Антоновский : Некоторое отсутствие

03:54  11-07-2009
из цикла
“There are more things…
Ворон Гамлет из Кавказской Пленницы"

После 11 по телевизору показывают рекламу пива, из который в какой-то момент
( кажется это произошло около 2 лет назад ) исчезли люди.
Остались только предметы.
Исчезновение людей из рекламы пива, было вызвано вроде бы банальными причинами – законодательным запретом. Однако по прошествии некоторого времени я вижу более глубокий смысл – пространства без людей в медиа-реальности.

Человек устал от человека.
С мазохистским удовольствием человек раздражает себя, глядя на других людей в телевизоре, социальных сетях, на работе, в транспорте. Человек изучает себе подобных, накапливая раздражение, постоянно находясь под действием давящей информации, человек уже давно – мечтает об одном – об одиночестве. О пространстве, где нет даже его. О реальности пивной рекламы – в которой нет людей, есть только голоса, предметы, обстоятельства. Однако главный переход совершен – физическое тело отсутствует.

Нас всё время кто-то раздражает: участники проекта Дом-2, премьер-министр, идиоты, коллеги по работе, ведущие новостей, гламурные персонажи, бывшие одноклассники – в сущности, все. Те, кто не раздражают, – вполне могут оказаться в таких обстоятельствах, что тоже начнут раздражать. Либо мы поумнеем, либо их глупость примет совсем уж вселенские масштабы. При этом жизнь всех (отдельные затворники не в счёт) стала настолько публичной, что не следить за другими человек просто не в состоянии. Это против его природы. Человек мечтает отделаться от людей, стать бестелесным – не покидая пределы этого мира быть здесь призраком. Как в рекламе пива.

Мне кажется, что это лишь игра, с той стороны зеркального стекла – пел Гребенщиков.
Увидев себя в зеркале с предельной ясностью свойственной глобальной медиа-эпохи человек испугался. Впал в депрессию. Сделался больным и раздражительным. Игра оказалось отвратительный и каждый здравомыслящий принявший эти правила, бесится именно от того, что он такой же. Другое дело пустое поле, зеркало без отражения, бесплотный дух – это вранье, что человек любит людей. Человек любит атмосферу, обстановку, слова … Как в рекламе пива.
Её показывают только ночью.

В конце Вавилона 5, если я правильно вспоминаю, планету земля населяли какие-то цветные сферы (Почему-то вспоминается ещё Борхес – который в своей лекции “Слепота” описывает, что видит мир именно таким: множество цветных пятен) – возможно эта мысль не лишена смысла и первый шаг уже сделан. В рекламе пива нет людей. В одной из них – про то что мы такие разные, но всё таки мы вместе – действуют именно что какие-то сферы, взятые из компьютерных медиа-плееров, кажется.

Киберпанк видит будущее как постепенное избавление от первичной реальности. Солипсист видит, что этой реальности давным-давно нет.

Я буду не первым, далеко не первым, кто скажет, что аскеза – это наше единственное спасение. И если автор и может создать и сформировать новую реальность. Я хочу создать эту новую реальность в отсутствие людей.

* * *
Я разлюбил пиво. От него был только вред – я не помню уже его вкуса, очень давно не пил. Когда то пил пиво литрами – сейчас мне всё это как то очень смешно, и реклама пива какая-то дикая, смешная.

Я вообще много чего разлюбил – например группу Нирвана. Это в принципе вполне естественно, странно, что я вообще про них вспомнил в этом эссе. Просто я тут что-то писал про аскетические принципы и мне на ум пришла фраза –
Гранж, как форма аскезы, или что-то в этом роде.
Курт Кобейн ненавидел людей.
Нирвану я разлюбил.

* * *

В конце концов – этот текст должен был свестись к пересказу сна.
В этом сне сознание долго-долго бредёт по дороге, на небе светит луна, фиолетовая ночь, репортёрское настроение. Сон – как всякий сон длится достаточно коротко и достаточно бесконечно, что бы его запомнить. То есть запомнить его невозможно. Запоминается человеческая фигура в конце.
Человеческая фигура – пугает.

* * *
Больше всего на свете мне нравится думать, что происходит у меня дома в моё отсутствие.
Мне кажется, когда я закрываю дверь, там уже кто-то появляется.

Я думаю, об этом, когда еду в лифте и когда выхожу из подъезда и смотрю на свои окна. Я думаю об этом всю дорогу куда-нибудь.
Мне нравится об этом думать потому, что представить то, что там происходит – действительно очень сложно.
Можно конечно поставить видеокамеры, но вряд ли они зафиксируют. Они просто не могут этого зафиксировать.

* * *

Обыватель сидит в кресле перед телевизором и пьёт пиво.
Реклама пива по телевизору.
Обыватель делает ещё один глоток.
Ещё одна реклама пива по телевизору.
Обыватель делает ещё глоток, ещё, ещё…

Обыватель растворяется в воздухе.