и туповатым выражением лица. Рядом, на пыльный асфальт были поставлены машины для шлифовки пола, разные сумки с инструментами, лопаты, лом, старые советские термосы. Некоторые сидели на полу, о чем-то энергично спорили.
- Здесь людей двести, а может и больше. И это место вы называете рынком рабов?
- Да, мой сын тоже когда-то здесь крутился. Тут за гроши пашешь с утра до вечера.
- С этими здоровыми парнями,…если их хорошенько обуть, дать еду, можно все наши земли за час отвоевать,- я с восторгом посмотрел на водителя, ожидая от него браво в знак моей гениальной идеи.
- Ничего мы не отвоюем. В корне мы нация трусов. Скопище трусливых людей, которое кроме пищи и развлечений ничего никогда не просило. Хотя, сейчас даже и пищу боимся попросить. Готовы, вот каждый день так рабствовать, лишь бы нас не трогали. Как нам отцы говорили: «Башывы ашагы сал, ишиви ишде*». Вот они то и нассали на наши головы своими советами ни к месту. То говорят жизнь пятидневная, ешь, пей, кайфуй и ни о чем не размышляй, то…знаешь, вот что я тебе скажу, не помню кто сказал, но очень верно: ’’Рабы привыкают к кандалам’’.
- Ты прав аксакал, я тоже всегда думал, что голодная нация должна митинговать и биться.
- Дело не в пище и не в голодном желудке, - мой собеседник так рассердился, что на миг отпустил даже руль,- должна быть вера в себя, разум, мужество, честь…
- А как же революция в России?
- Молодой человек, да, в то время на Руси люди были голодными. Но на то они и нация, а мы, повторяюсь, трусы, у нас в глазах нет искры революции, стремления что-либо изменить. Всмотрись в глаза нашей молодёжи, они будут срать кровью в штаны от голода, но никогда не выйдут на площадь. Боятся, не понимая того, что правительство может расстрелять две, три, пять тысяч, но убить всех поголовно им никто не разрешит, пуль просто не хватит. А что касается Ленина и Троцкого, они тоже говно кушают, знал бы Николай, что сын его излечим, он бы никогда трон не отдал. В истории написано, что после разговора с личным врачом царевича, он подписался и отрёкся от престола. Царь просто потерял стимул, ничего нет хуже, и ни что так не ломает отца, знающего, что его единственный сын обречён. Сам Сталин, сука двуличная, являющийся агентом царской Охранки не верил, что трон будет оставлен.
- Значит, вся вина в нас самих?
- ДА! Вот почитай Сабира*. Ты заметишь, что со времён великого сатирика и по сей день ничего не изменилось. Поэтому Сабир и в наше время очень актуален, хотя прошло больше ста лет. Это еще раз доказывает, что мы пофигисты по натуре. Есть такой анекдот: ’’Пишет Нострадамус свои катрены про будущее вселенной, разных стран и народов:
2020-ый год. Сборная Андорры стала чемпионом мира по футболу, Армяне вернули Карабах, Россия разделилась, азербайджанцы пьют чай и играют в нарды.
2050-ый год. Науру изобрела атомную бомбу, Евреи стерлись с лица земли, первый чукча полетел на марс, азербайджанцы пьют чай и играют в нарды
2220-ый год. Писатель республики Белиз получил Нобель по литературе, США организует чемпионат вселенной по баскетболу, папуасы выпустили первый спутник, а в Азербайджане сидят, пьют чай и играют в нарды’’.
И так до бесконечности, то есть нам все похуй. Главное есть бозбаш*, нарды и чай.
И еще, иногда мы любим поспорить с армянами на счёт того, кто первый приготовил долму. Они наши песни переписывают, Карабах отняли, переименовали в Арцах, наших героев, историю причисляют к себе, мы молчим, а как только вопрос заходит о еде, мы так сразу за долму готовы голову отдать, лишь бы выйти правым и доказать что долма, есть истинно национальное блюдо древних азербайджанцев.
- Аксакал, вижу, ты не очень жалуешь свою нацию?
-Знаешь, вот что я тебе скажу, бытует фраза в народе: «Пищик баласын, чох истедийинден йейер», мол, кошка от любви поедает своего котёнка. Начиная с Сабира заканчивая Джалилом*, Хагвердиевым,* эти люди занимались критикой, а не самобичеванием, как сейчас модно говорить. Нам нужна трезвая, реальная самокритика, чтобы мы пробудились. Нам нужны любящие свою страну люди, нам нужны молодые революционеры, нам нужна новая кровь, взгляды, умы, нам нужна интеллигенция, нам нужны молодые люди, образованные, мыслящие, с верой в будущие, с кипящей кровью, с искрой в глазах. Если бы не нужда, если бы меня всем обеспечивало государство, я бы преподавал историю, а не работал бы таксистом и не шлялся бы по притонам. Родину то я люблю и даже очень, но мне больно смотреть и сознавать, что все мы напросто становимся манкуртами. Поверь, хоть я и не религиозный человек, но кое-чего знаю, не зря Коран в переводе с арабского означает «читай». То есть, по-моему, Господь хотя бы с помощью Корана хочет заставить мусульман читать, получить образование, изучать науки. Сам посуди, среди лауреатов премий Нобеля мусульман можно сосчитать пальцами. А мы ведь тоже мусульмане и все наши беды в необразованности. Мы даже и Коран читать отказываемся, заворачиваем в платок и на самый верх шкафа, подальше от глаз. Детей своих пугаем, мол, это не для чтения, только учёные могут это понять. Иногда только, когда хуже уж некуда и рассчитывать тоже как бы не на кого, достанем, быстренько расцелуем книжку, погладим нежно и прошепчем, кто что знает и как может. Прокатится капля слезы по щеке, поднимем головку к потолку, и будем так надеяться, молиться тому, кого до этого обмануть пытались, не зная, да и не понимая, что только самим себе же голову морочим, себя же только и обдуриваем…
…тут мой собеседник резко нажал на тормоза, от чего у меня сердце подпрыгнуло, и я увидел черный внедорожник, пролетевший перед нами без номеров. После пыль, поднятая чёрной машиной, медленно усела, таксист продолжил путь и как бы услышав мои мысли, шёпотом выругался, использовав, очень много нецензурных слов и выражений, увы, к моему большому сожалению не имеющих места в данном рассказе.
- Черная акула! Небось опять жертву рыщет, - тут таксист снова выругался, на этот раз чуть легче.
- Какую жертву? Участковый?
…ты принёс себе горячего чая? Ну вот, молодец, а теперь не поленись, встань и налей мне тоже, а то уж в горле совсем першит. Лень? Не охота? Интересно?! Ну-ну, ты тоже как все и я тоже как ты, нам только детективы подавай, да телефоны с обширной галереей видео роликов, особенно порно роликов, а еще лучше порно с известными певицами, ну можно и с участием дешёвых проституток, стонущих фальшивым голосом на пожелтевших простынях. Особенно такими фильмами увлекаются аксакалы, а что им остаётся делать, в их время таких короткометражек не было, а мобильных телефонов тем более. Тогда на один город имелись две, ну максимум три старых жриц любви, чьи имена были известны всему городу и в хате, где проживала «мадам», обычно встречались давно не видевшие друг - друга друзья, знакомые, родственники, товарищи по работе, а порой и соседи.
…сразу после слова «жертва», первое, что приходит на ум, так это полицейский с большой дубинкой цвета того джипа, пролетевшего прямо перед моими глазами, оставив за собой большое, мутное облако пыли. А жертвой может оказаться любой, не имеющий связи с ними. Да, ты жертва, в прямом смысле этого слова, жертва в руках тех, кто должен тебя оберегать, а не охотится на тебя. Они могут сделать с тобой все что угодно, начиная с подкидывания в карман героина и заканчивая тем, что шлюха, которую ты не видел до этого и в глаза, будет орать, царапая свое лицо, что ты вчера (хотя вчера ты спал дома) в пьяном состоянии воспользовавшись женской слабостью, зверски изнасиловал ее, прям в туалете кафе Елмердана, где она по вечерам (в два часа ночи) работает посудомойкой.
А Елмердан (весь в синяках от побоев) подтвердит ее слова, жалобно посмотрев на звёздочки, рядом стоящего реиса*. И не слушай тех, кто несёт чушь про оборотней в погонах, опираясь на то, что проколы в системе органов есть в любой стране. Как я не перевариваю этих уродов, которые всегда стараются сравнить нас с самыми последними странами земного шара. Мол, в Афганистане так, в Ираке вот так, а у нас все очень даже не плохо. Ай муселман*, мне лично наплевать, как живут Иракцы, эскимосы или чукчи, у них по крайней мере, не такая плодородная земля, где и без нефти можно свободно прожить, если только сельское хозяйство на ноги поднять.
- Про чёрную волгу Амирова* слыхал, ну вот про «чёрную акулу»? Почти как в фильмах Хичкока,- мне оставалось лишь шутить, увидев застывший ужас на лице собеседника.
- Не знаю, как там у Хичкока, но около месяца назад начали тайно пропадать девушки, а точнее школьницы, прям среди бела дня. По словам очевидцев, останавливалась «черная акула» и хап, съедала девушек, дверца быстро открывалась и так же быстро закрывалась. А через день или два их находили в окрестностях мавзолея Низами…изнасилованными… - И никто никуда не жаловался?
-…Хм…жаловались некоторые, те, кто не стеснялся…сам понимаешь, у нас же ментальность…потом кто девушку замуж возьмёт?
- Как же прохожие? Свидетели?
- Слушай, кому нужно. Потом пошли слухи, что владелец джипа…ну короче, то ли сам наверху сидит, то ли родственник…одно было ясно, что очень уж высоко, если до него не смогли дотянуться руки…
- И никто не пытался расспросить самих девушек? Что с ними стало? Они видели водителя?
- Я точно подробностей не знаю. (Было видно, таксист боится. А сам полчаса назад людей под пули подставлял, мол, все равно всех не сумеют обстрелять. Тоже мне, нашёлся, Че Гевара. Верно подмечено, о сексе легко рассуждают лишь импотенты).
Да так, там услышу, тут узнаю. Одни говорят, девушки молчат, другие, что кто-то из них повесилась, третий, что они замкнулись в себе. Мне то зачем, я же так, просто тебе рассказал. Своих проблем до горла хватает.
- Прям как во времена Сталина и Берии,- сказав, я отвернулся и заметил знакомое лицо через потрескавшиеся стекла старого Жигули.
…после молчания продлившегося не знаю сколько, шофёр изрек, по-моему, самую главную фразу за весь наш разговор, и на этом наша встреча закончилась.
Так как, я заметил идущего по дороге на базар однокурсника, с которым не виделся больше двух лет и попросил остановиться, объяснив, что тут наши дороги разъединяются, дальше я как-нибудь сам.
- Во времена Сталина…его хотя бы боялись…
Пояснительный словарь слов и выражений.
М. Джелил*- Мамедкулизаде Джалил ( 1866-1932) азербайджанский писатель и общественный деятель.
А. Хагвердиев*- Абдулрахим бек Хагвердиев ( 1870-1933) азербайджанский писатель
долма*- азербайджанская кухня.
бозбаш*- азербайджанское национальное блюдо в виде супа на основе бульона из баранины.
гул базары*- рынок рабов (дословный перевод с азерб.)
Ай муселман*- Ей мусульманин (перевод с азерб.)
Джумшуд Амиров*- писатель, автор детективного романа «Черная волга»
Джавад Хан- Хан Гянджи, годы правления (1786-1804)
М. Сабир*- настоящее имя Мирза Алекпер Таирзаде (1862-1911), азербайджанский поэт, сатирик.
Башывы ашагы сал, ишиви ишде*- Не трогай никого, занимайся своим делом
Рейс*- начальник (с азерб.) обычно относится к правоохранительным органам
Гариб Азер*- ведущий передачи «Оралар» Азер Гарибов.
Главный путешественник страны. Юрий Сенкевич Азербайджана.