Лена Зайцева : ЖИЗНЬ - ЭТО МЕЧТА. МЕЧТА САМОУБИЙЦЫ.
06:16 02-02-2004
Сходу, в аксиомном (!) порядке: нет искусства РАЗРУШИТЕЛЬНОГО и СОЗИДАЮЩЕГО, УБИЙСТВЕННОГО (УБИВАЮЩЕГО) и ЖИЗНЕУТВЕРЖДАЮЩЕГО. Не бывает произведений с “отрицательной энергетикой”. Произведения бывают ТАЛАНТЛИВЫМИ и БЕЗДАРНЫМИ*. А убить можно и красивым подсвечником. И скрипкой Страдивари. Убийственны ли подсвечники?.. Посему всяческие дискуссии на тему “рок и самоубийства” (джаз и самоубийства, творчество и самоубийства) без всяких сожалений можно прикрыть - как несостоятельные, как результат неверно поставленного вопроса. Попытки “защищать” рок-джаз-музыку-искусство - неизбежно запутывают дело. Вопрос стоит не просто неверно. Он поставлен таким хитровыебанным образом, что... По существу, решается вопрос ОБ ОТЦОВСТВЕ: папа ли рок - разрушению, саморазрушению, смерти? “Да нет, он не папа! Он не может!”, “Ещё как может. Вон какой жеребец!” и т. д. А ведь какой тут, блин, может быть папа!!! Когда он БРАТ.
Почему вопрос стоит таким странным раком? Кто это нас так бессовестно путает? “Покажите мне эту падлу!” Покажу. СмотрИте. (А вот поумничать - придётся...)
Самоубийства бывают двух родов: ситуационно обусловленные и “импульсные”. От ситуационных не застрахован никто. Вот погибает вся твоя семья, диагноз “рак” да ещё и жить негде. А выход так прост... Другое дело, когда солнышко пригревает и сессию сдал и с эрекцией ол райт, а ты пробираешься в ванную. А ты сидишь в луже крови. А ты теряешь сознание. И видишь столько цветных кругов... А тебе повезло (повезло?..), и - жгуты, травмпункты, испуганные родичи, недоумевающие соседи... Какого чёрта!!!???!!! Откуда я знаю, пожимаешь ты плечами. Это было необходимо. НЕОБХОДИМО?..
Неизбежно.
Есть люди, определённая организация психики которых не позволяет им противостоять ИМПУЛЬСАМ. Эти импульсы выдаёт ЛЮБАЯ психика (перегибались через балкон?..) Но большей частью “народонаселения” они просто не регистрируются как руководство к действию (так, придёт в голову броситься под товарняк... лезет же всякая чепуха; переутомление?). Кроме того, эта бОльшая часть испытывает их реже и много слабее. Зачастую они даже не доходят до сознания (легкий дискомфорт, где моя валерьянка?). Другое дело эта самая ОПРЕДЕЛЁННАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ... Не оставляющая никаких шансов. Ну нет шансов, нет. А импульсы - есть. И их много. И они разные. И они глупые. И они вредные. И они стыдные. И они убийственные. И ты сама не знаешь, как оказалась в этой постели. И не опасно ли прогуливаться в три ночи вдоль этой подворотни. И на фига тебе этот билет до Казани. И дело ли послать на хуй этих мажоров. И не странно ли выбрить виски. И травятся ли димедролом (видно, нет; одни глюки!). И ЧТО-ТО ЕЩЁ... ЕЩЁ НАДО СДЕЛАТЬ... ТАКОЕ ВОТ НУЖНОЕ... ВОТ ИМЕННО СЕЙЧАС... ЧТО-ТО ПОМЕНЯТЬ... ЧТО-ТО РАССКАЗАТЬ... ПЕСЕНКУ НАПИСАТЬ!!!..
ИМПУЛЬС ТВОРЧЕСТВА - ОДИН ИЗ ТАКИХ ИМПУЛЬСОВ.
Отсюда вся придурь тех, кто работает. Отсюда байки про эту придурь (обоснованные, обоснованные). Этот творческий импульс - лишь маленький ручеёк в потоке воспринимаемых (и осуществляемых) импульсов. Импульсное самоубийство МОЖНО объяснить внешними обстоятельствами. ВСЁ можно объяснить через ВСЁ (тем более, что и обстоятельства есть всегда; life is life, и у кого она сладкая?). Но по существу - это натягивание презерватива на голову. И пример у меня хороший есть (не про презерватив; про голову). Представьте себе мальчика двадцати лет, Олега (имя изменено), который обожал сидеть всё на той же балконной перекладине, раскачиваясь (не упал; страх? координация?). Так и жил, раскачиваясь. Съел вагон лекарств (не отравился, просто чудеса, особенно если дать тут список, чего и сколько он съел). Съел и жил. Пока... вот не буду я писать, ЧТО он с собой сделал (это был единственный случай за... да за очень много лет), не в том суть. А в том, что накануне он разбил машину и поссорился с love-girl. Так и записали: машина и девушка. Идиотизм?.. НЕТ ТАКОЙ МАШИНЫ и НЕТ ТАКОЙ ДЕВУШКИ, которые могли бы отправить на тот свет. Не потянут они на “ситуационку”, даже вместе взятые. Это СМЕШНЫЕ ситуации, а не убивающие. Вот их и ставят подпорками при попытках разобраться, ПОЧЕМУ. Да по кочану! И по капусте... Может, ещё “Нирвану” припомнить (переслушал!)? Может, Брэдбери неправильно понял?..
Читала дневники Олега. Сплошная безуспешная борьба с импульсами.
Из “ситуационки” вывести - можно; с “импульсниками” - можно только попрощаться... Благо, что выходки их самоубийственные не всегда заканчиваются холмиком-крестиком. Тут и непродуманность, тут и отсутствие настоящего, бесповоротного, окончательного желания УЙТИ. Так называемая “демонстрация”. (Хотя слово неверное, сути не отражает.)
Уточним: поток импульсов может и не давать ответвления на творчество. Т. е. скорее всего, ответвление есть всегда, но не всегда оно достойно реализуется (а кто-то пишет письма, а кто-то красит забор - КО ВСЕМУ можно подойти творчески; но письма - не романы, а заборы - не картины). Талант - гораздо более сложная штука. Скажем так: НЕ ВСЕ “ИМПУЛЬСНИКИ” - ТАЛАНТЫ, НО ВСЕ ТАЛАНТЫ - “ИМПУЛЬСНИКИ” (однако, не будем забывать, что понятия очень общие; что все мы разные; что, по большому счёту, почти ничего не знаем, только ХОТИМ УЗНАТЬ)...
Отсюда и статистика. “Смертники рока - не слишком ли их много?..” Сегодня ты играешь джаз, назавтра - ловит водолаз... А усугубляется всё ещё и тем, что импульс самоубийства и импульс творчества - наиболее сходны (как бы даже не один и тот же, по разному расшифровываемый) (“Не то что с ума сойти можно - поэтом можно стать!” - ж-л “Крокодил”). В обоих случаях надо сделать:
1) что-то серьёзное
2) что-то единомоментное (картину можно и год писать, но как идея она возникает единомоментно)
3) что-то ДРУГОЕ
Т. е. пошарахаться по подворотням тут уже не “прокатит”.
Хотя и это не отменяется. После. Если выживем. Поток непрерывен. Неизлечим. Хотя - лечат. Выздоровевших я не видела. Если заглушить ВСЕ импульсы - “колёс” на это хватает - тогда, конечно. Тогда да. Тогда полёт над гнездом кукушки. Тогда овощи - и на грядку. Стань таким, как стекло в воде...
Перспектива?..
Возвращаясь туда, откуда начали. Так сказать, для особо одарённых. Искусство - не причина самоубийств (наркомании, блядства, разрушения в самом общем смысле), но растёт оно с ними, бяками, на одном поле**. Исходные точки - общие. И назвали мы их - НЕПОДКОНТРОЛЬНЫЕ ИМПУЛЬСЫ. Меньше всего приходят они нам на ум, не так ли? У нас то пьянство порождает искусство, то искусство - пьянство. То гении от гениальности вешаются. То рок в могилу загоняет. Но мы его любим, и в обиду не даём. Всем говорим, что это не он. Только тш-ш-ш-ш!.. Вот блин. Да это и так не он. (“В жопу себе шикни!”)
О как. Кто больше?..
*Не одна я такая умная. У Брюсова встречала: рассуждать о нравственном и безнравственном искусстве - всё равно, что говорить о нравственном квадрате. Квадрат может быть белым или чёрным, большим или маленьким, а вот нравственным или безнравственным - не может... (не дословно)
**Что вовсе не означает, что “все они” нарки и бляди. Буквально понимать - это ж ваще не понимать...
И ещё:
...Нет смерти для меня, я знаю, я в этом уверен.
Нет смерти для тебя, поверь мне, ведь я в это верю.
Нет смерти для меня, пусть это звучит нереально.
Нет смерти для тебя - доказано документально.
Нет смерти для меня.
(“Всемъ”)