Гламур Гудзонский : Сексуальные преступления: От древних времен до наших дней. Часть третья.
14:23 07-06-2004
Христианская церковь.
Главным сексуальным грехом являлась контрацепция. В средние века к контролированию рождаемости относились очень плохо, особенно если оно включало в себя использование "ядов,
вызывающих бесплодие ", а также анальное и оральное сношение. Это было почти таким же серьезным преступлением, как убийство, и влекло за собой епитимью сроком от трех до пятнадцати лет. "Бедная женщина ", которая " действовала подобным образом из-за невозможности прокормить семью ", обычно получала менее длительное наказание, тогда как те, кто "действовал так, чтобы скрыть преступление блуда", заслуживали более длительного срока
епитимьи. Аналогичное разделение имело место и в случае с прерванным половым актом, за который полагалась епитимья сроком от двух до десяти лет. Длительные епитимьи означали пост в той или иной форме – воздержание от пищи и питья (кроме хлеба и воды), от секса или от
чего-либо еще, что могло быть истолковано как доставляющее удовольствие. В 11 в. появляется альтернатива посту-самобичевание (для монахов) или, для мирян, бичевание приходским священником; существовала и другая категория епитимьи, состоявшая в пении покаянных псалмов.
Мужчина, с которым произошло ночное семяизвержение, должен был немедленно встать с пастели и пропеть семь псалмов, а наутро-еще тридцать.
Аборты, произведенные в течение сорока дней после зачатия (прежде чем плод наделился человеческой душой), кое-где считались менее греховными, чем контрацепция, возможно, потому,
что аборты часто сами по себе были связаны с болью и наказанием. Как заметил Иероним - " распутная женщина, которая принимает различные зелья, чтобы вызвать выкидыш, иногда умирает от этого и отправляется в ад как виновная в тройном убийстве: в самоубийстве, в измене
Христу, своему небесному жениху, и в убийстве не рожденного ребенка".
Один из любопытных моментов в этой системе наказаний заключается в том, что контрацепция, считавшаяся самым страшным грехом в браке, могла быть менее преступной вне брака. "Если мирянин совращает девственницу, посвященную Богу, и теряет свою репутацию, и
если у него рождается ребенок от нее, этот человек должен принять епитимью на один год".
Фактически мужчине, который соблазнил или насиловал девушку, откровенно рекомендовалось применять какую-либо форму контрацепции (и умалчивать об этом на исповеди).
Если грешник-гетеросексуал мог смягчить общественный приговор, даже совершив такое ужасное преступление, как контрацепция, то гомосексуалист был лишен такой возможности. Его
преступление (церковь редко имела дело с женским гомосексуализмом) оценивались по "скользящей шкале". Содомия, "Грех столь омерзительный перед ликом Бога",- как сказал папа Григорий, - что целые города, в которых жили такие грешники, "подвергались уничтожению огнем и каменным дождем".
В 1 в. н.э. Филон Александрийский выразительно истолковал историю Содома в гомосексуальном смысле. "Земля содомитов, была исполнена бесчисленных беззаконий, особенно тех, которые происходили от роскоши и праздности. Жители Содома преступили законы природы,
они пили крепкое вино, и ели лакомую пищу, и занимались запретными видами совокуплений. Мало того, что в своей безумной похоти и стремлении к женщинам они разрушали браки своих соседей,
так еще и мужчины громоздились на других мужчин, презрев природу половых отношений, в которых активный участник имеет дело с пассивным, итак, когда они попытались зачать детей,
они обнаружили, что не могут произвести никакое другое семя , кроме бесплодного"
Отцы церкви приняли интерпретацию Филона. Вполне возможно, что такая идея уже была популярна к тому времени, как Филон изложил ее в столь изобретательной форме. Однако, много веков спустя, западные законодатели снова начали употреблять слово "содомия", совмещая в этом понятии все, что считали "противоестественными грехами". В наши дни, к примеру, в США в штате Виржиния так называемый "содомский устав" запрещает не просто гомосексуальность, как таковую, но также и анальные и оральные половые сношения, независимо от пола участников.
Вплоть до 3 в. н.э., несмотря на кое-какие призрачные остатки законодательства, сохранившиеся еще со времен республики, римские императоры не предприняли никаких официальных мер против гомосексуализма среди взрослых мужчин. Императоры находились в
трудном положении до того, как христианство стало государственной религией, поскольку в армии был особенно распространен метраизм - другая восточная религия, но с сильным гомосексуальным подтекстом. Издать закон против гомосексуализма означало вызвать отчуждение
и вражду среди тех людей, которые возводили на трон и свергали императоров. И даже после того, как в империи установилось христианство, такого рода законы принимались и действовали
очень редко.
Однако, в Константинополе, "втором Риме", император Юстиниан сочетал римские законы с христианской моралью и за короткое время распространил то и другое на больших территориях, входивших в Римскую империю. С точки зрения Юстиниана, богохульство и гомосексуализм были в равной степени безбожными. "Ибо из-за этих преступлений, - говорит Юстиниан, - происходит голод, землетрясения и мор; если мы убедим людей воздерживаться от упомянутых беззаконных
действий, они смогут спасти свои души... Мы приказываем начальнику столичной стражи схватить тех, кто будет продолжать учинять упомянутые беззаконные и безбожные действия после того,
как мы предупредили их, и подвергать их суровым наказаниям, чтобы город и государство не пострадали из-за ужасных деяний"1. Одним из таких наказаний, согласно Прокопию (который сам был начальником столичной стражи несколько лет спустя), была кастрация, сопровождаемая общественным порицанием преступника.
Едва приказ Юстиниана успел повсеместно распространиться, как в 541 году Константинополь поразила ужасная чума, в результате чего за последующие три года вымерла треть населения города. Для императора и для церкви это было очевидным доказательством того,
что Юстиниан, верно, оценил ситуацию. Когда эпидемия закончилась был издан еще один указ.
"Хотя нам всегда необходимы доброта и милосердие Бога, но в данном случае, сейчас, мы нуждаемся в ней особо, потому что самыми разными способами вызвали Его гнев, который излился на множество наших грехов... Нам следует отказаться от всех низменных поступков и помыслов и в особенности от осквернения мужчин, на которое некоторые мужчины святотатственно и нечестиво осмеливаются, совершая потребные соития с другими мужчинами". Разрушение Содома и Гоморры, история которого изложена в Священном Писании, была для Бога способом сказать, что "законодательным путем мы можем предотвратить такую скорбную судьбу".
Таким образом, библейская история, окрашенная отвращением древних евреев к "противоестественным грехам", привела к тому, что гомосексуализм превратился в опасность для государства.
Гомосексуализм представлял собой опасность и для церкви, являясь откровенным нарушением христианской морали. В начале 4 в. гомосексуалистам было запрещено креститься. И, несмотря на это церкви было хорошо известно, что в ее рядах были гомосексуалисты, и с распространением монашеской жизни церковные законы стали подвергаться большой опасности. В 567 году. Второй церковный собор в Туре решил поддержать бенедиктинское правило, заключавшееся в том, что монахи не должны спать по двое в одной постели, а несколько веков спустя аналогичное правило было принято и для монахинь.
В 693 году церковный собор в Толедо, указав, что содомия "преобладает" в Испании, постановил, что "если один из тех мужчин, которые совершают мерзкие сношения, действуя против природы, с другими мужчинами, является епископом, священником или дьяконом, он должен быть, лишен достоинства своего сана и отправиться в пожизненное изгнание, будучи поражен проклятием". Сотня плетей, обритие головы и изгнание были наказанием за вину соучастия в
этом преступление. К церковному наказанию король присовокупил светское - кастрацию.
Нельзя считать, что монастыри были главными рассадниками содомии. Общая направленность церковных правил и уставов подтверждает, что гетеросексуальность священников была куда более серьезной проблемой, чем гомосексуальность.
В том, что касается мирян, церковный собор в Анкаре в 314 году издал два Канона, смысл которых не вполне ясен. Современные ученые считают, что имеют отношение только к зоофилам, "которые сотворили блуд с животными", но в ранней западной церкви эти каноны
применяли также и к гомосексуалистам. В результате наказания предназначенные для зоофилов.
Были взяты на западе за основу в обращение с гомосексуалистами, тогда как восточная церковь применяла к гомосексуалистам те же принципы, что к виновным в супружеской измене. Наказания
различались в зависимости от того, был ли инициатор гомосексуального контакта старше или младше двадцати лет, был ли он холостым или женатым, вошла ли гомосексуальная активность у него в привычку или нет. Женатому мужчине старше пятидесяти лет, периодически вступающему с другими в гомосексуальные контакты, обычно отказывали в причастии, если он не находился уже на смертном одре.
Когда церковь расширила сферу своего влияния и обнаружила, что правила христианской морали необходимо свести в единую систему для облегчения работы приходских священников, она стала более рациональной. Она уничтожила, если бы могла, все разновидности гомосексуальных действий и инстинктов. Однако церковники оказались способны признать, что гомосексуализм имеет столь же широкий спектр проявлений, как и гетеросексуальность, что он может существовать в пассивной форме или проявляться в виде возвышенной привязанности либо в виде желания физического контакта или страстного совокупления. В свете своего общего отношения к гомосексуализму церковь не делала различий между этими проявлениями: если гомосексуальность была сама по себе абсолютным грехом, то не существовало возможности разграничить разные ее аспекты по их относительной греховности.
В результате предписываемые за гомосексуализм наказания превратились в исключительно сложную систему. Необходимо было учесть все возможные отклонения. Имел значение возраст преступника и его профессиональная принадлежность; с монахами поступали более сурово, чем с мирянами. Кроме того, учитывалось, выполнял ли преступник активную или пассивную роль, а также частота гомосексуальных контактов и количество других мужчин, участвовавших в преступлениях. Некоторые варианты наказаний были особенно ужасными. С монахинями,
использовавшими искусственный член, обращались с особой жестокостью, так же как и с монахами, повинными в кровосмесительной гомосексуальной связи.
В системах наказаний за сексуальные преступления содержалась масса противоречий. В Уэльсе в 6 в. гомосексуальная практика влекла за собой трехлетнее покаяние, а в Бургундии в начале 8 в. –десятилетнее. За оральное сношение гомосексуалист, в зависимости от места его проживания, мог подвергнуться наказанию сроком от семи лет до пожизненного заключения.
Один список наказаний 7 в., по происхождению франкский, представлял собой вариант руководств, которые использовали священники на исповедях в период раннего средневековья.Гомосексуальные грехи заслуживали следующих наказаний.Преступник моложе 20 лет: "Простой поцелуй" - шесть особых постов. "Вольный поцелуй" без семяизвержения - восемь особых постов. Поцелуй "с семяизвержением или объятиями" - десять особых постов.
Преступник старше 20 лет: Здесь не проводилось разграничений. Наказание заключалось в том, что преступник должен жить в воздержании, есть отдельно от других (при этом питаться только
хлебом и водой) и не допускаться в церковь. Продолжительность наказания определялась по усмотрению исповедника.
Взаимная маструбация. Для мужчин старше 20 лет - двадцати или сорокадневное покаяние.
При длительном совершение греха "преступников следует отделить друг от друга и назначить покаяние сроком на один год". Стодневное покаяние при повторном преступление. Межбедренное сношение (при котором пенис активного партнера помещается между бедер пассивного) - покаяние сроком на два года.
Или стодневное покаяние для первого случая и годичное для второго. (Первая разновидность наказания предназначалась для мужчин старше 20 лет, а вторая – для мужчин младше 20 лет; либо же первая – для представителей духовенства, а вторая-для мирян).
Фелляция (оральное сношение) -покаяние сроком на 4 года, при длительном совершение греха-сроком на 7 лет.
Содомия (анальное сношение) - покаяние сроком на 7 лет.
С 6 в. по начало 11 в. с гомосексуалистами фактически обращались не более сурово, чем с супружескими парами, практиковавшими контрацепцию. Но затем атмосфера начала меняться. Установление целибата для духовенства могло породить страх, что в среде священников гомосексуализм получит более широкое распространение, чем раньше, а это в свою очередь дурно повлияет на мирян. Петр Дамиани в 11 в. выразил возмущение по поводу того, что
священники-гомосексуалисты отпускают грехи тем же самым людям, с которыми состоят в преступной связи. Но этого было недостаточно, чтобы ужесточить наказания: ведь чем дольше был срок покаяния, тем с большей вероятностью оно могло оказать обратный эффект. Вместо того
чтобы удлинить сроки покаяния. Церковь передала рассмотрение особо тяжких преступлений из-под ведомства приходских священников под юрисдикцию епископов. Во Франции в 1300 году все "противоестественные грехи, совершаемые мужчинами старше двадцати лет", рассматривались епископом; "противоестественными грехами" считались межбедренное сношение, фелляция, содомия
и зоофилия. В ведомстве инспекторов, периодически объезжающих деревни для выявления преступников, находились те же грехи, совершенные мужчинами в возрасте до двадцати лет, а
также использование для сексуального удовлетворения заменителей женщины и "семяизвержение с помощью рук" (т.е. взаимная мастурбация). На долю приходских священников остались гомосексуальные действия, совершенные мальчиками в возрасте до 14 лет и женщинами до 25 лет, а также одиночная мастурбация.
Ответственным за ужесточение церковного отношения к гомосексуалистам является философ и теолог 13 в. Фома Аквинский. Подобно тому как Августин дал рациональное обоснование отвращению отцов церкви к гетеросексуальному половому акту, который стал допускаться только
в целях продолжения рода, так и Фома Аквинский закрепил традиционный страх перед гомосексуализмом, объявив этот тем самым преступлением, за которое были разрушены Содом и Гоморра, и "доказав" то, в чем уверен каждый гетеросексуальный мужчина - что гомосексуализм
является неестественным перед лицом Бога и людей. Доказать это было несложно, особенно потому, что Фома Аквинский выстроил свои аргументы на предположение Августа о том, что половые органы были даны человеку творцом специально для размножения и могут быть
использованы только теми способами, которые не исключают возможности зачатия ребенка. Таким образом, гомосексуализм по определению является отклонением от естественного порядка вещей,
установленного Богом (так же как и гетеросексуальные анальные и оральные сношения и, очевидно, зоофилия), и такое отклонение не только неестественно, но и, по словам того же Августина, развратно и богохульственно.
Фома Аквинский, очарованный гармонией единого нравственного образа, был исключительно влиятелен в свое время и долгое время спустя. Но недостатком этого образа является то, что все выходящее за его пределы, не находит также и места в обществе, построенном на таком
образце. Начиная с 14 в. гомосексуалисты не могли найти себе прибежища и милосердия ни у католической церкви, ни у государства.
В том, что касается истории секса, репутация ранней христианской церкви поистине ужасна. Западные государства, в которых христианство еще не было распространено, могли с разной степенью осуждать супружескую измену (как правило), контрацепцию (изредка), детоубийство (редко), зоофилию (иногда), маструбацию (никогда). Церковь осуждала все эти явления.