Гламур Гудзонский : Сексуальные преступления: От древних времен до наших дней. Часть вторая.

12:59  07-06-2004
Греция. Педерастия.

В наши дни слово педерастия иногда используется для описания сексуального притяжения взрослого человека к несовершеннолетнему ребенку, но в Древней Греции оно означало любовь мужчины к мальчику, который вышел из подросткового возраста, но еще не достиг зрелости. Гомосексуализм в современном понимании, то есть связь между двумя мужчинами примерно одного возраста, редко встречался в Древней Греции, а половое сношение с мальчиком, не достигшим подросткового возраста, были настолько же незаконными, как и у большинства других народов.
В Древней Греции существовала широкая сеть законов, касавшихся взаимоотношений между мужчинами и мальчиками. В начале 6 в. До н.э. законодатель Солон, сам бывший педерастом, постановил карать смертной казнью любого взрослого мужчину, обнаруженного в помещение школы (где находились мальчики, не достигшие подросткового возраста) и не имеющего на это разрешения; это наказание позволяет предположить, что педерастия в современном смысле слова была достаточно распространена. Солон также провозгласил, что по закону раб не имеет права вступать в связь со свободным мальчиком; это служит указанием на распространенность педерастии не только в отношениях ученик-учитель, но и обычной педерастии. Далее, любой мужчина, побудивший свободного мальчика к профессиональной проституции, должен был лишиться гражданских прав до конца своих дней.

Но в целом афинские источники производят такое впечатление, будто большинство нарушений, связанных с педерастией, признавались незаконными только в том случае, если обвиняемые были задержаны на месте преступления.
Однако в целом можно сказать, что афиняне периода классической Греции, чей образ мысли испытал глубокое влияние образования, куда больше симпатизировали развитию культуры, чем, если бы нормой их жизни был суровый аскетизм.
Греки добавили в систему отношения к женщине еще один новый элемент. Если вавилоняне и египтяне достаточно часто позволяли себе раздраженные высказывания в адрес женского пола, если евреи питали откровенную ненависть к искательницам приключений (неверным женам и блудницам), то греки вплоть до 3 в. До н.э. клеймили всех женщин поголовно как существ неразумных, сексуально озабоченных и ущербных в нравственном плане. Гармония в семье не была характерной чертой жизни древних греков.
Презираемые жены далеко не всегда роптали. Некоторым из них, несмотря на трудности, удавалось найти утешение с помощью профессиональных сводниц, которых было большое количество, но большинство женщин, избравших менее опасный путь, предавались мастурбации или гомосексуализму (это слово, естественно, происходит не от латинского корня «Homo» - "мужчина", а от греческого "Homos" , что значит "подобный").

Мастурбация в глазах греков была не грехом, а спасательной отдушиной, и в литературе, особенно в аттической комедии, существует масса упоминаний о ней. Но авторы до 3 в. до н.э. мало еще писали и еще меньше знали об интимной жизни женщины, и большинство подобных упоминаний связано с мужчинами.
Милет, богатый портовый город на побережье Малой Азии, был центром производства и экспорта того, что греки называли олисбосом, а более поздние поколения-искусственным членом. Такие искусственные члены использовались не только для мастурбации, но и женщинами-гомосексуалистками, которых греки называли трибадами.
Афиняне считали, что трибадизм более распространен в Спарте, чем в Афинах, и Плутарх отмечает, что "В Спарте любовь пользовалась таким почетом, что даже самые уважаемые женщины сходили с ума из-за девушек".
Плутарх не проводит очевидную параллель с афинской педерастией. В отношении женского гомосексуализма подозрителен был и остров Левкас, отчасти потому, что авторство первого иллюстрированного руководства по трибадским позам приписывались левкадийской женщине по имени Филаэнис. Как мы узнаем у Лукиана, женский гомосексуализм был, по общепринятому представлению античности, особенно распространен на греческом острове Лесбос, "где пылкая Сапфо любила и пела".
О Сапфо и о ее поэзии известно очень мало. Свои стихи она писала на диалекте острова Лесбос, который плохо понимали эллинистические и римские переписчики и комментаторы. Считается, что Сапфо возглавляла школу для
молодых девушек (в том, что касалось женского образования, Лесбос был значительно прогрессивнее Афин) и была такой прославленной поэтессой, что современники называли ее "десятой музой".

Некоторые современные ученые убеждены, что любовь и поэзия были чисто духовными, но те, кто имел возможность ознакомиться с ее поэзией целиком, не могли усомниться в ее откровенно эротическом характере. Апулей называл стихи Сапфо "чувственными" и "распутными"; а Одидий говорил о них как о полном руководстве по женскому гомосексуализму.
Но независимо от того, была ли Сапфо трибадой на самом деле или нет, время наложило на ее имя и на остров, где она жила, особый отпечаток, и вскоре греки перестали употреблять слово "трибадизм" и заменили его понятием "лесбийской любви" и "лесбиянства".