В этой статье я попытался сконцентрировать ту информацию, которую мне удалось собрать из различных, в основном англоязычных, источников. В пред-идущих частях мы говорили о структуре остросюжетной повести, о функциональных её частях и наборе инструментов для успешного её написания. Как вы, вероятно, помните у нас есть три главных части: Начало, Середина и Окончание. Начало и Середина обсуждалась ранее. В этой части мы сосредоточимся на Окончании.
Окончание – место где все пути и сюжетные линии сходятся. Именно здесь мы должны найти объяснение всем загадкам и найти ответы на все вопросы. Другими словами, в Окончании герой или герои решив свои проблемы должны возвратиться к «нормальной» жизни. Это может быть жизнь, которую они вели до поворотного события, либо – новая жизнь, которую они решают вести после достижения своей цели. Обычно к окончанию повести главный герой трансформируется: трус становится храбрецом, лентяй-работягой или неверный муж возвращается в семью. Но это не правило. Иногда герой не изменяется совсем. Например, Индиана Джонс пройдя через все приключения возвращается к своей профессорской работе, как ничего не произошло. В тоже время три поросенка понимают преимущества сотрудничества и меняются внутренне перестав бахвалиться и выстроив один дом на всех. В зависимости от вашей цели вы выбираете насколько персонажи должны или не должны измениться. Если мы хотим затронуть эмоции читателя и сделать персонажей более реалистичными они обязаны внутренне измениться. Этот подход широко используется в психологической драме. В детективном жанре главный герой, как правило, не претерпевает трансформации.
Ещё один немаловажный момент. Развязка повести должна быть логичным следствием действий главного героя. Если рыцарь преследует дракона с целью восстановить справедливость и, в конечном итоге, убить его в последней схватке, то смерть дракона не может произойти от болезни или обжорства до финального поединка, хотя цель, вроде, достигнута. Читатель почувствует себя обманутым. Повесть сродни головоломке. Писатель ведёт непрерывную игру с читателем. Он выдаёт строго отмеренную информацию и предлагает читателю угадать последующие действия героев. Поэтому любая неувязка или преднамеренная подтасовка приводит читателя в бешенство и грозит потерей веры в автора. Ничего не должно быть скрыто от читателя из того, о чём знает автор. Другое дело, когда автор преподносит информацию с непривычной точки зрения, для того, что бы затруднить читателю нахождение правильного решения. Совсем как в детских загадках: Висит груша нельзя скушать (тетя Груня повесилась).
На основании всего сказанного мы можем начать планирование нашей повести. Планирование очень важная работа, которая не даст вашим героям делать то, что им заблагорассудится. Некоторые писатели заявляют, что это не они пишут и придумывают сюжеты своих произведений, а их герои ведут их туда куда захотят. Очень романтично, но абсолютно не верно. Как мы уже знаем, каждое событие должно быть логическим продолжением какого либо другого события, которое произошло ранее. Когда герои берут судьбу произведения в свои руки они совершают действия, которые не всегда приводят их туда куда автор хотел их направить. Это очень опасная ситуация. Такой подход может в корне изменить сюжет повести и делает произведение неуправляемым и непредсказуемым даже для автора. Это хорошая идея набросать сюжетную линию до того, как вы начнёте творить. Это позволит держать ваших персонажей в узде и вовремя исправлять их поведение.