МакЗюзин : Механическая Муза

22:47  10-11-2009
Я сделался ремесленник: перстам
Придал послушную, сухую беглость
И верность уху. Звуки умертвив,
Музыку я разъял как труп. Поверил
Я алгеброй гармонию. Тогда
Уже дерзнул, в науке искушенный,
Предаться неге творческой мечты".
(Александр Сергеевич Пушкин. "Моцарт и Сальери")


Сальери, в смысле Пушкин, знал о чём говорил. Каждый из нас, кто хоть раз сел за компьютер тупо уставившись в Ворд или отточив перо завис над чистым листом, задумывался над тем, как вылить тот мощный поток гениальности, который, подобно вулкану, кипит внутри нас порождая нестерпимый графоманский зуд. К сожалению, в большинстве случаев, эта река производит только уродливую грязную каплю, от которой тошнит даже автора. Почему? Неужели я – талант, которому есть что сказать современникам настолько туп? Мы восхищаемся языком и стилем признанных писателей. Повороты сюжета завораживают нас. Как это им удаётся? Неужели с этим нужно родиться? О, да! Скажет вам маститый писатель – это талант, дар Божий. И это пиздежь. Наглый, циничный пиздёжь. Писатель - это ремесло. Плотник и каменщик – это ремесло. Мы охотно верим, что на плотника и каменщика можно выучиться, но не верим, что можно научиться писательству. Как и во всякой профессии среди плотников есть более талантливые и менее талантливые представители, но от этого они не перестают быть ремесленниками. Вне зависимости от таланта их продукция пользуется спросом – дело в цене. Ремесло писателя ничем не отличается от ремесла плотника – дело в цене. Плотник профессионал отличается от непрофессионала тем, что обучен определённому набору приёмов, которые позволяют сделать его труд продуктивным с меньшими затратами времени и набором действий необходимых для получения конечного продукта. Он знает предназначение инструментов и умеет ими пользоваться. Кто из нас не пытался, хоть раз в жизни, прибить полку или изготовить скворечник? После нескольких часов долбления бетонной стены, все в поту и в бетонной крошке, мы счастливо вешаем полку на два хлипких гвоздя и, эта падла неожиданно срывается пизданув углом прямо в темя. Что это? Руки из жопы? Нет – отсутствие навыка, незнание приёмов и инструментов. Графоман отличается от писателя тем же, чем я прибивающий полку, отличаюсь от соседа Толика - профессионального плотника. Оба хотят, но не знают как.
В этой статье я хочу поделиться с вами результатами моего изучения приёмов и методов написания прозы. Я не буду рассматривать область прозы, которую мы называем литературой – это особый жанр, и мне лично он не интересен. Я хотел бы поговорить о приключенческой прозе или, как её называют на западе - fiction. К сожалению в России практически нет учебников и пособий по написанию приключенческой прозы. Те, что имеются, зачастую, очень туманны, либо являются саморекламой автора и дают очень мало практической информации. Напускание тумана способствует поддержанию кастового мифа об избранности писательской братии. Позвольте мне поверить алгеброй гармонию.
Итак начнём сначала. Как говорится в известном анекдоте: Вы будете смеяться, но и она тоже умерла.
Вы будете смеяться, но любое произведение состоит из Начала, Середины и Окончания. Я тоже был поражён, когда впервые прочёл это в пособии по написанию приключенческих романов. Они что, считают меня идиотом? – была моя первая мысль. Но давайте рассмотрим по-подробнее, что означает каждая из этих частей и каково её предназначение.
Начало
В начале было слово... Нет, не так. В начале всё было мирно с спокойно. Будущий главный герой ходил на работу, мирно трахал подругу и, даже, испражнялся с завидной регулярностью. Другими словами, мы показываем нормальную жизнь героя до того как произойдет событие, которое перевернёт его жизнь. В этой части писатель задаёт тон всего произведения. Он может описать определённые качества героя, которые понадобятся в будущем для решения проблем с которыми мы его столкнём. В Начале мы подводим героя к ситуации основного конфликта, который и будет диктовать все последующие действия новеллы. Чем больше и глобальнее конфликт, тем больше у нас шансов держать читателя в напряжении до самого конца. Конфликт, необязательно должен быть вселенской катастрофой. Он может быть внутренним желанием, которое не просто реализовать из-за внешнего сопротивления: других людей, природных явлений, моральных убеждений и т.д. Природу конфликта диктует жанр. Например, классический боевик – открытое, физическое противостояние между положительным и отрицательным персонажами повести; психологический триллер – борьба главного героя со своими внутренними проблемами; катастрофа – борьба человека со стихией. В общем, картина ясна. В этой части произведения желательно дать описание окружения главного персонажа и место действия (даже космический вакуум – может быть описан в словах).
Хорошим примером Начала может служить первая глава рыцарского романа. Кстати сказать, что современный приключенческий жанр берёт своё начало (простите за тавтологию) именно из рыцарских романов.
Жил да был славный рыцарь Дон Педро. Проводил он своё время в охотах, пьянках и бабах. Иногда грабил соседей, иногда они грабили его. Дон Педро ни в грош ни ставил своего короля и время от времени грабил его обозы. Король отвечал ему взаимностью и даже пытался заточить его в темницу, но получил отпор и оставил строптивца, затаив обиду. (жизнь героя до конфликта)
Вдруг, на царство-государство напал дракон. Животное очень любило пожрать, и питалось оно мирными девственницами в огромных количествах.(ситуация изменилась, но это пока ещё не конфликт). У короля была красавица дочь. Дракон поставил ультиматум: или дочь короля будет его или он дожрёт всех девственниц и примется за остальных граждан.
Король решает воевать с драконом, но в неравном бою теряет почти всю армию и скоро потеряет свою голову. В последний момент, когда всё уже, казалось, было потеряно, кто-то вспомнил о рыцаре Доне Педро. Король приказал привести его во дворец и предложил Дону Педро свою дочь в качестве награды за победу над Драконом. Дон Педро категорически отказался (конфликт). Король пригрозил расправой. Рыцарь послал короля подальше и покинул дворец. Приехав в свой замок он обнаружил, что дракон успел порезвиться в его (рыцаря) владениях. Не найдя подходящих девственниц, что было не удивительно принимая во внимание образ жизни хозяина, дракон отобедал всеми кто попался на его пути и выпил все запасы спиртного. Терпение Дона Педро и так было не резиновое, а после этого с оглушительным треском лопнуло. (точка невозврата)
На этом Начало завершается. Как вы видите в Начале мы знакомим читателя с главным персонажем. Показываем его навыки. Задаем тон его окружения и время действия.
В следующей статье мы рассмотрим Середину в которой наш герой отправится на выполнение намеченной цели. В дальнейшем будет описана более детальная структура сцены на примере «Действие-Реакция».