Немец : Северный Урал. Тур на квадроциклах. Часть IV. Жигаланские водопады.

11:24  01-08-2011
23.07.2011

Утром 23-го июля я чувствовал себя существенно лучше, чем накануне вечером. Видимо мой организм смирился с нагрузками и начал приспосабливаться. Даже рука кое-как работала.
Все еще спали. Я развел костер, поставил кипятиться воду и пошел к реке искупаться. Купание в студеной воде добавила мне здоровья, так что вчерашние опасения, что я сегодня свалюсь с квадра на первой кочке, улетучились. Я выпил кофе и пошел щелкать утренние виды реки Вагран.

Павел проснулся последним, выполз из палатки взъерошенный и недовольный. Но отсутствие медведей придало ему бодрости, и от ночных кошмаров он оправился быстро (хотя я над ним и поржал от души).
Позавтракали вчерашней кашей, собрались и отчалили. Дорога шла лесом на запад, затем свернула на север, мимо Казанского Камня. Это участок маршрута был не сложным, и средняя скорость движения составляла 30-35 км в час. К обеду мы одолели километров 40, у широкой реки (забыл название) сделали привал, сварили кашу.

Дикая природа заканчивалась, эти места уже были обжиты, а потому не очень интересны. Дальше маршрут вел мимо поселка геологов, экскаватор рыл канаву, в которой они (геологи) чего-то ковыряли-исследовали. Я крикнул им: «да здравствует российская геология!», на что они как-то невесело улыбнулись, видно дела у российской геологии не ахти.

Лес закончился, мы вышли на разбитую лесовозами дорогу, настолько пыльную, что пришлось растянуться метров на 100, потому что за 10 метров невозможно было ничего разглядеть. Проехали мимо поселка старателей, вышли на дорогу, ведущую на Жигаланские водопады, тоже разбитую ужасно. Но к водопадам мы не повернули, потому что планировали посетить их завтра, в последний день маршрута. Конечной точкой сегодняшнего перехода была Ясная поляна, где нас ждал на Fiate Сергей, туда мы и направились.

Ясная поляна — ухоженное и обустроенное туристами место, мусора нет, стоят столики и лавочки. Мы добрались до нее быстро, времени было всего 14:30, хотя за день прошли километров 80. Посовещавшись мы решили ехать на водопады сегодня же. Наш пятидневный тур сокращался до четырех дней, но я был только за. Дело в том, что в этом случае у нас оставалось два дня в запасе (наш поезд уходил только 26-го вечером из Серова), и я хотел за это время смотаться в Невьянск, посмотреть на наклонную башню Демидовых. Стас и Сергей могли нас подкинуть до Невьянска, потому что это по дороге в Екатеринбург. В общем, все складывалось удачно. Мы отдохнули час и отправились на Жигаланские водопады.
До водопадов было не близко — 30 км, мы доехали туда за час. По пути пересекли границу Европа-Азия, о чем свидетельствовал соответствующий знак.

Жигаланские водопады — место людное, несмотря на сильную удаленность от цивилизации (от Североуральска путь обычным транспортом займет часов 5). К тому же была суббота, и народ пёр туда толпами. Мы обгоняли «Пазики», «жиги» и внедорожники, которые ползли по убитой дороге со скоростью пешехода. Мы же уверенно топили 40-45 км в час. Небольшие камни и выбоины для квардоциклов — ерунда, только вибрацией в руках отдается, но руль надо держать крепко, да.
Река Жигалан берет начало в снежниках горы Дормык. Река небольшая, протяженностью всего 8 км, при этом перепад по высоте составляет 700 метров, так что несется она по камням, создавая перекаты и водопады высотою до 10 метров. За четыре дня тура нам не встретился ни один водопад, а те реки и ручьи, которые попадались нам по пути, были спокойны, я бы даже сказал умиротворенны. Но Жигалан по-настоящему дикий, как весь Северный Урал, он неистовует и буйствует. Его мощь и агрессия впечатляют, и даже немного пугают. Кое-где грохот такой, что не слышно, что говорит рядом стоящий человек. Одно плохо — слишком много людей, и слишком много мусора, который эти «туристы» бросают где попало. К слову сказать, наши проводники к природе относятся трепетно, никогда ничего не выкидывают, что можно сжечь — сжигают, остальное забирают с собой. За время тура мы не выбросили ни одной пачки из под сигарет или консервной банки. От мусора избавились только в Североуральске в ближайшем мусорном контейнере. Простой пример обычной порядочности и благодарности по отношению к природе.

В водопадах мы, конечно же, искупались. Насытились видами и пейзажами и отправились назад. День выдался утомительным, поскольку в целом мы прошли около 140 км. Но настроение все равно было бодрое и немного грустное — тур закончился, и назавтра нам предстояло вернуться в цивилизацию.
Вечером у костра откупорили вискарь и перцовку, и сидели до глубокой ночи, о чем-то беседуя. Клонило в сон, но так не хотелось тратить на него время, хотелось остаться, задержаться здесь, в сказочной реальности Северного Урала еще хоть на час. И тогда я подумал, что тур необходимо повторить. Может быть по Приполярному Уралу, или по Алтаю…
— На следующий год надо ехать на Алтай, покорять его на квадрах, — сказал Павел, и я понял, что он думает о том же, о чем и я. Да и о чем еще мы могли думать.