Татарины злоебуЧе : Нимнога а музыке.
20:37 11-03-2011
Русский рэп занятие неблагородное. Вот с такой одной из истин, не нуждающихся в доказательствах, хочу начать своё «выпускание пара». И пусть преувеличенно радужные перспективы так ярко рисуемые нашими школьными и по старше хастлеры не вводят никого в заблуждение. Это всего лишь красиво зарифмованная (или ужасно зарифмованная) swagga и без этого в игре просто никак.
Однако, являясь самым неблагородным, русский рэп в тоже время, есть одно из самых сложных музыкальных направлений. Артист данного жанра должен обладать реальным талантом, чтобы рэп-сообщество признала в нём настоящего (true) рэппера. А критерии true рэппера которые относятся к разряду основных, так сказать обязательных, действительно впечатляют, это и наличие флоу, подачи, техники, глубочайшего смысла в текстах (причём только правды) ну и, конечно же, самое главное true рэппер должен обладать огромной харизмой. Если проводить параллели с поп-артистами… Нет, ни стану я этого делать, так как пропасть между ними в плане мастерства и таланта видна всем сколько-нибудь наблюдательным людям. Вообще, несправедливое отношение к русскому рэпу я чувствую с особенной остротой только тогда, когда смотрю телевизор и слушаю радио. Здесь всё коротко и ясно «не формат». Поэтому буквально по всем каналам приходится наблюдать кочующих из передачи в передачу одних и тех же, пустых, светло-синих, силиконновых, полусуществ. Раздражает даже не их избыточно пёстрый внешний вид, вкупе с убогим творчеством заключенном в песенках под общим названием «ни о чём», а скорее их спонтанная, словесная импровизация. Забавляет, когда какой-нибудь журналист, имеет неосторожность задать поп-звезде live-вопрос типа: «А что вы об этом думаете?», «А как вы к этому относитесь?», «А как вы бы смогли это прокомментировать?». Чем вызывает у поп-исполнителей, всего лишь два способа реагирования на происходящее: 1) либо звездень ловит ступор, ища слова всеми частями тела, а после недолгих, но столь тяжких раздумий, отвечает невпопад, усердно растягивая «и-и-и, ну-ну-ну, э-э-э»; 2) либо не заморачиваясь, сходу выстреливает: «это всё не важно, вот лучше посмотрите на меня, я — поп-звезда, послушайте мою песенку, она realy кульная». Заканчивают же обычно такое позорище та и другая категория разложенцев своей бестолковой, коронной фразой. Этакий смачный аминь, после произнесенной молитвы. Занавес.
Что касается радио, то здесь тоже наблюдается немотивированно-предвзятое отношение к русскому рэпу. О чём и говорить, если даже радио «шансон» есть, а настоящего (для всех) русского рэп радио, без пресловутого формата и цензуры, нет. По хорошему, такое радио, должно было появиться у нас, ещё года эдак три назад. Ведь это вполне логично и обоснованно, так как с каждым днём людей примеряющих на себя слово «рэппер» становится всё больше, соответственно выходит огромное количество стаффа, в котором попадаются по истине жемчужины, требующие срочной, ювелирной огранки. Плюс надо учитывать ещё и тот факт, что слушатель русского рэпа очень требователен по отношению к исполнителю, поэтому самоповторы на одну и ту же тему ему быстро надоедают, лишний раз, давая повод усомниться в сочинительских способностях своего кумира. Такая сверх привередливость, заставляет артиста иметь в своём арсенале рассказы не только про свой environment (хотя в Америке 60% рэпперов только этим и ограничиваются), но и темы на злобу дня, лирические (или пошлые) love-store, стёбные вещи «под пиво» (и не только), мясные диссреспекты, а также трэки для раскачки тачки и клуба. Но и это не все, ибо самым взыскательным, видите ли, подавай неясные намёки на что-то, понятные только избранным. Кроме всего прочего, все эти темы должны подходить под такие понятия как «зацепило» & «вкатило», а панчлайны просто обязаны, приводить слушателя в дикое возбуждение, своей крутостью и меткостью. Так то.
Если капнуть чуть глубже, то можно будет попытаться проследить историю развития русского рэпа, с начала его становления как музыкального жанра, до во что, всё это вылилось в наши дни. Помнится мне было время, когда цифра 2 ещё не стояла в начале тысячелетия, когда пост-перестроечный период наплодил нам «мародеров от кина, музыки и литературы», когда улица, стала сценой для молодых людей новой формации: независимых, свободомыслящих, оригинальных, искусно накладывающих на ломаный бит свою живую рифмованную речь. Это был действительно «золотой век» русского хип-хопа. Первопроходцы творили с чистого листа, устанавливали в игре свои правила, закладывая фундаментальные основы для будущего поколения. Созданные движухи, своей новизной, как магнитом притягивали продвинутую молодёжь, казались ей неожиданными, приятно удивляли и держали всех в режиме информативного голода, ибо утолялся он размытым источником по имени «улица» и шумным, магнитофонным голосом. Таким вот незатейливым образом, светлая музыка разлилась по всем городским джунглям и каменным лесам, нашей необъятной страны…
Посмотрев же на историческое прошлое с другого ракурса, то мы увидим хорошо знакомые и уже изрядно набившие оскомину проблемы русского рэпа. Та же обделённость медиа вниманием, заключённость в рамки «только для тех, кто в теме», вращение в подвалах, кухнях, коммуналках, дворах и ужасное качество на «пиратских» аудио кассетах. На сегодняшний день, такие траблы очень даже присутствуют, изменения состоят лишь в том, что русский рэп с головой погряз в интернете, а аудио кассеты заменил mp3 формат. Какая та слабая эволюция получается, однако.
Что же дал нам заменивший улицу высокоскоростной интернет? В первую очередь высокую информативность, позволяющую слушателю судить о рэппере не только как о музыканте, но и как о человеке в целом. Во-вторых, огромное меню исполнителей на любой вкус, удовлетворяющее даже самое, изысканное ухо. В-третьих, бесплатное промо, дающее возможность начинающим рэп-артистам, в силу своих амбиций, заявить о себе в полный голос. В-четвёртых, «живое» общение через монитор в режиме «кумир-фанат», со всеми отсюда вытекающими… Одним словом всемирная паутина дала полную свободу действий, как для производителей, так и для потребителей. Хотя, заглянув внутрь, мы увидим, что и эта область мнимой демократии не обошлась без хитрожопых, упорно пытающихся навязать всем своё сугубо субъективное мнение. Причём надо сказать не без успеха. Прикрываясь авторитетными названиями интернет-порталов, посвященных уличной культуре, кучка недорогих клавиатуромарателей занимаются методичным промыванием мозгов, которое очень сильно действует на молодые, неокрепшие умы. Иногда просто диву даешься, когда духовные рэп-наставники, позиционируя себя как утончённых эстетов, заслушиваясь Kanye West-ом, одновременно выдвигают в герои «нашего» времени – «непонятно что? непонятно зачем?». Или когда грошовые, вздорные песенки сочинённые корпоративными обитателями ставятся в противовес гениальной работе, легендарных корифеев русского рэпа. Тем самым, сталкивая лбами фанатов, совершенно разных хип-хоп лагерей. Вообще редкостная неутомимость и воспаленный фанатизм, этих интернет-писак, случается, рождает совсем уж нездоровые вещи. Яркий тому пример, служит прикрепление ярлыка «не удовлетворяет запросам времени» на эпохальную работу, выполненную в виде исторического памятника русской хип-хоп культуре в целом (а это я вам скажу, дорогого стоит, такая аналоговая вещь в наше цифровое время то).
Впрочем, надо довольствоваться тем, что имеем, молодое поколение уже ничем не испортишь. Ведь никому сейчас не интересен old school, не говоря уже о высоком, старом тапке и энергии urban-а. «Лучше знать плохо, чем знать мало» — так за всех решила система. Искушённый же слушатель, сам смекнёт откуда ноги растут.
P.S. Русский рэп занятие неблагородное. Неблагородное, да и всё тут.