Илья Волгов : `Гюнтер Грасс, "Данцигская трилогия"

01:22  01-09-2011


История – бессмертный организм, творение цивилизации и обитель человека. Влияние той либо иной эпохи на формирование и сознание личностей неотвратимо. История лепит и разрушает народы и государства, страны и нации. Самое же главное – история рождает поколения. Немецкий писатель, художник и скульптор Гюнтер Грасс, уроженец Вольного города Данцига (ныне Гданьск) имеет интерес и талант в своей особой манере рассказать нам об истории о и её влиянии на жизни людей.
*
Известность автору принёс его первый же роман “Жестяной барабан”, изданный в 1959 г., где рассказ ведётся от лица Оскара Мацерата, “маленького человека”, в возрасте трёх лет пожелавшего больше никогда не расти. В романе реальные исторические события описаны специфическим стилем Грасса, многословным, иногда даже монотонным, но обязательно сюрреалистичным до невозможного. Этот непростой язык и стал его визитной карточкой. Капризный наивный главный герой, в существование которого хочется поверить, марширует по своей вымышленной жизни: нарочно падает в погреб, играет в карты на польской почте во время вспыхнувшей войны, выступает в театре, влюбляется в медицинских сестёр, теряет родственников, слишком часто ходит на похороны, и всё это – под ритмы детского лакированного барабана. Выражение быта своего народа через повествование пером абсурда (и сам Грасс кокетливо называет свои произведения “театром абсурда”) вызывал широчайший общественный интерес к новому автору.
Великолепный дебют, ненавязчивый, удивляющий и часто - заставляющий ужаснуться.
“Жестяной барабан” был экранизирован режиссёром Фолькером Шлёндорфом в 1979 г. Картина получила “Золотую пальмовую ветвь” Каннского кинофестиваля в том же году и премию “Оскар” как лучший иностранный фильм.

Новелла “Кошки-мышки” 1961-го года издания вызвала ещё более буйные выплески внимания со стороны литературных критиков и простых читателей. Течение жизни Йоахима Мальке, который в юности был травмирован хулиганской выходкой товарища – тот бросил кошку ему на шею, по которой ходил ходуном слишком выдающийся кадык – стоит в центре повествования и носит явно трагические цвета. Главный герой решил любой ценой прикрыть свою уязвимость, заработав на службе Железный крест, но остался разочарован вскрывшейся лжеморалью нацизма. Многие люди-современники Грасса оказались возмущены открытым пренебрежением к одной из главных исторических наград всей истории немецкого народа, что вызвало скандал; новеллу пытались запретить также из-за обилия аморальных сцен. Однако, протесты людей творческих, других писателей и читателей, видящих и понимающих произведение как образчик большой литературы, позволили слову жить. Самым вкусным и в этой книге оказывается фирменный стиль Грасса, обросший тут ещё более глубоким символизмом.
Приятные отсылки к первому роману автора делают новеллу “Кошки-мышки” отличным продолжением истории людей родного города.

Третья книга “Данцигской трилогии” продолжает нам рассказывать о годах фашизма, определённых Грассом как “Собачьи годы” (изд. 1963). Самый сложный период всей истории Германии, период зла и преступлений против мира, изувечил тысячи жизней, о чём нам вновь повествует автор. Эта книга о дружбе между Вальтером Матерном, детиной с коммунистическими убеждениями и многогранно талантливым евреем Эдуардом Амзелем. Три части романа поданы лицами разными, но всегда присутствует немецкая овчарка, красивый сильный пёс, чёрный, как душа нацизма. К уже известному стилю примешаны философия и дерзкая сатира – с помощью этих своих инструментов Грасс и описывает, как собачьи годы уродуют судьбы. Множество отсылок к классическим произведениям мастерски выпиливаются писателем-виртуозом на полотне собственного почерка гротескно-символического метафоризма, а дантевская концовка приводит персонажей к переосмыслению собственных поступков на фронтах их жизней.
*
В 1999 г. Гюнтер Грасс был удостоен Нобелевской премии по литературе - “Его игривые и мрачные притчи освещают забытый образ истории”. Скандальный автор, сам стоявший на ветру судьбы в тёмное время в рядах Ваффен-СС, сыграл важную роль, переоценить которую невозможно. Он описал быт своей страны в тяжёлые для неё времена, стилем, доставляющим удовольствие умному читателю. Гюнтер Грасс заставил нас запомнить историю, а историю помнить нужно, ведь она становится бессмертной во многом с помощью и благодаря литературе.