Урусхан : История одного сопротивления
15:35 23-10-2008
История одного сопротивления.
Глава 1. 50 лет вместе.
До 60-х годов 19 века на территории Средней Азии существовало три независимых государства: Кокандское ханство, Бухарский эмират и Хивинское ханство. История этих государств это история непрерывных войн друг с другом, а также войн с кочевыми туркменами, каракалпаками, казахами и киргизами. Все три государства напоминали собой талибанский Афганистан, процветала работорговля и торговля опиумом, караваны грабились разбойниками, царило полное бесправие. Прошли времена Омара Хайяма и Фирдоуси, Алишера Навои и Улугбека, единственной идеологией являлся религиозный фанатизм, и любое проявление свободомыслия беспощадно подавлялось.
Всё изменилось с приходом русских. В результате коротких войн с местными правителями Российская империя полностью ликвидировало Кокандское ханство, а Бухарский эмират и Хивинское ханство потеряв значительные территории, стали вассалами Российской империей. В 1867 году на территории Средней Азии появилась новая административно-территориальная единица Туркестанское генерал-губернаторство.
Русские внесли огромный вклад в развитие этого региона, здесь появились современные больницы, школы, русско-туземные и новометодные, в которых помимо русского языка впервые появился такой предмет, как родной язык. До этого всё образование было религиозным, и учили только арабский, а на своих языках подавляющее большинство населения не умело ни читать, ни писать. Местная знать получила возможность получать качественное образование в России и странах Европы. Русские опутали регион сетью железных дорог, что способствовало торговле. Но главное, на всей территории Средней Азии воцарился мир и порядок, рабство и торговля опиумом были запрещены. Во внутреннюю жизнь мусульманского населения царская администрация особо не вмешивалась, отменив только самые жестокие нормы шариата, подразумевающие телесные наказания и смертную казнь. Местное население, бывшее ранее абсолютно бесправным получило возможность жаловаться русским властям на притеснения со стороны своих баев и беков.
Цивилизаторскую миссию в Средней Азии Россия проводила отнюдь не бесплатно. От присоединения Средней Азии империя получила колоссальные выгоды. Во-первых, Россия получила среднеазиатский хлопок, перестав зависеть от поставок из-за рубежа, прежде всего, из Америки. Собственно, хлопок и был одной из причин завоевания. Россия стала монополистом на среднеазиатском рынке, вассальные ханства почти полностью потеряли право вести самостоятельную торговлю с другими государствами. Россия приобрела обширные новые земли, куда стали переселять русских крестьян, таким образом, частично решалась проблема безземельных крестьян в Европейской части России. Многие русские переезжали сюда без разрешения властей и самовольно захватывали пустующие земли. Нередко земля у мусульман попросту отнималась и передавалась русским поселенцам. Деятельность царской администрации, нередко перераставшая в произвол, встречало сопротивление, периодически вспыхивали бунты, самые известные из них, Андижанское восстание 1898 года и Среднеазиатское 1916.
Была и колоссальная выгода геополитического характера. Из Средней Азии Россия могла держать под прицелом Индию «жемчужину британской короны», а в те времена именно Британия была главным противником России.
Численность русского населения в Средней Азии за 50 лет достигла полумиллиона, русские были привилегированным классом, имперским народом, но когда в 1917 году империя рухнула, подавляющее большинство из них оказалось совершенно беззащитным в наступившем хаосе, и у мусульман появилась возможность отомстить русским за 50 лет угнетений и притеснений. Однако, ничего подобного не произошло. Вспомним, хотя бы, знаменитый фильм «Белое солнце пустыни». Таможенник Верещагин блестяще сыгранный актёром Луспекаевым спокойно жил, не опасаясь за свою жизнь, его никто не трогал, пока он не встал на сторону товарища Сухова.
На территории Средней Азии не было зафиксировано почти ни одного случая антирусских погромов со стороны мусульман. А это наталкивает на мысль, что несмотря ни на что, отношения между русским и мусульманским населением за 50 лет совместной жизни стали такими, что ненависти и вражды между ними не было. Каждый жил своей жизнью, не вмешиваясь в жизнь другого. Но пришли большевики и сломали эту жизнь, как русским, так и мусульманам. Многие, хотя и весьма расплывчато знают о басмачах, но очень мало кто знает, что русское население также оказало активное сопротивление большевикам и воевало против Советской власти на стороне басмачей. История этого сопротивления почти забыта и предана забвению, как в России, так и в государствах Средней Азии. Но от этого она не перестаёт быть интересной и увлекательной.
Глава 2. Русские басмачи.
Тот, кто хоть раз смотрел советские фильмы про басмачей, не даст соврать. Хотя в стане красноармейцев иногда и попадались «сознательные товарищи» в тюбетейках, а среди басмачей русские «отщепенцы» в помятой царской форме, в массовом сознании, всё же борьба с басмачами прочно ассоциировалась, как межнациональное противостояние, между «нашими» русскими красноармейцами и «их» басмачами. Однако, такой взгляд совершенно не соответствует действительности. И ничего странного в этом нет.
Среднеазиатские русские в своём большинстве, принадлежали к буржуазии, купечеству, казачеству, крестьянству и рабочим. Это были люди зажиточные и успешные и ничего хорошего при Советской власти им не светило. Собственно говоря, вообще, трудно назвать какую-то прослойку людей, удачливых и трудолюбивых, которым что-то светило при Советской власти.
Первой попыткой совместного сопротивления большевикам была так называемая Кокандская автономия (Временное правительство автономного Туркестана), созданная в ноябре 1917 года сразу после революции. Обратим внимание на название «автономия», оно говорит само за себя. «Кокандцы» не собирались отсоединяться от России, это была попытка организовать хоть какую-то власть в наступившем хаосе. В правительство входили не только мусульмане, но и русские. Обратим внимание и на слово «временное». «Кокандцы» не собирались править, на март 1918 года были назначены выборы в парламент, две трети, в котором, отводилось мусульманам, одна треть не мусульманским народам, всё в соответствие с национальным и конфессиональным составом региона. Чем не демократия? Этим планам, однако, не суждено было сбыться. За месяц до выборов, автономия была разгромлена большевиками. На словах большевики называли себя народной властью, на деле же не хотели слушать волю народа, ни русского, ни мусульманского. Для сравнения, если Кокандское правительство было многонациональным, то в большевистском Совнаркоме Туркестанской Советской Республики не было ни одного представителя мусульманских народов. А во главе Совнаркома, боевики которого свергли автономию, стоял Председатель товарищ Колесов, бывший конторщик ташкентской железной дороги. Как говорится, «кто был ничем, тот станет всем».
На обломках Кокандской автономии в Ферганской долине и возникло движение сопротивления, вошедшее в историю под именем «басмачи». Отряды басмачей возглавили курбаши, так в царские времена называли начальников местной, как тогда говорили, туземной полиции. Самым известным курбаши Ферганской долины стал Мадамин-бек, бывший начальник полиции города Маргилана. Мадамин-бек также вошёл в историю и тем, что совершил единственный зафиксированный в истории антирусский погром против крестьян-поселенцев. После этого русские крестьяне взялись за оружие и создали целую Крестьянскую армию самообороны, которой командовал человек со страшной фамилией Монстров, и поддержали Советскую власть. Вскоре, однако, поняв, что большевики являются для них куда большей угрозой, чем басмачи, с басмачами крестьяне помирились, и Крестьянская армия в полном составе влилась в армию Мадамин-бека. Позже Мадамин-бек возглавил «временное Ферганское правительство», а Монстров стал его заместителем. В марте 1920 года Мадамин-бек перешёл на сторону Красной Армии, став первым в истории Гражданской войны, «красным басмачом» (были и такие), а Крестьянская армия была разгромлена. Вместе с Крестьянской армией, большевики уничтожили и само уникальное явление, русское крестьянство Средней Азии. Оно так никогда и не возродилось.
А самым известным русским басмачом стал Константин Осипов. Будучи членом партии большевиков и военным комиссаром Туркестанской Советской Республики, этот человек в январе 1919 года поднял мятеж против туркестанских комиссаров, расстрелял 14 из них и объявил себя диктатором Туркестана. Диктатура длилась недолго, через два дня мятеж был подавлен, а Осипов ушёл в Фергану к Мадамин-беку, предварительно захватив весь золотой запас Туркестана, который так никто до сих пор и не нашёл. В Фергане Осипов стал советником Мадамин-бека, а после перехода курбаши на сторону красных, бежал к бухарскому эмиру. После падения Бухары Осипов вместе с эмиром обосновался в Афганистане, откуда, они вместе координировали действия басмачей. В 1926 году он бесследно исчез, никто его не видел ни живым, ни мёртвым.
Окончание следует.