Ригден : «Остров проклятых»

16:25  23-02-2010
Страна: США



Год: 2009




Режиссер: Мартин Скорсезе




Сценарий: Деннис Лиэйн, Лаэта Калогридис




В ролях: Леонардо ДиКаприо, Марк Руффало, Бен Кингсли, Эмили

Мортимер, Мишель Уильямс, Макс фон Сюдов, Джэки Эрл Хейли, Патриция Кларксон,

Элиас Котеас, Тед Левайн и др.




Продолжительность:

148 мин.




«Вы когда-нибудь пытались хотя бы

на секунду представить себе мир таким, каким он выглядит в представлении

безумного человека?». Нет? А хотелось бы? Тот

мир, которым видят его настоящие безумцы, выглядит намного более жутким

и трагическим, чем другой, настоящий мир что окружает нас в реальной

действительности. Это вовсе не воспетая в анекдотах карикатурно – сермяжная

действительность с её миллионами «Наполеонов», «Иванов грозных» и подобных им

персонажей. Это ужасающая жестокая реальность, сотканная из сплошной боли, слез

и возведенный в полный абсолют личной трагедии. Посмотреть на эту трагическую

реальность изнутри сознания больного человека, погрузиться в неё с головой,

можно благодаря новому фильму Мартина

Скорсезе «Остров проклятых», с Леонардо Ди Каприо в главной роли.




Сюжет, по — началу раскручивается

как остросюжетный мистический триллер: двое

федеральных маршалов (судебных приставов) прибывают на остров, чтобы

расследовать бесследное исчезновение пациентки из расположенной там клиники, в

которой лечатся осужденные судом к принудительному лечению сумасшедшие маньяки. Как и подобает настоящему

профессионалу, герой Ди Каприо – Дэниэлс, с головой окунается в свою работу и

со всей ответственностью берется за расследование. И чем дальше идет

расследование, тем больше новых загадок открывает для себя Дэниэлс. Все

медсестры и медбраты, на допросах говорят исключительно один и тот же как- будто заученный текст и о чём-то явно

умалчивают. Один из вроде бы либерально настроенных главврачей по — хитрому щурит глаза, а другой с лицом нацистского

военного преступника как-то не очень ясно отзывается о своём прошлом. Даже сама

необычайно жуткая атмосфера острова с её ураганами, заброшенными кладбищами и

прочими нуаровскими клише, как — будто

пытается сказать Дэниэлсу о том, что она тоже является свидетелем какой-то

страшной и необыкновенной тайны.




И чем дальше заходит

расследование, тем больше новых и новых таинственных деталей всплывает

наружу. Тем больше кровавых,

таинственных и загадочных видений из прошлого преследуют Дэниэлса. Тем более

мучительным и трагичным видится образ приближающейся неотвратимой развязки.




Где-то на половине фильма,

начинаешь ловить себя на мысли, что вслед за главным героем сам постепенно

начинаешь терять чувство реальности. Мастерски выстроенная режиссерским

талантом Мартина Скорсезе визуальная картинка, наполненная зашкаливающим экшеном человеческих эмоций и

страстей, бьющих на грани фола,

дополненная отличной актерской игрой Ди Каприо вкупе с таким же отличным

сценарием, играет с воображением так,

что ты как зритель наблюдая за сюжетными перипетиями фильма подобно главному

герою не можешь для себя установить какая из реальностей в фильме является

настоящей, а какая вымышленной. Реальность безумия или реальность чудовищного

конспиралогического заговора, палачей — экспериментаторов в белых халатах, и

тотального преследования инакомыслящих. Причем сомнения относительно

уверенности в правильности понимания увиденного, могут преследовать зрителя,

как и до самых финальных титров, так и после них…




В фильме очень хорошо, прямо с медицинской

щепетильностью раскрывается природа

человеческого безумия. Оно, как и многие другие обычные заболевания может иметь

как эндогенные, так и реактивные причины развития. Если речь идет о реактивных причинах

развития, то в основе развития безумия почти всегда лежит какая-нибудь психологическая

травма, нанесшая значительный урон человеческому Эго. Причем не важно кем. Самим собой или

посторонним человеком. Концентрируясь на

полученной боли, человек постепенно в своих воспоминаниях мысленно возвращается

к тем положительным воспоминаниям,

повествующим о счастливых и радостных моментах жизни, которые предшествовали

личной трагедии. И чем ярче счастливые воспоминания, тем

больше горечь от тех отрицательных эмоций, что сопровождают негативные

переживания. Тем более гротескной и значительной кажется случившаяся трагедия. Однако заниматься самокапанием и

саморазрушением постоянно нельзя. Рано или поздно человеческий разум ведомый

инстинктом сохранения, пускай даже и на подсознательном уровне начинает искать пути к личному спасению. И хорошо, если разум в качестве выхода

из сложившейся психотравмирующей

обстановки выберет правильный путь. Путь спокойного восприятия случившегося как

отдельно взятого факта личной биографии неспособного каким-либо образом преследовать человека в будущем. Гораздо хуже, когда

человеческий разум в такой ситуации начинает заниматься самовнушением,

убеждая себя в том, что ничего плохого и не случалось вовсе. Причем внушая, себе,

что ничего страшного не происходило, человек выуживает из памяти какие-то фрагменты,

свидетельствующие о «правильности» выбранной им трактовки событий и старательно

отметает другие, не вписывающиеся в созданную им картину иллюзорной реальности.

Постепенно отрезок времени, отделяющий человека от той психотравмирующей

ситуации становиться всё длиннее и длиннее, и человек уже не может толком вспомнить, как оно всё было на самом

деле, и восстановить память о тех

ощущениях, которые он испытывал непосредственно в той ситуации, зато способен

прекрасно хранить память о тех лжеощущениях и лжеэмоцииях которые он испытывал

совсем недавно, в очередной раз «вспоминая» пережитую трагедию. Правда,

подобные игры с разумом не проходят бесследно, и подсознание,

хранящее истинную память о

негативных событиях начинает посылать нашему сознанию различные образы,

свидетельствующие о «неправильности» установок сознания. Вот именно этот

конфликт сознательного и бессознательного и является отправной точкой безумия. Отправной

точкой падения в бездну, из которой нет, и не может быть возврата назад. Забыть

обо всём плохом и начать новую жизнь с нуля, что может быть проще этого? Что

может быть сложнее?




«Остров проклятых» вообще не

имеет никаких минусов. Это картина, совершенная во всех отношениях. Даже

поначалу слегка расплывчатый образ

главного героя, чья личная трагедия казалось не могла бы быть сформирована из столь непохожих друг на друга фрагментов, как

боль от потери любимой жены, пережитый ужас от увиденных им нацистских

злодеяний во время службы в армии,

видений разыскиваемой им преступницы,

убивший собственных детей, в конце складывается в целостную и совершенную мозаику,

производящей поистине шокирующее впечатление на стороннего зрителя не готового именно к такой развязке.




За последнее время, это третий

фильм, посвященный трагедии сумасшествия, что выходит в прокат. До этого были

отечественные «Я» и «Палата №6». Но не

один из этих фильмов не давал возможность по-настоящему прочувствовать и

передать на экран в полной мере всю глубину и остроту трагедии человеческого

сумасшествия.




«Я» это фильм о нормальном

человеке, оказавшимся среди ненормальных людей. Его герой способен был

противопоставлять себя окружающим больным людям.




В «Палата №6» главный герой, в принципе

абсолютно нормальный человек, постепенно приходит к осознанию того, что не существует

никаких особо разграничительных черт, отделяющих душевнобольных от нормальных

людей. И даже наоборот, душевнобольные иногда предстают в гораздо более привлекательном свете, чем

нормальные люди.




В «Острове проклятых», напротив

впервые за долгое время в истории современного кинематографа была предпринята

попытка посмотреть на тот негативный образ психически больного человека, сформированного

в массовом сознании, немного в ином ракурсе. К сожалению, в наше время еще

сильны стереотипы, согласно которым душевнобольные люди представляются обычным

людям исключительно в двух ипостасях: или в специфическом шутовском облике не

способном вызывать какие-либо сострадательные эмоции или в крайне негативном

образе каких-нибудь крайне опасных для

общества маньяков. Общество, к сожалению

еще пока не способно воспринимать людей, страдающих тяжелыми психическими

недугами точно так же, как оно воспринимает несчастных, что страдают тяжелыми

физическими недугами. Каждый из нас всячески пытается дистанцироваться от самой

мысли о том, что подобная беда может приключиться с кем-то из наших близких или

с кем-то из нас. Мы способны вполне спокойно относиться к той

мысли, что кто-то из наших соседей, не очень близких знакомых, или других людей

с кем нам, возможно, единожды приходилось соприкасаться по жизни может

оказаться полным безумцем, но мы отказываемся верить в то, что подобное

возможно с кем-то из наших близких или непосредственно с нами. И почему это

так, собственно говоря? А потому, что мы не способны всё — таки адекватно

относиться к душевнобольным людям.

Понимая умом, что эти люди вовсе не виноваты в своей трагедии, внутри себя мы

всё-таки считаем сумасшествие чем-то немного постыдным. Именно постыдным, ведь

как ни крути, сумасшествие в нашем представлении это болезнь слабых людей, а слабость – признак

уязвимости. А каждый из нас кажется, самому себе офигеть каким сильным. И поэтому, например, когда в фильме

«Петя по дороге в Царствие Небесное» главный герой — дурачок по имени Петя,

мнящий себя милиционером, показывает

окружающим игрушечный пистолет, называя его настоящим, это может казаться забавным. Это не пугает. Петя выглядит

слишком слабым, для того чтобы кто-то из нас

— «сильных людей» хоть на секунду мог представить себя на его месте. А

вот когда в «Острове проклятых» герой Ди Каприо стреляет из игрушечного

пистолета, будучи абсолютно уверенным, что он настоящий, это способно

по-настоящему повергнуть в шок. Потому, что его герой не выглядит слабым. Он

выглядит сильным. И многие представляли себя на его месте. Поэтому, это накатывающее холодной волной на главного героя осознание

чудовищности окружающей его реальности,

одновременно задевает и зрителя. В эту секунду зритель на секунду, каким-то

шестым чувством, вдруг неожиданно для себя открывает, что сумасшествие – это не

только удел карикатурных «Наполеонов» и свихнувшихся маньяков. Пасть в бездну

безумия, способен каждый. Сумасшествие это трагедия. Трагедия одного

конкретного человека и его близких. Трагедия всей жизни. Трагедия, которую хотя

бы необходимо пытаться не допускать.




Особенно порадовал финал картины.

Стандартный голливудский хэппиэнд в подобной истории был бы совершенно не

уместен. Подобно тому, как невозможно

собрать хрустальную вазу из валяющихся по полу мелких осколков стекла, также

невозможно собрать что-то цельное и совершенное из разбитых в мелкую стеклянную

крошку разрозненных осколков человеческого сознания.




Впрочем, эта картина не только о

безумии. Каждый из зрителей сможет получить от картины те впечатления, которые

он хотел получить. Если кто-то хочет

смотреть «Остров проклятых» не как психологическую драму о трагедии

человеческого существования, а как остросюжетный триллер про «хорошего копа» и

плохих «врачей – палачей», или как историческую драму о темных и мрачных страницах из истории американского общества начала 50-х

годов, страдающего паранойей по поводу «нависшей над ним красной угрозы», такой

он картину и увидит.




Эта картина действительно

прекрасна. Не одного лишнего кадра, ни

одной лишней сцены. А те сцены, что есть, отретушированы до такого блеска, что не могут не поражать воображение.




Чего только стоит сцена,

где американские солдаты, столкнувшись в концлагере с увиденным

кошмаром, расстреливают эсэсовцев. Как ни крути, но ведь это был один из

поворотных моментов не только в истории второй мировой войны, но и в истории

всего XX века. Именно

тот кошмар, который открылся американским и английским солдатам при

освобождении концлагерей «Дахау» и «Бухенвальд»

и именно те впечатления, что получили от увиденного американские и

английские парни, сумев донести их до остального свободного мира, навсегда

лишил нацистскую идеологию ореола какой-либо привлекательности и какого-либо

права на возможную реабилитацию. Думаете, этот момент не был важным в истории?

Не согласен. Порой мне кажется, что вся разница между Сталиным и Гитлером,

заключается в том, что в отличие от

Гитлера, Сталину «не посчастливилось» быть свидетелем того, как американские и

английские солдаты освобождают лагеря ГУЛАГа и как они мрачнеют от увиденного и

тянутся к своим карабинам при виде лагерной охраны… Я много раз мысленно представлял

себе освобождение союзниками концлагерей в западной Германии, и только в

«Острове проклятых» мои фантазии нашли воплощение.




Впрочем, при всех достоинствах

данной картины, хотелось бы посоветовать потенциальным зрителям, крайне

осторожно относиться к выбору просмотра указанной киноленты как к обычному

способу весело и непринужденно провести время своего досуга. Не портите

впечатление ни себе не окружающим. Лично мне было крайне неприятно видеть на сеансе скучающих людей пришедших на фильм, чтобы поглазеть на

романтичного красавчика Ди Каприо играющего «любофф» и не получивших ожидаемых

эмоций. Особенно удивляли малолетние дети, весело гоготавшие при виде гор из

трупов сложенных нацистами возле бараков концлагерей. О чём думали их родители,

отпуская детей одних на этот фильм, абсолютно непонятно.




Правильное восприятие подобных

фильмов это удел личностей. А если с «личностью не очень»то нечего тратить

своё время на подобные фильмы.




Я стараюсь никогда не писать в

конце, о том понравился мне фильм или

нет, но при описании этого фильма не смогу удержаться от подобных субъективных

оценок. Фильм мне действительно очень понравился. И на настоящий момент времени это моя самая

любимая кинолента.