vmironov : Крыса.Кому она нужна?

12:42  19-12-2010
Мне, как художнику, часто задают одни и те же вопросы. Очевидно, теми же вопросами донимали много лет назад моих собратьев по творческому ремеслу. Меняются времена и творцы, отображающие их, а вопросы остаются одни и те же.

- Скажите, — спрашивают меня, — а вы вот пишете для себя или для общества?

И приходится пускаться в философские изыски. Я, мол, пишу для себя, но иногда в обществе находятся те, которые считают, что это создано именно для них. И, для примера, привожу некоторые истории из своей жизни.

Случилось это лет 10 назад. У меня очередная запланированная персональная выставка. Состояться она должна была в Риге. А надо сказать, мои работы, по словам искусствоведов, имеют философско-сакральный стиль (или как-то по-другому, но смысл примерно тот же).

Времени до открытия было еще много, и я дописывал к этой выставке полотна. Не знаю, почему, но на одном холсте захотелось написать крысу. Но не обычную, а в философско-сакральном стиле.

Я был захвачен творческим процессом, и крыса получилась у меня огромная, жирная, с розовым хвостом. В общем, как надо.

Заглянувший ко мне на чай приятель-художник начал меня критиковать.

- Ты в здравом уме? Столько времени угрохал на эту крысу. Сам подумай, кому она будет нужна? Можешь представить себе человека, который бы захотел иметь у себя такое полотно?

На что я ответил, что представлять мне нечего, я его прекрасно знаю и вижу по несколько раз в день, когда смотрюсь в зеркало.

- Ну вот и все, других желающих не будет.
- А это уж как время покажет, — сказал я.

И что вы думаете? На открытии выставки первым покупают именно это полотно (Люди покупают картины по-разному. Некоторые, находясь в постоянном сомнении, нравится ли им это полотно, испытывают чувство неуверенности. Другим это полотно нравится и купить вроде бы готовы, да вот вешать некуда. Одним я предложил поставить за шкаф, и, что вы думаете, сработало. Третьи покупают, не выражая никаких эмоций. Просто пальцем укажут на несколько полотен, и все. Делают знак, чтобы заворачивал. Но такие самоуверенные ценители встречаются крайне редко.)

Счастливый обладатель огромной жирной крысой (100х140, холст, масло)просто прыгал от восторга. Он был безмерно счастлив. Он все потирал руки и говорил: «Класс! Супер! Просто блеск!!! Это просто как раз то, о чем мечтал я долгие годы! Повешу завтра же у себя в кабинете над своим столом! Только раму подороже закажу». И опять довольно потирал руки, не отрывая взгляд от моей работы.

Мне была очень лестна такая оценка. Ну и само собой, творческий гонорар для художника дело очень приятное.

Мы с ним обмениваемся визитками, и я на его визитке читаю: «Доктор Захаров».

Мое живое воображение тут же мне нарисовало кабинет доктора, над столом у которого, в красивом итальянском багете, висит моя крыса. А доктор, естественно, сидит под ней.

Я понял, что если я не узнаю, какую отрасль медицины он представляет, то этот вопрос будет мучить меня всю жизнь.

И я, естественно вопрос задал.
- Позвольте узнать, если не секрет, в какой отрасли вы доктор?

И он ответил мне, не отрывая взгляда теперь уже от своей крысы:

- САНЭПИДЕМСТАНЦИЯ.

И мое любопытство стало полностью удовлетворено.