Факультет Жывотных : Обзор корзины. Разъяснение по понятиям

14:56  27-03-2004
Этот обзор будет не обзором в его общепринятом виде, а скорее некоторым разговором о сущности корзинных произведений. Поэтому ожидающие шуточек и разбора полётов могут сразу заняться привычным для себя делом – угадыванием загадки сфинкса - в каком абзаце лирический герой германа литвинова выебет в пасть свою очередную пассию, а остальные за мной.

Навешивание ярлыков-терминов и определение признаков делает разговор о любом явлении сколь увлекательным, столь же и беспредметным. Непрекращающаяся уже который год демагогия за всю КК, который, увы, и ваш покорный слуга посвятил не одну строку – тому подтверждение. Но без костылей никуда, потому слушайте, откуда гой ты еси пошла земля русская.

Всё началось ещё на удавкоме (админ читающий эти строки, скрежетнул зубами)… Хотя не нунахуй, слушать про то, что там было в 2001 году при царе удаве даже меня уже заебало. Но впредь буду употреблять слово “корзина”. Термин хоть и условный, но сложившийся и не случайный.

Казалось бы всё просто – корзина, эта то место, куда рулевые ресурса складывают всякую шнягу, которую вроде как и читать стыдно, но и выбрасывать за порог нельзя - автора жалко, начнёт ещё трудится по 10 раз посылать. Но! Тот, кто читает не через строчку и не только двух забукмарченных авторов быстро понимает, что в корзине немало весьма интересных, смешных и попросту оригинальных произведений, в то время как майнпейджы густят никого неебущими открытыми письмами или такими же скучными грамофонскими экзерсисами со сложным и при том на два хода вперёд предсказуемым сюжетом. Дело ещё больше запутывается двумя фактами. Во-первых тем, что корзину пытаются анализировать и даже обозревать люди без всякого вкуса и понимания. Во-вторых большим субъективизмом выкладывающих (оговорюсь – никогда не понимал препирательств на полном серьозе посетителей с литпромовской редакцией). В третьих и главное всё ещё больше усугубляется хроническим непониманием самих авторов ЧТО они написали (но об этом позже).

Говно ли корзина?! Не в коем случае! Корзина – это специфический жанр, плохо влезающий в обычные рамки оценки текста. Он либо туда со свистом проваливается, либо давит и корёжит узкие рамки сюжет-слог-композиция-… Подходящие к корзине с обычной линейкой художественности намеряют там как правило только хуйню.

Но мы то не такие. Мы то пытливые. Потому попробуем найти видовые признаки корзины.

Корзина это в первую голову предельный аскетизм текста. Корзинщики редко себя утруждают выдумыванием сюжетных линий, инициализацией каких-то героев, диалоговыми ветками. Корзинщики очень лаконичны по объему – корзинный текст это сверхмалая форма, редко если больше 500-600 символов. Некоторые авторы с майнпейджей стягивают себя таким навязанным со школьными сочинениями иезуитством, как наращивание мяса текста (обычно вычурных фраз, хорошо, если хотя бы своих) вокруг скелета-фабулы. И хорошо, если хотя бы фабулы - некоторые так и вообще, сдаётся мне, по плану, как привыкли среднегодовые отчёты писать, хуярят. Авторы-корзинщики не таковы. Они абсолютно свободны и тем привлекательны.

Корзина – это прежде всего разрыв с традициями литературы. И не только в её общем мировом, понимании.

Корзина будучи порождением кк это одновременно и разрыв с традициями кк-текста (термин условный и спорный, оговорюсь, но другого нет). Сам кк-текст давно оброс уже массой мёртвых ритуалов. Это и обязательная лексика и тематика. Это и приёмы, например орфо-текст, доведённый в “падончиских” рассказах до абсурда. Это и культ “смешно” имени клики Питона-Пункта, хотя их “смешно” это всего лишь ситуационный юмор, пересказанный стилизовано-простушным, полу-деревенским, полу-дворовым языком, да ещё и крутящийся вокруг пары мочеполовых тем. Это и обязательный пафос и реверансы в сторону признанных деятелей “андеграунда” (ещё одно условное понятие) Летова, Сорокина, например наблюдающийся у некоторых литпромовских хэдлайнеров. Это и комплексы снобов-сверчеловеков. Снобы-быдло, снобы-маргиналы, снобы-буржуа, снобы-мещане – везде неуёмные понты и бахвальство или их обратная медаль. Рутинные формы, за которыми мало что живого. Постулирую - корзина и только она имеет хоть какое-то право называться контркультурой.

Корзинный текст обнаруживает необычное – всё может быть сведено к паре-тройки малозначительных, а зачастую и не связанных друг с другом, да ещё корявых фраз. Необычное и крамольное, в тоже время, для многих. Вспомните, как больше года назад спонтанно пытались травить Рокахулу. Тогда в битву за наше всё, за фсю “беc хуйни”, включились все кто мог носить оружие, от кренившейся набок от серой массы 158го адвоката редакции литпрома до ветеранов-инвалидов - барковой и питона. Новаторство и необычность это угроза - умелый, заслуженный и признанный придворный ремесленник, привыкший годами развлекать люд шуточными сюитками-штамповками ненавидит пришедшего с непойми какой горы скомороха.

Корзинный текст это часто эксперимент с нуля, со слова нулевой выразительности, не с обще-расплывчатого, а с конкретного, вплоть до самых минималистических форм, вспомните “атточт а тусе” Рок-А-Хулы, состоявщий из одной почти фразы, как бык покрывший все остальные репортажи и пародии на них. Корзинный текст – это поиск, это эксперимент, это ни на что ни похожесть. Это не поддающиеся никакой классификации словообразования ДАЧНИКА (сделано без единого гвоздя-штампа), это смайликовая деструктивность раннего Рока-А-Хулы, и невоспроизводимая афористичность КИРова, это точечность действий Пузо и многое-многое другое.

Личность корзинного автора – та ещё специфика. Это инфантилизм, внушающий к слову, симпатию одних и неприятие других - за примерами Дачника или Рокахулы думаю не надо обращаться. Это и непонимание творимого самим автором – многие молодые авторы вопрошают, а чо в корзину меня, обидившись начинают писать “как все” и проёбывают великое на мифическую, да ещё сиюминутную популярность. Это в некотором роде и отмена автора – выведение за скобки, большинство корзинщиков совершенно не амбициозны и мало кому известны. И при том автор-корзинщик, осознавший свою историческую роль, то что ему дано ТАК писать может взобраться на олимп моментом. И будет там писать нетленку левой ногой пока самому не надоест. Потому что корзинщик это часто уникальная личность. Впрочем, об этом (признаю, полемичном тезисе) как-нибудь в другой раз.

На сегодня всё.