Rust : Умник.

12:14  25-12-2009
Потухли огни, догорело сиянье!
Над каждой фигурой, дрожащей, немой,
Как саван зловещий крутится завеса,
И падает вниз, как порыв грозовой -
И ангелы, с мест поднимаясь, бледнеют,
Они утверждают, объятые тьмой,
Что эта трагедия Жизнью зовётся,
Что Червь - Победитель - той драмы герой!

Эдгар Аллан По. "Червь - Победитель".

1.

Выпускной курс педагогического университета, не отличался ничем особенным, за одним исключением: в группе студентов - историков, из двадцати восьми человек, был всего один парень.
Вполне разумно было предположить изначально, что и подтвердилось впоследствии, что никто из выпускников не собирался идти работать в школу учителем. Почти никто. Сколь обыденным выглядит решение большинства о решении не связывать свою будущую карьеру с записью в дипломе, столь разняще-противоположно стало для всех одногруппниц Андрея Попова его решение быть преподавателем. Объявил он об этом на вечеринке по случаю окончания "педухи".
-Ты серьёзно? Ты правда хочешь идти работать в школу учителем?
-Да. Я долго думал об этом. И принял окончательное решение. Я люблю историю. И не вижу себя никем другим, кроме как учителем истории.. Я хочу учить подрастающее поколение и я думаю, что донесу до них..
-Андрей, ты с ума сошёл? Или напился? - прервав, спросила его одна из уже бывших сокурсниц.
-Я не пью. Ты же знаешь. Решение вам всем кажется мягко говоря странным, но я думаю, что... Ну-в общем, время покажет!
-Андрей, ты же умница! Зачем тебе эти школяры - дебилы?! Ты же прекрасно понимаешь, в какое дерьмо ты хочешь влезть! Не строй ты из себя благородного интеллигента, пытающегося нести свет в массы! Никто этого не оценит, поверь! Я знаю что я говорю. Я работала в школе, до прихода в институт..
-Мария Николаевна! Ну вы же сами преподаватель со стажем! Ну зачем вы так?..
-Андрей, я тебе желаю только добра! Но выбор, конечно же, делать тебе... Подумай ещё хорошенько! Не спеши с подобными решениями! Ты же можешь себе сделать блестящую карьеру в иной сфере! Ну зачем тебе это?! Ты получил диплом! С твоим блистательным умом перед тобой открыты большие перспективы! Не губи ты себя! Подумай...
-Мария Николаевна... Я своих решений не меняю!
-Прости ты меня Андрей, - грустно выдохнула она. - Но дурак ты, хоть и умник.

2.

В кабинете завуча сидело несколько женщин преклонного возраста с неподдельным любопытством разглядывавших вновь испечённого преподавателя.
-Вот! Пожалуйста, - произнесла завуч Мария Алексеевна, - наш скромный коллектив! Здесь почти весь преподавательский состав. А это наш новый коллега - Андрей Николаевич Попов! Выпускник с красным дипломом! Из университета о нём самые лестные отзывы.
-Здравствуйте! - улыбаясь, произнёс Андрей, обведя взглядом всех находившихся в кабинете. - Меня зовут Андрей Попов. Уверен, что сработаемся.

Андрей довольно быстро освоился в новой для себя ипостаси и уже буквально через полтора месяца работы преподавателем истории, он понемногу освободился от былого налёта студенческой жизни. Он довольно легко вошёл в русло учительской профессии в средней школе, если бы не одно "но". Дело в том, что Андрей старался не придерживаться патриархального, общепринятого в глазах общества образа учителя, а привнёс, как казалось ему, некое новшество в методику преподавания. Он не боялся экспериментировать на своих уроках, тем самым приводя многих своих коллег в изумление и даже шок.
-Андрей Николаевич! Мне - преподавателю со стажем, крайне непонятны эти ваши методы!
-Мария Алексеевна...поймите! Хотя... Что именно вас смущает?
-Ну как же! Вы беспардонно - экспериментируя, не думая абсолютно о последствиях, вовлекаете своих учеников в исторический экскурс тех или иных событий отклоняясь при этом от тематики урока! Кроме всего прочего, эти ваши факультативные занятия..
-Для меня урок истории - это не просто галочка в журнале. Я пытаюсь разукрасить красками серость страниц учебника и увлечь ученика в водоворот событий той ли иной эпохи.
-Странный вы человек, Андрей...
Он лишь молча улыбнулся в ответ.

3.

Напротив школы, стоял клён, согнувшийся от холода поздней осени и прильнувший ветками к окну, с грустью шелестя жёлтыми листьями в такт ветру.

Кабинет был завешан плакатами времён гражданской войны в России. На стенах пестрели вырезки из газет тех лет. Посреди кабинета, на столе, была разложена карта периода российской империи начала двадцатого века. Вдоль стены находилось несколько ученических парт.
В углу, за столом, сидел Андрей, и не отвлекаясь от монитора на вошедших учеников, внимательно читавший текст.
-Сегодняшнее факультативное занятие я хотел бы начать с объявления! - громко, при этом не отрываясь от ноутбука, объявил Андрей и тут же продолжил: -Добровольческая армия окружила Москву! Со дня на день, город, во главе с большевистским вождём, будет взят, и по готовящемуся приказу Деникина, гражданин Ленин будет повешен на воротах Спасской башни!
-Андрей Николаевич! А может Ленин спасся бегством и находится в данный момент в Петрограде? - стараясь сохранить серьёзное выражение лица, спросила одна из учениц.
Андрей отвлёкся от монитора и взглянув на неё, резко, но тихо произнёс: - Он не покинул Москву. Он здесь. В кремле. Стоит у окна и слыша залпы орудий неприятеля, смотрит вдаль, туда, откуда встаёт зарево той гибельной минуты, которая накроет его в небытие истории человечества..
-Почему так произошло? Какую ошибку он совершил?
-Ленин? Он совершил много ошибок, - ответил Андрей и встав из - за стола, подошёл к стене и продолжил: - Видите, что пишет газета "Правда"?
-Что? - почти в один голос, спросили ученики, рассевшиеся к этому времени за парты.
-Вот послушайте, я зачитаю: "Совет народных комиссаров делегировал нескольких своих представителей в разные области России".
-И что это значит?
-Ленин скрупулёзно изучил и предрёк надвигающийся исход событий, - ответил Андрей и продолжил: - Поняв, что революция обречена и возложенные на неё надежды не приносят ожидаемых плодов, а более того, внесли в общество, и особенно в мировоззрение простолюдина, в его быт, твёрдое мнение о том, что ничего в его жизни к лучшему не изменилось. А наоборот! Жизнь становилась всё хуже. Моховик голода набирал обороты. Война, террор, как красный так и белый, накрыли страну пеленой ужаса, и затуманив глаза кровью, направляли костлявые руки обезумевших от ужаса людей к бесчеловечным поступкам. Общество тонуло в безумной жестокости и были периоды, когда казалось, что выхода из такого состояния страна не найдёт никогда... Делегируя людей, Ленин, тем самым надеялся добиться доверия расколотого надвое общества.
-Но ведь это неправда! Этого нет в учебнике! - вдруг произнёс один из учеников.
-Да, это неправда. И всё это, в общем-то, моя фантазия...
-Андрей Николаевич. Так зачем вам изменять историю? Чего вы хотите добиться?
-Я хочу научить вас мыслить нестандартно! - ответил Андрей. - Отбрасывая пресловутое клише, я пытаюсь показать вам мир исторических фантазий, путём которых хочу вывести вас на путь размышлений, где вы найдёте свои, а не чужие ответы на вечные вопросы. История - это не сухие строки привязанные в хронологическом порядке к тем или иным знаменательным и не только датам. Нет! История - это наука, которая учит думать и анализируя, переживать те исторические факты, которые были когда-то и вполне возможно, что могут повториться и в будущем! Я хочу научить вас мыслить по-другому. Не как заложено школьной программой, пресной по сути. Я хочу чтобы вы поняли одну вещь и уловили суть моих мыслей. А именно то, что наблюдая моими глазами за пройденным этапом человечества вы поняли, что эти этапы витиевато переплетаются по-ходу истории и человечество в итоге обречено ходить кругами в замкнутом пространстве своих повторяющихся ошибок.
-А нам это зачем?
Услышав вопрос, Андрей на минуту задумался. Сняв очки, он зажмурился и потёр рукой уставшие глаза.
-Я хочу научить вас не тупо заучивать фразы и даты из учебника истории, а размышляя - выдвигать свои идеи. Иметь своё мнение. Излагать свои мысли, - тяжело выдохнув, тихо произнёс он. - Ладно. Продолжим. Теперь о Брестском мире! Вы знаете, что Троцкий, прибыв в Брест, отказался встречаться с немцами? Нет? Вместо этого, он направился на фронт, и выступив перед солдатами с пламенной речью, поднял их в атаку!
-А как на это отреагировал Ленин?
-Он назвал Троцкого сумасшедшим и приказал арестовать его, - ответил Андрей. - Теперь подумайте и ответьте мне: что было бы лучшим для дальнейшей судьбы России - заключить мир и отдать огромные куски территории или продолжить войну? И ещё! Чуть не забыл.. Вы в курсе, что Фанни Каплан стреляла в Ленина? Я надеюсь, что это вы вычитали из учебника, но.. Вы не знаете главного! Она убила Ленина! Ну, по-крайней мере, так можно было бы предположить. И вдобавок к уже заданным мною вопросам, добавлю ещё один: что произошло бы со страной и мировой историей в целом, убей тогда Каплан вождя революции?

4.

В безлюдном читальном зале библиотеки, Андрей одиноко сидел у окна и наблюдая за вальсом сыплющих с неба снежинок, размышлял..

-Андрей Николаевич!
Он обернулся на голос и увидел одну из своих учениц.
-Ну, во-первых. Здравствуй, Катя!
-Здравствуйте!
-А во-вторых. Ты выглядишь взволнованной. Что случилось?
-Андрей Николаевич! Они считают вас сумасшедшим!
-Кто это "они"?
-Да все! Многие ученики! Учителя!.
Андрей промолчал.
-Вы не такой как все, но это же не значит, что вы сумасшедший! - Продолжила Катя.
Андрей улыбнулся и вновь посмотрел в окно.
Не оглядываясь, он произнёс глядя на снег: -Я знаю про то, что говорят обо мне в школе..
-Но это же совсем не так!
-Катя, успокойся. Всё не так плохо, как тебе это представляется.
-Ну что же тогда не так? Почему они говорят плохое о вас?
Андрей провёл пальцем по запотевшему стеклу окна и повернувшись к Кате, ответил:
- Пойми, что человек, не укладывающийся в рамки общепринятых канонов, всегда вызывает недоумение. Это вначале. Затем местами удивляет, и в конце - концов начинает раздражать окружающих.
-Но вы же хотите как лучше!.
-Увы, Катя... Благие намерения не всегда находят прямой путь, - тихо произнёс он и тут же добавил: - Ты приходи сегодня на факультатив. Хорошо?
-Хорошо.

Кабинет был непривычно пуст. Вернее, стены не были увешаны той или иной тематикой занятий, что было непривычно.
Ученики вошедшие в кабинет, тихо прошли к партам, искоса поглядывая на Андрея, сидевшего за столом с раскрытой книгой в руках.
-Сегодня вас меньше чем обычно, - на секунду оторвавшись от книги, произнёс он. - Ну да ладно. Сегодняшний факультатив я не хочу связывать со школьной программой. Я просто расскажу вам одну историю. Сядьте поудобнее за свои парты. Уселись?Отлично! Теперь слушайте... Когда - то, давно, ещё в средние века. Жил во Франции граф. Имя его, к сожалению, с течением времени не сохранилось, но вот история приключившаяся с ним, дошла до наших дней.
Итак. Всё по-порядку. Замок графа был известен на всю округу тем, что собирал под своей крышей поэтов, писателей, композиторов, художников.. Граф очень любил искусство и тратил много сил и средств на проведение разного рода балов, литературных вечеров, концертов, выставок. Всё было великолепно, но однажды, в один прекрасный вечер, на вечеринку посвящённую поэзии, пришёл странный с виду человек: в длинном чёрном камзоле, широкополой шляпе. Своим внешним видом и поведением, он не был похож ни на кого из присутствующих. Двигаясь по залу освещённому тысячами свечей и толпа, раступающаяся перед ним, пропускала его - идущего к хозяину замка..
"-Кто вы такой? И как вы посмели войти в мой дом без приглашения? - громко спросил граф.
-Вы сами пригласили меня, - тихо ответил странник.
-Я вас не приглашал! Так кто вы?
-Я - Ненависть.
-Это глупая шутка?
-Благостью поросший дом, всё равно что цветник одуванчиков на пахатной земле. Красив цветник - да пахнет отвратительно.
-Что вы хотите этим сказать?
-Ненависть - это источник энергии человека, способный разрушить не разрушаемое и создать доселе непосильное.
-И зачем вы пришли в мой дом?
-Я пришёл растоптать цветы".

Андрей вдруг замолк.
-Андрей Николаевич, а что дальше? - спросил кто-то из учеников.
-Дальше? Потом ме..его выгнали..
-Что?
Андрей стал расхаживать по комнате. В кабинете зависла тишина.
-Ненависть, как казалось, прогнали с позором, - тихо произнёс Андрей. - Но...
-Что "но"?
-Ненависть здесь. В каждом из нас, - сказал Андрей, приложив руку к своей груди. - И вся история построена на ненависти человека к человеку. Все войны. Все великие свершения. Все великие открытия. Вся история человечества. Всё на этой земле от ненависти!.
Ученики молча смотрели на Андрея, который подошёл к окну и глядя на клён у школы, задумался.
-Скажу вам больше, - произнёс он, медленно поворачиваясь к ученикам, -Я открыл формулу ненависти... Я долго шёл к этому и теперь с полной уверенностью могу сказать, что формула есть!
-И в чём она заключается?
-Основой формулы служит простая теорема, не требующая доказательств, ибо является аксиомой по сути.
-Какая формула?
-Очень простая: растоптать в себе благостное и вспахав злостью, засеять семя ненависти, которое произрастая в человеке, превращает его либо в чудовище, либо в сильную личность.
-Андрей Николаевич! А эта формула применима на практике?
Андрей снял очки и протирая окуляры платком, слегка улыбнулся и обведя взглядом учеников, тихо ответил:
- Конечно..

5.

В кабинете директора школы собрался весь преподавательский состав.
-Андрей Николаевич, - начал директор школы, - ваша, с позволения сказать методика преподавания, откровенно говоря очень странная..
-И в чём её странность? - прервал его Андрей.
-Ну как же? Вся эта ваша бутафория и самонадеянная эксцентричность на уроках и факультативах, только вредна для неокрепших умов подростков! И кстати, наши коллеги целиком и полностью поддерживают моё мнение. Помилуйте! Ну к чему весь этот маскарад?!
-"Маскарад... эксцентричность...бутафория". Не слишком ли много ярлыков вешаете на меня, а? Евгений Валентинович? Я проживаю каждое занятие целиком и полностью отдавая себя на откуп преподавательским порывам! Я не отбываю время на уроке как повинность в отличие от многих из вас! Я прожигаю себя всего изнутри и к концу урока сгораю до самых кончиков своего тела в процессе, чтобы высказав всё ученикам, и увлекая за собой - ввергнуть их в пучину исторической тематики! На мой взгляд только так можно донести тему урока до современного ученика..
-Довольно! Андрей Николаевич, решением педсовета, вы, временно отстранены от преподавания, - произнёс директор.
-С завтрашнего дня, я надеюсь? - спросил Андрей.
-С сегодняшнего!
-Уроки закончены и у меня сегодня осталось лишь одно занятие - факультатив.
Директор обвёл взглядом преподавателей и затем повернувшись к Андрею, сказал:
- Хорошо. Проводите этот ваш факультатив, но с завтрашнего дня вы отправляетесь в административный отпуск на месяц! Об окончательной судьбе и вашем месте в нашей школе вам будет сообщено дополнительно.

6.

В кабинете были наглухо зашторены окна и тускло горела керосиновая лампа. У стола, сидел Андрей и скрестив руки на груди, молча смотрел на огонёк внутри лампады.
Скрипнула дверь.
-Проходите. Факультатив уже пятнадцать минут как должен был начаться, а вы опаздываете, - произнёс Андрей не оглядываясь на дверь.
-Я сегодня одна, - тихо сказала Катя.
Он обернулся.
-Ну-чтож, - произнёс он. -Проходи! Присаживайся..
-Вы не подумайте о ребятах плохо! Многим было интересно и увлекательно на ваших уроках..
-Ты говоришь в прошедшем времени, - прервал её Андрей.
-Нам запретили приходить на сегодняшнее занятие. И мы знаем, что вас выгоняют из школы.
Андрей не ответил ей, а вместо этого взял лампу со стола и пройдя по кабинету, остановился у стены. Затем тихо стал говорить:
-Когда человек доводит себя до исступления, то кровь пульсирует в нём словно лава в кратере. Затушить горящий огонь внутри себя, можно только с помощью огня внешнего, понимаешь? Однажды покинув сырое "я" и окунувшись в пламя уже нельзя оттуда выйдя стать снова таким каким ты был прежде. Филигранно отточенное всегда соседствует с тупым. Пройдя весь цикл, рано или поздно, человек осознаёт, что жизнь - словно червь проедает тебя изнутри, постепенно овладевая тобой. Человек не замечает, как становится зависимым от своих привычек. Человека съедает червь увлечений, будь то учёба, работа...любовь! И в каждом из нас он сидит и на какой стадии поедания тебя - это узнать возможно далеко не каждому. Если ты поглощён им и понимаешь, что ты словно безвольная кукла, становишься рабом своих увлечений, страстей и прочего, то остановись и сделай выбор: жить таким каким ты стал или..
-Или что? - спросила Катя, прервав возникшую паузу.
Андрей улыбнулся в ответ.
-Всё когда-то заканчивается в этом мире, - продолжил он. - и если ты побеждён в схватке с жизнью, то у тебя есть единственный шанс поквитаться с ней.
-Андрей Николаевич, это вы сейчас о себе говорили?
-Глупышка! - улыбнувшись, ответил Андрей. - Я о них! Эти твари поедены червем и сгнили изнутри в своих никчемных оболочках. Запомни: ненависть к окружающим - стимул любви к себе!
-Ненависть к преподавателям вы имеете ввиду?
Андрей не ответил. Вместо этого он резко произнёс:
-А теперь уходи отсюда. Факультатив закончен.
Катя закрывая за собой дверь, обернулась и увидела в свете лампады спокойное лицо Андрея.

Пожарные, прибывшие по вызову, увидели горящую школу и объятые пламенем и дымом первых три этажа. Люди скопившиеся на четвёртом этаже, просили помощи крича из окон, но подступающий к ним огонь резко уменьшал их шансы выжить.
Звук сирен и крики людей разносились по району. Андрей в этот момент медленно шёл по скверу. Заложив руки за спину, и с задумчивым видом, он медленно удалялся от школы.
-Андрей Николаевич, вы ведь так и не ответили на вопрос, - произнесла запыхавшись Катя, догнавшая его.
-На какой?
-К кому ненависть вы имели ввиду?
Андрей остановился. Нащупав в кармане спички и глядя прямо в глаза Кате, он тихо ответил:
-Ненависть ко всем, дорогуша..