Ted : Коротко о Главном.
19:53 20-11-2009
Природная любознательность сыграла со мной злую шутку. Я - "близнец" и, сообразно своему зодиаку, человек поверхностный и любопытный. У меня, как у того слоненка из мультфильма, все время крутятся в голове вопросы: «А как? А почему? А зачем?...». Как правило, я долго не задерживался на решениях, достаточно было понять в общих чертах «что к чему» и все, можно двигаться дальше – к новым вопросам. Все шло своим чередом, пока меня не крестили.
Произошло это совершенно случайно (или предопределенно?). Мы с моей подругой Настей приехали в Вильнюс. Наконец сбылась моя мечта побывать на родине бабушки. Мне все нравилось: не похожие на Черемушки новостройки, архитектура старого города, опрятные улицы, площади и проспекты. Нравилось ощущение несуетливого движения жизни и запах города - особенный и неповторимый. (Я очень много ездил, бывал во многих городах, но такого свежего, прозрачного и ненавязчивого запаха не встречал ни до, ни после этого путешествия!)
В один из дней после мы забрались на башню Гедеминаса. Во время выбора ракурса для фотосъемки меня внезапно прострелила мысль: «Это было в кино!». Вид прибалтийского города сверху узнаваем как Эйфелева башня или как египетские пирамиды. Глядя на крыши домов через объектив фотоаппарата, я узнал этот вид, словно старинного приятеля. Узнал и ощутил тихий восторг. Захотелось продлить впечатление. Моя спутница согласилась прогуляться пешком, сколько сможем, а дальше ехать на троллейбусе.
Мы прошли через старый город, затем "новый" и вышли к реке. На мосту через Нерис Настя вдруг указала рукой на церковь и сказала:
- Посмотри как красиво! Давай зайдем.
Луковицы православного собора, окруженного могучими деревьями, сверкали золотом в лучах послеполуденного солнца. Складывалось впечатление, будто свет был не отраженным, а пробивается сквозь купола откуда-то изнутри помещения.
- Красиво! Пошли. - Мне стало любопытно рассмотреть внутренне убранство.
У входа в собор Настя неожиданно предложила:
- А давай тебя покрестим.
Вообще говоря, внутренне я давно был готов к крещению, но не собирался этого делать прямо сейчас. Однако неожиданно для себя согласился:
- Давай!
Внутреннее убранство храма мало отличалось от того, что я видел в других городах. Меня поразило одно: теплый золотисто-терракотовый свет, падающий на пространство перед алтарем и иконы главного иконостаса. Потолок был очень высоким и складывалось впечатление, что свет исходит не из под свода, а из откуда-то из бесконечности.
Знакомство со священником не заняло много времени. Отец Петр назначил совершение таинства на шесть часов вечера, и у нас было время подкрепиться перед церемонией в ближайшем кафе…
В назначенное время мы вошли в Собор. И через полтора часа я вышел из него уже крещеным человеком.
С этого момента жизнь пошла по-другому. Не скажу, наперекосяк, но по какой-то неведомой мне доселе траектории. Нет, я не стал глубоко верующим, в этом смысле почти ничего не изменилось. И внешне все происходило как прежде – темная полоса жизни, затем светлая, затем снова темная… и так по кругу, думаю, как у многих. Но я стал задумываться надолго. Задумываться и не находить ответов на вопросы.
Мне стало казаться, что я впадаю в детство. Судите сами. Был такой проект М. Дымова - «Дети пишут богу»: он предложил школьникам шести - десяти лет написать всевышнему письмо и обратиться к нему с вопросом или с просьбой. Вот некоторые выдержки из трех тысяч детских писем (http://lib.rus.ec/b/14374/read):
Здравствуй, Господи. Как у Тебя дела? Как живешь? Как здоровье?
Женя, 2 кл.
Если Ты устроишь конец света, кто ж на тебя будет молиться?
Петя, 4 кл.
За что Ты наказываешь добрых людей?
Феля, 3 кл.
Куда уходит время? В седину?
Юля, 3 кл.
Люди так страдают на Земле, неужели в Твоем аду еще хуже?
Радик, 4 кл.
Как это: на все воля божья?! И на лето, и на мамину болезнь, и на войну?
Марат, 2 кл.
У католиков один Бог, у масульман - другой, у иудеев - третий, у лютерян - четвертый, у православных - пятый. Да сколько же вас там?
Игорь, 4 кл.
А когда на Земле стреляют, Ты что, не слышишь, Господи?
Валера, 2 кл.
Почему мир без нежности?
Лена, 1 кл.
У Тебя есть ум или Ты весь состоишь из души?
Женя, 3 кл.
Почему в мире существует зло?
Лена, 2 кл.
Зачем человека растили годами, а потом бац - и он уже мертв?
Вася, 2 кл.
Господи, а вообще-то ты есть?
Александр, 2 кл.
Как Ты думаешь, будет у нас нормальный мир или нет?
Света, 3 кл.
Для чего я родился?
Марик, 3кл.
Ты не знаешь, почему на Земле происходит такая несправедливость?
Ира, 4 кл.
На Земле столько бед и страданий, чтоб людям не жалко было умирать?
Игорь, 4 кл.
Зачем Ты создал этот мир, Ты что, не понял, что будет такая заморочка?
Марина, 4 кл.
Зачем мы приходим в эту жизнь из другой жизни?
Руслан, 2 кл.
Подобные вопросы лезли в мою голову и не давали покоя:
- Если бог есть, то что есть бог?
- Зло сильнее добра?
- Если зло не сильнее добра, то почему я этого не вижу?
- Почему Он рано забирает жизнь у хороших людей, а плохим - дает возможность жить долго и отравлять все вокруг себя?
- Зачем Он вернул меня сюда, когда я был уже там?
- Если я такой маленький, а мир такой большой, то влияет ли на мир то, что я делаю?
- Все что происходит со мной и со всем миром управляется Им?
- Может все, происходящее с человечеством для Него игра, как в фильме "Секунда до…"?
Чем больше я наблюдал и размышлял, тем больше понимал, что для ответов на эти вопросы мне не хватит нескольких жизней. Может Он меня для того и оставил, чтобы я, добывая пропитание себе и близким людям, делал что-либо полезное миру и искал ответы вечно? Не знаю.
Я уяснил одно – развитие мира (вселенной) подчиняется законам (физическим, моральным и т.д.). Эти законы предписывают вселенной бесконечную жизнь в бесконечном пространстве по определенным правилам. Человечество как часть мира может лишь укоротить или пролить свое существование в этом мире. Как часть человечества, я могу поучаствовать в этом процессе тем или иным образом. А еще могу продолжать искать ответы…
PS. Навеяно: Darkoboard. «О случайном и предопределенном», Литпром
М. Дымов. "Дети пишyт Богy", http://lib.rus.ec/b/14374/read