Саша Акимов : Фильм Потрошители

07:55  31-05-2010
Начнем издалека. Чтобы понять фильм, необходимо ознакомится сначала с его книжной основой и с тем, кто написал книгу и сценарий. Кто такой Эрик Гарсия? Американский писатель, сценарист и продюсер. Из его книг самые известные – «Ящер» (оригинальное название Anonymous Rex) и «Потрошители» (в оригинале Repossession mambo). Так же он был сопродюсером аниме – «Афросамурай».

Доминантная мысль в книге «Ящер», которая была выпущена в России издательством «Амфора»– жизнь динозавров среди людей. Якобы динозавры не вымерли, они просто замаскировались среди людей, ассимилировались и выполняют обычную работу, живут жизнями, которые похожи на людские, у них такие же интересы. Очень интересная фантазия – не правда ли? Но Гарсия способен на таком вот фундаменте оплошать. Идея интересная, но исполнение ужасно. Вместо того чтобы написать что-то психологически тонкое и пугающее, или вместо того чтобы ударится в другую сторону, и написать сатирическое произведение – автор нарушает все принципы гармонии и композиции. Из своей идеи он делает «Крутой детектив», который стыдно было бы назвать красивым словом Noir. Автор углубляется в какие-то дебри межвидовой ебли человека с ящером, автор вязнет в своем собственном тексте. Тащит за собой и читателя. Видимо, Гарсия даже не представлял, что пишет ерунду. Его скачки от драмы к балагану – могут показаться фирменным приемом, но благодаря его бесталанности – эти скачки выглядят нелепо и не позволяют получить никакой радости от чтения.

Та же болезнь перекочевала в его «Потрошителей». Наш любитель каламбуров пишет книгу, действие которой происходит в недалеком будущем, где искусственные органы продаются в кредит. Два ключевых героя – Потрошители, судебные приставы изымающие органы. Компания Union выплачивает им деньги за каждый изъятый орган, иногда им приходится «задержаться на работе».

Не совсем понятно – зачем делать все так грубо, но следует помнить, что пишет роман Эрик Гарсия, которому неведомы законы гармонии и минимальной человеческой логики. Главный герой безмозглый качок, на которого почему-то западают женщины. У него странные отношения с женой, и немудрено, он убивает людей с утра до вечера. Она пытается его уговорить сменить работу, но он упертый маньяк. В прямом смысле. С первой строчки ясно, он психопат; у него эрегировал член, когда он вырезал у человека поджелудочную железу. Герой совершает кучу грязных действий, постоянно выражает свои примитивные мысли в самых быдлячих выражениях, но он упорно думает, что неотразим. Опять драму прерывают тупые шуточки. Или наоборот тупое легкомысленное повествование прерывают странные истерические мотивы обреченности. Конечно, Эрик Гарсия никогда не достигнет высот идиотизма Александра Смирнова с его «Стратегом», но он местами приближается к этому эталону безвкусной хуеты.

Люди, у которых герой изымает органы вообще в массе своей поразительные похуисты. Они забывают выплачивать кредит за органы, зная, что к ним придет мужик и заживо вырвет из них кишки. «Гениальный авторский ход», когда к одному из первых несчастных является потрошитель, а тот пищит и пытается дать денег.

Дальше происходит еще более смехотворное действо. Пострадав из-за неисправного дефибриллятора, электроимпульсная стимуляция происходит не в ту сторону, главный герой очухивается уже в больнице, где ему вставили новое искусственное сердце. Вот после этого начинается самый сильный бред. Герой якобы обретает душу, не может больше никого потрошить – в общем, жалобно жует сопли. Помните, что это качок, который вчера еще резал людей пачками и получал от этого удовольствие. Больше у него не встает, когда он проводит скальпелем по тушке очередного должника. Конечно, он теряет способ заработать деньги, за ним начинают охотиться. И его бывший друг и напарник становится его вынужденным врагом. Теперь главный герой не охотник, а жертва. Он знакомится с Бет, которая тоже задолжала денег компании. Эта Бет почти вся состоит из искусственных органов. Тут у них занимается романтика, и смехотворные сопли уже льются рекой. Чтобы сильно не заспойлерить, прекращаю описание сюжета. Лучше расскажу про фильм.



Рецепт этого фильма прост. Берем Эрика Гарсию, который написал сценарий. Добавляем к нему мутного режиссера Мигеля Сапочника. Перемешиваем до однородной консистенции.

Наваливаем великолепных актеров.

Джуд Лоу – недавно снявшийся в «Шерлоке Холмсе» Гая Ричи. После роли истеричного пидарасика Альфреда Дугласа в фильме «Уайльд», после роли у Кроненберга в «Экзистенции», после A.I. Кубрика-Олдисса-Спилберга (конечно он бывал занят и в менее интересных проектах, но не в совсем уж ужасных) – актер берет роль мужлана-мясника. Может быть, он хочет сказать всему миру, что возмужал?

Форест Уитакер – недавно получивший множество наград (Золотой глобус и Оскар, к примеру)за роль угандийского президента Иди Амина в фильме «Последний король Шотландии». Для этой роли ему пришлось набрать 20 кг, научится играть на аккордеоне, выучить суахили и посетить Уганду. Когда-то он сыграл Чарли Паркера в фильме Клинта Иствуда «Птаха», чтобы вжиться в образ он запирался на чердаке с саксофоном и музицировал. Когда-то он сыграл киллера в драме Джармуша «Пес –призрак: Путь самурая».

Алиси Брага – бразильская актриса известная ролями в фильмах «Город Бога», «Я – легенда», «Нижний город».

И еще присыплем щепотку эпизодических звезд. Рэппер RZA – выступал раньше с Wu-Tang Clan-ом. В «Потрошителях» играет одного из неплательщиков. Музыканта, который нравится главному герою.



А когда мы вынимаем из духовки этот пирог, есть его просто невозможно. Продукты положили хорошие, но технологический процесс приготовления блюда был нарушен.

При просмотре вспоминаются фильмы «Адреналин» и «Адреналин 2: Высокое напряжение». Фильм действительно брутален, драки, взмахи ножами и дубинами, выстрелы из тазера, погони – все это присутствует. Но режиссер «Адреналинов», понимает, что снимает бред – и снимает фильм максимально абсурдно и резво. Получается хорошо. В «Потрошителях» бред того же сорта, только снятый с серьезным лицом.

Герой периодически мучается дилеммами в духе Декстера. Книга Джеффри Линдсея про маньяка доброго семьянина – плоха. А вот сериал – занятное зрелище. Очередной пример, как из паршивого первоисточника может родиться что-то хорошее. А тут и первоисточник плох, и явно из него ничего хорошего не выйдет.

Людям понравилась сцена драки в коридоре в конце фильма. Этот момент списан под кальку с Чан Вук Пака (Oldboy). Но там где южнокорейский режиссер поступает неординарно и снимает сцену драки О Дэ Су, вооруженного лишь молотком, с двадцатью противниками в узком коридоре в один дубль – американский режиссер просто лепит клиповую нарезку. Так и хочется поставить музыку из «Гардемаринов»: «Вжик вжик вжик – уноси готовенького…»

Людям понравилась сцена, где герои сканируют свои искусственные органы, без наркоза разрезая себя под музыку Moloko. Но эта сцена снята посредственно и скучно. Режиссеру неведомо такое понятие, как саспенс. Он просто ставит актеров и говорит, что делать. Оператор в этот момент, будто припадочный, скачет туда-сюда.

Ну, про невзрачный и ожидаемый конец, я молчу. Все поняли, что режиссер смотрел «Бразилию» Терри Гилиама и «Ванильное небо» Камерона Кроу. Только даже похищая прекрасные моменты у мастеров – Сапочник ни на что не годен.

Если переводные интервью актеров верны, то большинство из них были движимы не жаждой подзаработать, они искренне считали этот проект интересным – стыд им и срам.