Урусхан : Монстров. История времён безумной войны.

18:41  13-01-2010
Монстров.
История времён безумной войны.

Глава 1. Рождение армии.

- Ну, вот, тёзка, Константин Иванович, - весело усмехнулся Осипов, указывая на склад. Принимай, будь любезен, всё твоё: винтовки, наганы, пулемёты. Разве, что пушек нет, да бронепоезда.
- Спасибо, спасибо, Константин Павлович, - довольно ответил Монстров и благодарно пожал Осипову руку.
- Мужики, а ну, живо разбирай оружие по отрядам, - весело крикнул он командирам.
- Так, что Константин Иванович, есть тебе теперь, чем басмачей бить. Ты теперь крестьянский вождь местного масштаба, как батька Махно, - улыбнулся Осипов. Слыхал про такого?
- Нет, не слыхал, кто таков? Что за батька, из каких мест, с кем воюет? – удивлённо спросил Монстров.
- Ну, ты темнота! Неужто про Махно не слыхал? С петлюровцами он бьётся сейчас на Украине, а до того германцев бил. Тоже крестьянская армия в Екатеринославской губернии.
- А он кто, этот батька? Красный?
- Ну, как тебе сказать? – замялся Осипов. Вроде за красных, за Советы, а как на самом деле, не разберёшь. Да, и время сейчас такое, Константин Иванович, сегодня ты красный, завтра белый, послезавтра зелёный, - задумчиво произнёс Осипов.
- Не понял, о чём это ты, товарищ военком?
- Да, так ни о чём, - махнул рукой Осипов. Не бери в голову, философствую я так.
Между тем, люди Монстрова разбирали со склада оружие и на их глазах, на свет рождалась новая вооружённая сила Туркестана: Крестьянская армия Ферганы.
На момент Октябрьского переворота крестьяне составляли более половины русского населения Туркестанского края. Проживали они в основном в Семиреченской и Ферганской областях и в своей массе были людьми зажиточными, людьми которым изначально было не по пути с Советской властью. Но в Семиречье крестьяне рассорились с казаками, и для борьбы с ними вступали в Красную Армию. А в Фергане столкнулись с враждебностью мусульманского населения. Мусульмане увидели в создавшейся ситуации неразберихи и хаоса повод рассчитаться за угнетение прошлых лет, когда у мусульман нередко отнимали землю в пользу русских переселенцев-крестьян, а также возможность поживиться и пограбить зажиточных соседей. Именно русские крестьяне первыми подверглись нападениям басмачей. В поселениях стали стихийно возникать отряды самообороны, которые сначала искали помощи у правительства Кокандской автономии, а потом у Советской власти. Большевики же после захвата власти в Ферганской долине контролировали только крупные города и железные дороги, в сельской местности хозяйничали басмачи. Поэтому, было принято решение оказать крестьянским отрядам самообороны вооружённую помощь для борьбы с басмачами. Из отрядов самообороны в конце 1918 года в окрестностях Джалал-Абада возникла Крестьянская армия Ферганы. Управлял армией выборный военный совет, в котором наибольшим авторитетом пользовался Константин Иванович Монстров, работавший до революции конторским служащим и владевший большим участком земли. Центрами крестьянского движения были посёлки Благовещенское и Спасское.

***
- Вон, они, голубчики, гляди, явились, не запылились!
- Погоди, погоди, подпусти-ка поближе.
- Приготовились!
- Ну, что мужики, покажем басурманам, где раки зимуют?
- Покажем, Константин Иванович, покажем!!!
- Огонь!!!
Тра-та-та-та! – застучали пулемёты. Тра-та-та-та! Паф-паф! – поддержали их винтовки. Паф-паф! Басмачи падали с коней, встречая свою смерть. И спустя некоторое время повернули назад.

Глава 2. Белая гвардия.

- А я тебе говорил, Мадамин, нападения на крестьян затея глупая и вредная, - Корнилов, стараясь скрыть своё злорадство, закурил и, заложив руку за спину, быстро зашагал по комнате.
- Говорил, - продолжал полковник. Нужно забыть старые споры с крестьянами. Местные крестьяне не чета российским мужикам, жили они здесь раздольно, землицы у них много, и с Советами им не по пути. Но ты сам толкаешь их в объятия красных! Тебе, наконец, нужно определиться, друг мой, чего ты хочешь? Разбойничать как Хал-Ходжа, награбил, погулял и доволен жизнью или встать во главе борьбы с большевизмом? Тебе нужно решить, с кем ты. С фанатиками-муллами из «Шура-и-Улема» или с всероссийским Белым делом? Если Хал-Ходжа и муллы тебе милее, тогда мне придётся отбыть в Ташкент, «Туркестанский союз борьбы с большевизмом» найдёт мне другую работу, более полезную для борьбы с Советами, чем быть начальником штаба твоей армии. Но я тебе скажу, будущее у тебя может быть только с нами. Ну, или сразу к красным уходи, там много бывших курбаши, - усмехнулся Корнилов. Потому, что победим либо мы, либо красные, третьего не дано. Если ты мыслишь себя покрупнее Хал-Ходжи…
- Прошу тебя, Пётр Георгиевич, - перебил Корнилова Мадамин-бек. Не сравнивай меня с этим одноглазым киргизом, лучше скажи, что делать. Мириться с Монстровым? Но я ему не верю!!!
- Верю, не верю, на войне и не надо никому верить, - вновь усмехнулся Корнилов. А мириться поздно, крестьяне наверняка получили оружие у Советов и теперь способны поставить под ружьё всё мужское население поселений, а это около 20 000. Так, что возможно, обороной они не ограничатся, обязательно будут вылазки за пределы поселений, так, что жди нападений на свои владения, на мир сейчас они точно не пойдут.
Мадамин-бек помрачнел ещё больше.
- Но не всё так плохо, друг мой, - Корнилов решил сменить гнев на милость и смягчился. Почву для мира надо готовить постепенно, не спеша, но многое будет зависеть от тебя как от командира. Корнилов глубоко затянулся папиросой и сделал паузу.
- Продолжай, я тебя слушаю, - нетерпеливо сказал Мадамин-бек.
- Прежде всего, необходимо прекратить набеги на крестьянские поселения, Хал-Ходжу и его головорезов приструнить, но на открытый конфликт с ним не иди, сейчас это опасно, просто, покажи, кто здесь главный. Далее, гони прочь мулл, их фанатизм глуп, русский народ сам страдает от большевизма, посмотри, кто здесь воюет против тебя. Из местных русских только рабочие, все остальные, да кого тут только нет, австрияки, мадьяры, немцы. Лозунг «бей русских кафиров» отталкивает от тебя русских, настроенных против большевиков и толкает их в объятия Советов. Если ты прогонишь мулл, получишь больше поддержки со стороны Белого движения.
- Сегодня же прогоню этих бездельников и болтунов, они мне тоже надоели! – воскликнул Мадамин-бек. Думаешь, этого будет достаточно?
- Конечно же, нет, но это будет очень полезно. Насчёт мира с мужиками, позволь мне подумать самому. Думаю, надо засылать к ним переговорщиков из числа офицеров, Муханова, Зайцева, может, и я с ними встречусь. Но и здесь быстрых результатов не жди. Нам они не доверяют, для них мы офицерьё, золотопогонники, но лиха беда начало. Самое главное, я абсолютно уверен, очень скоро товарищи большевики покажут своё истинное лицо, покажут, что такое на самом деле «земля - крестьянам», в России уже показывают, и крестьяне в ответ поднимают комиссаров на вилы, то же самое будет и здесь, жди момента. И вот, тогда все наши шаги пригодятся. Так, что будем действовать, курбаши.
- Будем действовать, Пётр Георгиевич, спасибо тебе за советы.
- Да, вот, что ещё, я думаю, Мадамин, настало время дать нашей армии своё название, благозвучное, то, что ты эмир мусульман Ферганы это конечно, хорошо, правоверным это нравится…
- Что предлагаешь?
- Предлагаю дать армии объединяющее название Мусульманская Белая Гвардия. А ты будешь отныне именоваться главнокомандующим Мусульманской Белой Гвардией.

Продолжение следует.